Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ № 41)
Подразделение «Давыдково»
Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351
Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/фак: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]
ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001
РАССМОТРЕНО: Методическим советом Подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ №41 Председатель МС ___________ Степанова-Молодова Г.М. Протокол №18 от 30.08.2017 | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБПОУ КГТиТ №41 ___________ /Ю.В. Щенникова/ 30.08.2017 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Русский язык и чтение»
Среднее общее образование, надомное обучение Осетров Андрей 11 «Е» класс
Количество часов – 3 часа в неделю русский язык, 3 часа в неделю чтение, всего – 198 часов.
Учитель – составитель Уварова М.В.
2017 / 2018 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 -11 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2011г., Программно-методического обеспечения для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы учебного предмета «Русский язык» (10 класс) составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ;
Устав ГБУ КО «Школы-интерната №1»;
Образовательная программа ГБУ КО « Школы-интерната №1» на 2015-2016 уч. год;
Учебный план ГБУ КО « Школы-интерната №1»на 2015-2016 уч. год;
Годовой календарный план – график ГБУ КО « Школы-интерната №1» на 2015-2016 уч. год.
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне в 10 классе 3 часа в неделю, 102 часа за год.
Цель: изучения русского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции обучающихся, а также совершенствовании навыков грамотного письма как показателя общей культуры человека.
Цели изучения курса «Делового письма»:
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- обеспечение усвоения обучающимися стилевых особенностей деловой речи;
- Обучение овладению простейшими жанрами деловых бумаг
Задачи:
расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматических знаний и умений;
использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых задач);
развивать коммуникативные умения и навыки обучающихся;
познакомить с образцами деловых бумаг;
дать понятие о формах, стандартах деловых бумаг, об их композиционных частях;
помочь в практическом усвоении норм и правил составления деловых бумаг.
формировать умения определять, в каких случаях данная деловая бумага применяется;
формировать умения выявлять обязательные элементы, специфичные только для данного документа;
формировать умения подражать образцу;
формировать умения составлять документы самостоятельно.
формировать мотивацию к обучению и получению новых знаний
Содержание программного материала.
Содержание программы «Деловое письмо» предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (расписка, заявление), к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).
Обобщая цели, задачи и условия документирования, курс «Деловое письмо» разделён на три следующих блока:
БЛОК I. Личные документы официального характера.
Цель. Формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме при составлении документов.
Тема: Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг.
Краткое знакомство с историей русской официально – деловой письменной речью с целью выявления причин, формирования особого стиля языка, особенностей культуры русского делового письма.
Разговорный, деловой и художественный стили речи (сфера применения, задача общения, участники общения). Ясность и точность деловой речи, краткость изложения.
Тема:Расписка.
Назначение расписки. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа. Употребление слов только в их прямом значении. В расписке дано полное указание, кто даёт расписку, от кого получен ценный предмет (деньги, вещи); наименование полученного с указанием количества, цены; дата, подпись. Общепринятая форма составления расписки – текст-трафарет. Подражание образцу (- коллективное составление документа после разбора образца; - составление документа самостоятельно с новым содержанием)
Тема: Доверенность.
Назначение доверенности. Анализ стандартного образца. В доверенности указывается доверитель, доверенное лицо, вид действий по доверенности. Обязательные реквизиты (Наименование документа, место и дата написания, основной текст, удостоверительная надпись, скреплённая печатью организации). Общепринятая форма. Подражание образцу. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных документов; самостоятельное составление документа.
Тема: Объяснительная записка.
Документы, предназначенные для доведения до сведения должностного лица информации (заявление, объяснительная). Анализ образца. Обязательные элементы: адресация, наименование документа, основной текст (Вводные слова:Ставлю Вас в известность…, Представляю письменное объяснение…и т.п.), дата, подпись. Правдивое, убедительное объяснение причины нарушения трудовой дисциплины; указание основных мотивов, обстоятельств дела. Общепринятая форма составления документа. Составление объяснительных по дисциплинарным нарушениям, предложенных для рассмотрения учителем.
Тема: Заявление.
