Занимательные материалы к уроку физики (9 класс) "Источники звука. Звуковые колебания и их характеристики"
Цели урока:
• Сформировать понятие о звуке, его источниках, физических и
физиологических характеристиках звука.
• Познакомить учащихся со звуковыми колебаниями; показать, что любое
колеблющееся тело является источником звука
• Сформировать представления учащихся о единой природе звуков в живой
и неживой природе.
Задачи урока:
Образовательные: -ввести понятия: звук, камертон, источник звука, громкость, тембр и высота звука.
-создание условий для формирования представлений об источниках звука и
звуковой волны.
Развивающие: -формирование умения анализировать, делать выводы, обобщать полученные сведения;
-развитие навыков наблюдения;
-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учебному труду,
коммуникативных умений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, камертон, резиновый молоточек,
штатив с муфтой и лапкой, теннисный шарик, бокал, металлическая линейка.
Изучение нового материала
Физический словарик
Акустика ( от греч. Akystikos- слуховой); тон ( от греч.tonos- напряжение, ударение); фоно…( от греч.phone-голос, звук, речь, слово); фонограмма ( от греч.phone-звук, голос, речь и gramma-запись).
Интересная информация
Слуховой аппарат человека.
Характеристика | |
Частотный диапазон звуков, воспринимаемых ухом, Гц. | 16-20 до 20 000 |
Частотный диапазон речи, Гц. | 1200-9000 |
Частота звуковых колебаний, к которым чувствительно ухо, Гц | 1500-3000 |
Расстояние между правым и левым ухом у взрослого человека, см. | Ок.18 |
Форма барабанной перепонки | овальная |
Масса молоточка, мг | Ок.23 |
Масса наковальни, мг | Ок.25 |
Масса стремечка, мг. | Ок.3 |
Площадь наружного отверстия слухового канала уха, | 0,3-0,5 |
Площадь барабанной перепонки, | 0,1 |
Фронтальный опыт «Демонстрация звуковых волн различной частоты»
Оборудование: видео- анимация «Демонстрация звуковых волн различной частоты» , ПК.
С помощью видео-анимации учащимся демонстрируются звуковые колебания от 20 Гц до 20 000 Гц.
Технологическая карта ученика_______________________________
на тему: Звуковые волны. Характеристики звука.
Задание 1. Заполните недостающие пропуски в определении с помощью учебника, параграф 30, стр. 127.
Звуком называется …… механическая ……., распространяющаяся в …….. среде , с …… от 20 до 20 000 Гц.
Задание 2. Заполните таблицу с помощью учебника , параграф 30 , стр. 128 .
Свойства звука |
Звук это продольная или поперечная волна? | |
Распространяется в каких средах? | |
Какую конечную скорость имеет в | В воздухе - ________ В воде - ___________ В железе - _________ |
Задание 3. Заполните таблицу с помощью учебника , параграф 31 , стр.131.
Характеристики. |
Громкость звука – характеристики амплитуды звуковой волны. |
А1 | А2 |
2. Высота звука – характеристика частоты звуковой волны. |
Низкий звук | Высокий звук |
Тембр звука – окраска звука, зависящая от источника звука ( скрипка, кларнет, рояль, гитара, орган и т.д.) |
Работа в группах.
Задачи для первой группы.
1)канадец Марк Хоббард может конкурировать с гоночным автомобилем по скорости передвижения, весу или звуку? (его храп перекрывает рев двигателя)
2.Куры орловской породы очень крупны, красивы и несут много яиц. Самое же главное достоинство петухов – необычный голос. Звучный, бархатный, протяжный, без хрипоты. Голосистых петухов заводили у себя все любители петушиного пения. И вот, что интересно: орловскую породу никогда не продавали за деньги, а только обменивали. Брали за них зерно, скот, муку. А ценились орловские петухи дорого-за хорошего голосистого петуха давали барана, а то и теленка. Петухи поют басом, баритоном, тенором. Каждый любитель слушая их, выбирает себе по вкусу.
Частотный диапазон голосов соответствует6 тенор-130-500 Гц, баритон -100-400 Гц, бас – 80-350 Гц. Определите диапазон длин волн, соответствующий петушиному пению.(бас:4,25-0,97 м, баритон: 3,4-0,85 м, тенор: 2,6-0,68м).
Задачи для второй группы
У тебя голосок – что бабий волосок (тонок да долог).
Какими параметрами характеризуется звук? Что можно сказать о характеристиках голоса из пословицы? (Звук мы характеризуем высотой (частотой, громкостью(амплитудой), тембром (частотной окраской)Звук имеет достаточно большую частоту.)
2)Мирская волна – что морская волна.
Задачи для третьей группы
1)Оделося море в свой гневный огонь
И волны, как страсти, кипучие катит,
Вздымается, бьется, как бешенный конь,
И кажется, гривой до неба до хватит…
… Стихнул ропот непогоды.
Тишины незримый дух
Спеленал морские воды,
И, ложа мягкий пух,
Зыбь легли легко и ровно, без следа протекших бурь,-
И поникла в ней любовно
Неба ясная лазурь.
Задачи для четвертой группы
Диапазон длин звуковых волн, соответствующих женскому голосу контральто, равен 44-201 см, меццо-сопрано-38-171 см, сопрано -34-137 см, колоратурное сопрано: -25-132 см.
Определите диапазон частот, соответствующих голосам (контральто: 770-170 Гц, меццо-сопрано: 890-250 Гц, сопрано: 1000-248 Гц, колоратурное сопрано: 1360-258 Гц.)
. Самые низкие и высокие частоты, воспринимаемые человеческим ухом, равны 20 Гц и 20000 Гц. Чему равны соответственные им длины волн,
если скорость распространения звуковой волны 340 м/с? (Ответ 0,6 м/с, 60 м/с.)
Творческое задание.
Ученикам предлагаются информационные справки. Необходимо составить задачи и решить их.
Музыкальные звуки составляют 8 октав: субконтроктава (её граничные частоты 16-32,7 Гц); контроктава (обозначается С-1: 32-65,4 Гц); большая октава( обозначается С: 65,4-130,8 Гц); малая октава (обозначается с: 130,8-261,6 Гц); первая октава( обозначается с1: 261,6-523,2 Гц); вторая октава (обозначается с2: 523,2-1046,6 Гц); третья октава (обозначается с3: 1046,6-2093,1 Гц); четвертая октава с4: 2093,1-4184 Гц) Основным тоном музыкальной настройки считается тон «ля» первой октавы. Частота основного тона (нормального или стандартного тона) равна 440 Гц.
Высота голоса певца зависит от длины и натяжения связок. У мужчины длина голосовых связок составляет 18-25 мм (бас-25мм, тенор-18 мм), у женщин-15-20 мм. Частотный диапазон, соответствующий басу у мужчин, равен 80-350 Гц, баритону -100-400 Гц, тенору-130-500 Гц.
Домашнее задание. П.30,31 учить., упр.29.