СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧИЙ ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудно ли творить добро? Урок-размышление, урок-рассуждение.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧИЙ ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»»

РАБОЧИЙ ПЛАН УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ

К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»


ТРУДНО ЛИ ТВОРИТЬ ДОБРО?


Сегодняшний урок я хочу начать с одного чертежа. Это очень далеко и очень близко к произведению, которое мы с вами прочитали на прошлом уроке. А как это связано, какие ассоциации у вас возникли, вы поделитесь через несколько секунд в ПАРАХ. Смотрим: ЗАДАНИЕ «ГЛУБИННАЯ АССОЦИАЦИЯ».

Думаем 10 секунд, в течение 20 секунд отвечает ученик (1 вариант), затем 20 секунд отвечает ученик (2 вариант).

Заслушаем ваши ответы. Вы даже не представляете, как мне интересно было вас слушать.

Да, это действительно «Зубцы и шестеренки» Леонардо да Винчи. Мы с вами были недавно на выставке «Гений да Винчи». МОЛОДЦЫ! Великий гений середины 15 века, намного опередивший свое время, он изобрел и парашют, и акваланг, и самолет, конечно, создал модель водяной мельницы.

ВОПРОС: А что символизирует мельница? Думаем. Отвечаем.

МЕЛЬНИЦА – ХЛЕБ – ЖИЗНЬ МОЛОДЦЫ!

ИТАК, Мы прочитали с вами сказку К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Если бы вам понадобилось пересказать целую сказку «Т.Х.» одним предложением, как бы вы это сделали? (В сказке говорится о том,……. Как один мальчик поссорился с конем, и из-за этого деревня, в которой они жили, должна была погибнуть, но добрые люди помогли мальчику исправить положение). Работаем в парах:

Думаем 10 секунд, в течение 20 секунд отвечает ученик (1 вариант), затем 20 секунд отвечает ученик (2 вариант).

Учитель: Недавно я разговаривала со своим папой. Я спросила его, сохранились ли него какие-нибудь воспоминания о тяжелых военных годах. Когда началась война, ему было 2 года. Его отец ушел на фронт, с матерью осталось пятеро детей. По рассказам папы единственное, что он помнит, - это ожидание мамы с ночной смены. Каждый день мама оставляла им несколько горстей зерна. Это зерно дети должны были перемолоть на ручной мельнице, приготовить муку и под утро затопить печь. Утром мама пекла хлеб. И это была подчас единственная еда, которой мать могла накормить своих детей.

А теперь давайте вместе попробуем проникнуть вглубь содержания. То, что лежит на поверхности, мы с вами, конечно, поняли. Хочу сразу предупредить, что произведение это весьма сложное. Истина – глубоко. И чтобы понять ее, нужно думать, рассуждать, анализировать. Но я уверена, что вы прекрасно с этим справитесь.

ПЕРВЫЙ ВОПРОС: Когда происходят события, описанные в сказке? Как вы определили это? Что помогает нам понять эта временная деталь (всего лишь одно слово), что это было за время? Во время Гражданской войны, очень трудное, голодное время.

- Как вы понимаете значение слова «хлеб»? ЗАДАНИЕ «ГЛУБИНА СЛОВА». Есть ли другое толкование слова? Еда – прямое значение. Нет ли у слова более глубокого значения? Еще это житейская необходимость, потребность. То, без чего жить нельзя.

Но рассказ называется «Теплый хлеб». Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? Что мы еще имеем в виду, когда употребляем это слово?

Теплый от старославянского – жар, огонь. Т.О., теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло которого рождает в живом существе особое чувство. Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.

Где происходят события? (В деревне Бережки)

Что вы можете сказать о названии деревни? Какое значение слова лежит на поверхности? (берег). Единственное ли и главное ли это значение, по вашему мнению? Нет (Образовано от слов «беречь», оберегать»).

Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..РАБОТА В КОМАНДЕ

Что такое, по-вашему, добро?

На доске пишу ответы учеников: хорошие поступки, мир, счастье, спокойствие, помощь, семья…

К.Г. Паустовский не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В. Шкловский.

Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?

На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.

Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? Что вы можете рассказать о главном герое? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!».

Что означает эта фраза? (Безразличие, отсутствие интереса к людям, нежелание участвовать в жизни других людей)

В один из дней (включаю музыку, читаю текст) в калитку Филькиной избы постучался конь. Да непростой. Что это был за конь? Раненый. Конь-солдат. Раненых всегда выхаживали, заботились о них.

А что же сделал Филька? Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом.

Кто такой дьявол? Подберите синонимы (нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт)

Символом чего является в русский традиции конь? А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья.

А вы знаете, что обозначает имя Филипп? Филипп – греч. – любитель лошадей.

Соответствует ли имя мальчика его поступкам?

Сравнительный анализ эпизодов.

1. Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…») ЦЕПОЧКА ПОСЛЕДСТВИЙ: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.

2. Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…») ЦЕПОЧКА ПОСЛЕДСТВИЙ: Река замерзла насквозь, мельница не работает, муки нет, хлеба нет, люди голодают.

Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек - часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.

Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи? (чтобы задумался над тем, что совершил).

Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, боязливый, НОЧЬЮ побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему?

Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?

Что советует Панкрат герою? (Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)

Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).

Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст : в воздухе запахло весной…- Тепло. Ласка, любовь, добро….

Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки, примирению с конем).

Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

МИКС: ТРУДНО ЛИ ТВОРИТЬ ДОБРО?

СДЕЛАЕМ ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ:

ДОБРО – НЕЛЕГКОЕ ДЕЛО, КАЖДОДНЕВНЫЙ ТРУД

ОШИБИТЬСЯ МОЖЕТ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК. ГЛАВНОЕ – РАСКАЯТЬСЯ, ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ.

Чему учит сказка «Теплый хлеб»? КАК ВАС ЛИЧНО КАСАЕТСЯ ЭТА СКАЗКА? ЗАДАНИЕ «ЛИЧНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ». Заслушать ответы. Попросить учеников прокомментировать ответы одноклассников (если осталось время)

ДОМАШНЯЯ РАБОТА: НАПИСАТЬ ФИЛЬКЕ ПИСЬМО. (МОЖНО ПОДБОДРИТЬ ЕГО. МОЖНО РАССКАЗАТЬ О СВОЕЙ ОШИБКЕ, КОТОРУЮ ВАМ УДАЛОСЬ ИСПРАВИТЬ)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!