Назначение документа. Анализ образца - выявление особенностей оформления реквизитов. Заявления простые и сложные (с Приложением: свидетельство об окончании школы, характеристика, справка о состоянии здоровья, автобиография, справка с места жительства) о приёме на работу; о предоставлении очередного (внеочередного) отпуска. Деловой стиль речи. Коллективное составление плана – схемы заявления. Составление документа из деформированного текста; исправление неправильно составленных текстов; самостоятельное составление заявлений.
Тема: Объявление.
Цель данной деловой бумаги. Анализ текстов объявлений из газет (о выборе профессий, покупке-продаже, находке-пропаже). Выявление обязательных элементов объявления, порядок расположения частей текста Недостаточность или избыточность информации, её достоверность. Подражание образцу. Составление объявлений из деформированного текста; исправление неправильно составленных объявлений.
Типы текстов с точки зрения цели высказывания (описание, повествование, рассуждение). Написание объявления по данному плану и опорным словам с включением описания животных в деловом стиле. Самостоятельное составление текста объявлений.
Тема: Автобиография (2 ч.).
Автобиография великих людей в художественном стиле (Есенин «О себе»). Хронологический план изложения. Оформление документа в деловом стиле (наименование, текст автобиографии, подпись, дата). Анализ образца. Составление автобиографии в деловом стиле по образцу и коллективно составленному плану. Порядок и связь слов в предложениях. С целью оказания помощи учащимся необходимо выписать из личных дел сведения.
Тема: Контрольная работа.
Словарь.
Расписка, доверенность, объяснительная, заявление, объявление, автобиография, гражданин, профессия, работодатель, крестьянин, образование, заимообразно, трудовая дисциплина.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);знание назначения различных видов деловых бумаг;
2.Познавательные: умение заполнения заявления о приёме на работу по образцу умение составлять автобиографию, доверенность, расписку, объяснительную;
выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
3.Коммуникативные: умение составлять письменное обращение с просьбой к родителям, проявление навыков сознательного использования коммуникативно-целесообразных средств языка (определённого типа и стиля речи); умение излагать свои мысли точно, ясно, коротко
4.Регулятивные: умение удерживать целенаправленность в учебной деятельности.
БЛОК II. Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения.
Цель. Формирование навыка заполнения бланков, квитанцийпо образцу; умения составлять текст по плану и опорным словам.
Тема:Экскурсия на почту с целью знакомства с её работой. Виды услуг, предоставляемых почтовым отделением. Знакомство с профессиями, связанными с почтовой службой. Отслеживание маршрута письма через почтовое отделение (от почтового ящика до конкретного адресата). Где и как появилась почтовая служба.
Тема: Сочинение об экскурсии на почту.
Беседа об экскурсии на основе личных наблюдений с целью систематизации знаний. Текст и закономерности его построения: целостность и связность. Коллективное сочинение по плану, опорным словам и словосочетаниям. Расположение материала в логической последовательности; связь слов в предложении; связь предложений в тексте.
Тема:Числа в деловых бумагах.
Закрепление и обобщение знаний правописания числительных. Виды делового письма, где используются числительные (доверенность, расписка и т.д.).
Тема: Заполнение бланков на посылку.
Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцу (при получении, отправлении).
Тема:Денежный перевод.
Виды денежного перевода (почтовый, телеграфный, электронный). Стоимость отправления денежных переводов. Упражнения в оформлении почтового денежного перевода по образцу.
Тема:Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет и др.).
Упражнения в оформлении деловых бумаг по образцам. Точность информации, разборчивость почерка, грамотность.
Тема: Телеграмма
Назначение (простая, срочная, на художественном бланке). Особенности составления текста телеграммы (кратко, лаконично, понятно, однозначно), адреса на ней. Редактирование текстов телеграмм с целью устранения неправильного порядка слов, их неоправданного использования. Обдумывание ситуаций, которые требуют телеграфного сообщения. Юбилей, торжество. Составление телеграммы по письму и наоборот. Заполнение телеграфного бланка (обычного, художественного).
Тема:Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес.
Закрепление и обобщение знаний правописания собственных и нарицательных имён существительных. Адрес: точность, правильность оформления, разборчивость почерка. Лексическая работа: адрес, адресант, адресат.
Тема: Поздравительная открытка.
Выбор открытки. Анализ текстов личного, официального характера (форма обращения:Дорогой…, Уважаемый…). Составление и запись текстов.
Тема:Эпистолярный жанр.
Значение письма как средства общения людей на расстоянии. Художественные произведения в виде писем, посланий: эпистолярные рассказы («Ванька» А.П.Чехова), лирические стихи («Письмо к матери» С.А.Есенина). Письма великих людей (А.П.Чехова брату, жене, друзьям). Художественный стиль речи.
Тема: Виды писем.
Виды писем разные по цели общения (деловые, дружеские, поздравительные). Требования к содержанию и стилевому оформлению. Личные письма (дружеские, поздравительные) пишутся в свободной форме: используются разговорный, художественный стили; характерны эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата. Деловые письма составляются по определённой форме: используется официально – деловой стиль; характерны точность, ясность, возможная краткость, информативность; употребление слов только в их прямом значении. Цель деловых писем - получить какие-либо сведения или ответить на запрос. Виды деловых писем: письмо – приглашение (Примите наше приглашение…, Позвольте пригласить Вас…), письмо – просьба (Просим Вас…, Сообщите нам, пожалуйста, …) и др. Выявление особенностей структур делового и личного письма через сравнение их планов-схем.
Тема:Письмо родным или друзьям.
Анализ текстов личных писем. Деление письма на смысловые части. Коллективное составление плана письма (1.Приветствие и обращение. 2. Изложение того, что хочешь написать. 3. Заключение. 4. Подпись.5. Дата). Работа с деформированным текстом. Составление текста по опорным словам и словосочетаниям. Связь предложений с помощью языковых средств. Правила написания (обращения к адресату; отбор информации, излагаемой в основной части; формула прощания; постановка знаков препинания при обращении, в конце каждого предложения; собственные и нарицательные имена существительные и др.). Редактирование текстов письма (задание может быть лексическим или грамматическим). Орфографическая работа. Самостоятельное составление письма другу, родственникам.
Тема: Контрольная работа.
Тема:Работа над ошибками.
Анализ работ учащихся. Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст и закономерности его построения. Деление письма на части. Редактирование писем. Работа с деформированным текстом. Устное составление письма по данному началу, опорным словам и словосочетаниям.
Словарь
Почтальон, телеграмма, адрес, адресант, адресат, бланк, квитанция, коммунальные услуги, юбилей, эпистолярный жанр, речевой этикет, здравствуй, до свидания, просьба, триста, четыреста, девяносто.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
Выявлять принадлежность готового текста с точки зрения его назначения (повествование или описание);нахождение в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила с помощью учителя или самостоятельно.
2.Познавательные: оформление всех видов изученных деловых бумаг (по образцу);
знание назначения различных видов деловых бумаг; умение самостоятельно оформлять деловые бумаги по соответствующей форме (в т.ч. по образцу);умение заполнять бланки телеграмм, переводовпо платежам за коммунальные услуги;
3.Коммуникативные: использование некоторых доступных информационных средств. Расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.
4. Регулятивные: умение удерживать целенаправленность в учебной деятельности.
БЛОК III. Виды делового письма творческого характера.
Цель. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, развитию навыков самостоятельного оформления мыслей через написание небольших по объёму сочинений.
Тема:Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы.
Чтение и обсуждение небольших статей из газет, посвящённых отдельному положительному или отрицательному конкретному факту. Заметка (по характеру изложения) – особый вид сочинения с элементами описания. Отличительные особенности заметки: острота, меткость языка, злободневность проблемы, которая часто выливается в обобщённый призыв к читателям. Информационная форма заметки, которая содержит только сообщение о каком – либо происшествии. Основные части заметки: заголовок, изложение сущности, выводы, предложения. Типы текстов (повествование, рассуждение, описание).
Тема:Коллективное составление заметки.
Выбор темы, близкой учащимся, с целью побуждения высказывать свои мысли, чувства. Соотнесение заголовка и формулировки основной мысли. Составление плана. Отработка содержательной стороны заметки, расширение круга слов для отражения темы в речи, подбор выразительных средств, синонимов для предупреждения тавтологии, использование различных конструкций предложений. При составлении устной заметки учитель на доске выписывает напротив каждого пункта плана – схемы слова и словосочетания. Пересказ содержания заметки.
Тема:Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!».
Анализ готовой заметки. Определение темы и основной мысли по заголовку. Деление текста на части. Составление плана. Обсуждение аналогичных случаев на данную тему. Словарная работа. Написание по аналогии с данным текстом заметки на основе конкретного факта из собственного опыта учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися (редактирование, работа с деформированным текстом). Чтение и анализ работ.
Тема:Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта», «Мой выбор профессии».
Написание заметки по предложенному плану и опорным словам. Дифференцированный подход в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей школьников.
Тема:Работа над ошибками.
Анализ работ учащихся. Выявление смысловых, лексико-грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Текст (описание) и закономерности его построения. Коллективное редактирование заметок. Работа с деформированным текстом. Устное составление заметок по плану, опорным словам и словосочетаниям.
Тема:Отзыв о прочитанной книге.
Коллективное составление отзыва о прочитанной книге по плану - схеме. Отработка структуры, содержания и оформления на письме сложных предложений с союзами. Включение элементов рассуждения.
Тема:«Поступаем на работу» Ролевая игра.
Воспроизведение в игровой форме ситуаций при поступлении на работу. Речевой этикет. Правила поведения. Документы, необходимые для трудоустройства.
Тема: Контрольная работа за год.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
2.Познавательные:
извлечение под руководством педагога необходимую информацию из различных источников. Использование готовых алгоритмов деятельности; Выявлять обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа;
3.Коммуникативные:
участие в коллективном обсуждении проблем; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; владение диалогической и основами монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации в соответствии индивидуальных возможностей.
4.Регулятивные: осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
99 ч. в год (3 ч. в неделю)
1 | Простое и сложное предложение. |
2 | Сложное предложение с союзами. |
3 | Сложное предложение без союзов. |
4 | Однородные члены предложения. |
5 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
6 | Самостоятельная работа. |
7 | Деловое письмо. Объяснительная записка. |
8 | Состав слова. |
9 | Образование слов с помощью приставки и суффикса. |
10 | Однокоренные слова. |
11 | Правописание однокоренных слов. |
12 | Упражнения на закрепление. |
13 | Гласная и согласная в приставке. |
14 | Приставка и предлог. |
15 | Диктант. |
16 | Работа над ошибками. |
17 | Сложные слова. |
18 | Упражнения на закрепление. |
19 | Сложные слова без соединительной гласной. |
20 | Упражнения на закрепление. |
21 | Автобиография. Учимся писать автобиографию. |
22 | Повторение. Составление предложений со сложными словами. |
23 | Подготовка к контрольной работе. |
24 | Контрольная работа. |
25 | Работа над ошибками. |
26 | Правописание падежных окончаний существительных единственного числа |
27 | Сочинение по картине Кустодиева «Масленица». Правописание падежных окончаний существительных единственного числа |
28 | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа |
29 | Правописание падежных окончаний существительных множественного числа |
30 | Существительные с шипящей на конце |
31 | Существительные с шипящей на конце. Творческая работа |
32 | Несклоняемые существительные |
33 | Несклоняемые существительные |
34 | Диктант. |
35 | Работа над ошибками. |
36 | Деловое письмо. Адрес |
37 | Имя прилагательное. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе. |
38 | Родовые окончания имен прилагательных |
39 | Согласование имен прилагательных с существительным в падеже |
40 | Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа |
41 | Правописание падежных окончаний прилагательных единственного числа |
42 | Правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа |
43 | Правописание падежных окончаний прилагательных множественного числа. Восстановление деформированного текста |
44 | Имена прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи |
45 | Склонение прилагательных на –ий, -ье, -ья |
46 | Подготовка к контрольной работе. |
47 | Контрольная работа. |
48 | Работа над ошибками. |
49 | Личные местоимения. Лицо и число местоимений. |
50 | Лицо и число местоимений. |
51 | Склонение местоимений 1 лица. |
52 | Склонение местоимений 2 лица. |
53 | Склонение местоимений 3 лица. |
54 | Склонение местоимений. Закрепление. |
55 | Правописание предлогов с местоимениями |
56 | Род местоимений 3 лица единственного числа. Творческая работа. |
57 | Диктант. |
58 | Работа над ошибками. |
59 | Глагол. Значение глагола в речи. |
60 | Неопределенная форма глагола на –ти, -чь, -ть |
61 | Правописание глаголов неопределенной формы на –ти, -чь, -ть. |
62 | Время глагола. |
63 | Изменения глаголов по временам. |
64 | Изменение глаголов по лицам. |
65 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). |
66 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). |
67 | Различие окончаний глаголов I и II спряжения. |
68 | Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений (2л ед.ч.). |
69 | Правописание глаголов 3 лица ед. и мн. числа с частицей –ся. |
70 | Правописание глаголов с –тся, -ться. |
71 | Правописание частицы не с глаголами. |
72 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. |
73 | Повторение. Изменения глаголов по временам. |
74 | Повторение. Правописание глаголов с –тся, -ться. |
75 | Повторение. Изменение глаголов по лицам. |
76 | Повторение. Способы проверки безудар. оконч. сущ., прилаг., гл. |
77 | Способы проверки безударных окончаний сущ., прилаг., гл. |
78 | Подготовка к контрольной работе. |
79 | Контрольная работа. |
80 | Работа над ошибками. |
81 | Простое предложение. Главные и второстеп. члены предложения |
82 | Распространенные и нераспространенные предложения |
83 | Простое предложение с однородными членами |
84 | Однород. члены предл. с союзом а, но. Знаки препинания. |
85 | Обращение, знаки препинания при обращении |
86 | Знаки препинания в конце предложений. |
87 | Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. |
88 | Сравнение простых предл. с однород. чл., соединенными союзами а, и, но со сложными с теми же союзами. |
89 | Сложные предложение со словами где, когда, что, чтобы, который |
90 | Подготовка к контрольной работе. |
91 | Контрольная работа. |
92 | Работа над ошибками. |
93 | Правописание приставок. Разделительный Ъ после приставок |
94 | Правописание безударных гласных в корне слова |
95 | Правописание сомнительных и непроизн. согласных в корне слова |
96 | Способы проверки безударных окончаний существительных |
97 | Способы проверки безударных окончаний прилагательных |
98 | Способы проверки безударных окончаний глаголов |
99 | Итоговое занятие |
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов с углублнной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. Серия: Коррекционная педагогика. Издательство: Владос, 2006 год.
Литературное чтение и развитие устной речи в 10–12 классах школы VIII вида имеет целью подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов. Подчиняясь общей цели образования умственно отсталых учащихся юношеского возраста, такой предмет имеет и свою собственную цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентированности, залогом более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах, полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.
Особенности восприятия умственно отсталых учащихся таковы, что они значительно успешнее воспринимают тот материал, который вызывает у них эмоциональный отклик, побуждает к переживаниям за того или иного героя. Учеников привлекает динамика событий, резкие повороты сюжета. Чтобы поддерживать интерес учащихся к произведению целесообразно устанавливать соответствие между событиями личной жизни учащихся и теми событиями, которые являются предметом литературного или публицистического изложения. Известно, что умственно отсталые учащиеся затрудняются в выявлении смысловых связей, установлении причинно-следственных зависимостей. Это касается даже несложных текстов. С еще
большими проблемами старшеклассники сталкиваются, читая
неадаптированные литературные произведения.
На первом этапе знакомства с произведением рекомендуется краткий пересказ учителем (чтение, если это небольшой объем текста) его содержания или целиком, или до того фрагмента, с которого начинается чтение самими учащимися, с тем, чтобы прочитанные в дальнейшем эпизоды понимались ими исходя из общего смыслового контекста.
При обсуждении содержания прочитанного текста, характеристик образов продуктивно привлечение личного опыта старшеклассников, использование средств наглядности (иллюстрации, фотографии, фрагменты кино- и видеоматериалов), обращение к приему драматизации.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес и соотносятся с их личным опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности — самостоятельному чтению.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию устнойречи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением;
умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового или фразеологического словаря; участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающее у учащихся правильныеэмоциональные интонации в устной речи; участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником); заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков; использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.
Целью программы является отбор литературных произведений, ознакомление с которыми наиболее способствует нравственному, психическому и социальному развитию умственно отсталых учащихся и вызывает у них эмоциональный отклик, а также отбор эффективных приемов и методов, помогающих ученикам совершенствовать свою речевую деятельность.
Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:
- выявление интересов школьников, их литературных предпочтений;
- формирование общего интереса к чтению;
- совершенствование техники чтения;
- повышение способности понимать прочитанное;
- развитие у учеников старших классов правильных речевых потребностей.
В ходе освоения программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);
- называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с описанием внешности героя, высказывать собственное отношение к герою и его поступкам;
- пересказывать текст по плану;
- находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя.
Также учащиеся должны знать наизусть 5 стихотворений и 1 прозаический отрывок.
Критериями оценки учащихся являются понимание прочитанного, что выясняется путем свободного пересказа учеником прочитанного незнакомого текста, ответов на поставленные вопросы, выделение главной мысли произведения; техника чтения, включающая в себя соблюдение пауз на знаках и синтаксических пауз, позволяющих проверить выразительность чтения; деление текста на части и характеристика главных действующих лиц для проверки сформированности аналитико-синтетического мышления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
99 ч. в год (3 ч. в неделю)
1 | Сказки, как жанр устного народного творчества. |
2 | "Волшебное кольцо". Характеристика поступков главного героя. |
3 | "Волшебное кольцо". Чтение по ролям. |
4 | Пословицы и поговорки, как жанр устного народного творчества. |
5 | Баллады. История создания. |
6 | В.А. Жуковский "Перчатка". Работа над содержанием. |
7 | И.З. Суриков "Нашла коса на камень". Работа над содержанием. |
8 | Былины. История создания. |
9 | "Добрыня и змей". Работа над содержанием. |
10 | А. С. Пушкин. Краткие биографические сведения |
11 | "Публичные испытания". Работа над содержанием. |
12 | "Записки о Пушкине". Работа над содержанием. |
13 | "Памятник". Работа над выразительностью чтения. |
14 | "Зимнее утро". Работа над выразительностью чтения. |
15 | "Няне". Работа над выразительностью чтения. |
16 | "Сожженное письмо". Работа над содержанием. |
17 | "Сказка о попе и работнике его балде". Юмор в сказке. |
18 | "Сказка о попе и работнике его балде". Работа над выразительностью чтения. |
19 | Внеклассное чтение по произведениям А.С.Пушкина. |
20 | М.Ю.Лермонтов. Краткие биографические сведения. |
21 | "Смерть поэта". Работа над выразительностью чтения. |
22 | "Родина". Работа над выразительностью чтения. |
23 | "Парус". Работа над выразительностью чтения. |
24 | "Песня про купца Калашникова". Работа над содержанием. |
25 | "Песня про купца Калашникова". Обсуждение характеров и поступков героев. |
26 | И.А.Крылов. Краткие биографические сведения. |
27 | "Волк на псарне". Работа над содержанием. |
28 | "Осёл и соловей". Работа над выразительностью чтения. |
29 | "Муха и пчела". Чтение по ролям. |
30 | Н.А.Некрасов. Краткие биографические сведения. |
31 | "Размышления у парадного подъезда". Работа над содержанием. |
32 | «В полном разгаре страда деревенская…». Работа над выразительностью чтения. |
33 | "Мороз, красный нос". Составление характеристики русской женщины. |
34 | "Русские женщины". Работа над содержанием. |
35 | И.С.Никитин Краткие биографические сведения. |
36 | "Русь". Работа над выразительностью чтения. |
37 | "Утро на берегу озера". Работа над выразительностью чтения. |
38 | И.С.Тургенев. Краткие биографические сведения. |
39 | "Муму" 1ч. Работа над содержанием. |
40 | "Муму". 2ч. Характеристика барыни. |
41 | "Муму". 3- 4ч. Характеристика Герасима. |
42 | "Муму". 5- 6ч. Составление плана пересказа. |
43 | "Муму". 7-8ч. Пересказ по плану. |
44 | Развитие речи. Составление рассказа "Мои зимние каникулы". |
45 | Л.Н.Толстой. Краткие биографические сведения. |
46 | "После бала". Работа над содержанием. |
47 | «После бала». Составление плана пересказа. |
48 | А.П.Чехов. Краткие биографические сведения. |
49 | «Лошадиная фамилия». Юмор в произведении. |
50 | В.Г.Короленко. Краткие биографические сведения. |
51 | «Слепой музыкант». Работа над содержанием. |
52 | «Слепой музыкант». Характеристика Петрика и Эвелины. |
53 | «Слепой музыкант». Чтение по ролям. |
54 | «Слепой музыкант». Ответы на вопросы. |
55 | «Слепой музыкант». Работа над выразительностью чтения. |
56 | «Слепой музыкант». Составление плана пересказа. |
57 | «Слепой музыкант». Пересказ по плану. |
58 | «Слепой музыкант». Чтение по ролям. |
59 | М.Горький. Краткие биографические сведения. |
60 | «Макар Чудра». Работа над содержанием. |
61 | «Макар Чудра». Пересказ отрывков. |
62 | С.А.Есенин. Краткие биографические сведения. |
63 | «Спит ковыль». Работа над выразительностью чтения. |
64 | «Пороша». Работа над выразительностью чтения. |
65 | «Отговорила роща золотая…». Работа над выразительностью чтения. |
66 | А.П.Платонов. Краткие биографические сведения. |
67 | «Разноцветная бабочка». Работа над содержанием. |
68 | Обобщающий урок по прочитанным произведениям. |
69 | А.Н.Толстой. Биографические сведения. |
70 | «Русский характер» 1 ч. Работа над содержанием. |
71 | «Русский характер» 2 ч. Составление плана пересказа. |
72 | «Русский характер» 3 ч. Пересказ по плану. |
73 | Н.А.Заболоцкий. Биографические сведения. |
74 | «Некрасивая девочка». Работа над выразительностью чтения. |
75 | К.Г.Паустовский. Биографическая справка. |
76 | «Телеграмма» 1 ч. Работа над содержанием. |
77 | «Телеграмма» 2 ч. Ответы на вопросы. |
78 | Р.И.Фраерман. Биографическая справка. |
79 | «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Работа над содержанием. |
80 | «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Составление характеристики героев. |
81 | «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Составление плана пересказа. |
82 | «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Пересказ по плану. |
83 | «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Работа над выразительностью чтения. |
84 | «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». Осознанное и выразительное чтение отрывков произведения. |
85 | Л.А.Кассиль. Биографическая справка. |
86 | «Пекины бутсы». Работа над содержанием. |
87 | «Пекины бутсы». Составление плана пересказа. |
88 | «Пекины бутсы». Составление характеристики Пеки. |
89 | А.Т. Твардовский. Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин». |
90 | Отрывки из поэмы «Василий Теркин». Работа над содержанием. |
91 | В.М.Шукшин. Биографическая справка. |
92 | «Гринька Малюгин». Работа над содержанием. |
93 | В.П.Астафьев. Биографическая справка. |
94 | «Далекая и близкая сказка». Работа над содержанием. |
95 | Р.П.Погодин. Биографическая справка. |
96 | «Альфред». Работа над содержанием. |
97 | А.А.Суриков. Биографическая справка. |
98 | «Родина». Работа над содержанием. |
99 | Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения. |
Аннотация к рабочей программе
Полное название рабочей программы | Рабочая программа по предмету «Русский язык и Чтение» 11 класс |
Уровень обучения | Старшая ступень |
Срок реализации | 1 года |
Разработана учителем | Уварова М.В. |
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы | Базовая часть адаптированной основной образовательной программы |
Нормативная основа разработки программы | Федеральный закон РФ от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” Адаптированная основная образовательная программа ГБПОУ КГТиТ №41 Учебный план ГБПОУ КГТиТ №41 на 2017-2018 учебный год; Календарный годовой график на 2017-2018 учебный год; |
Количество часов для реализации программы | 198 |
Цель реализации программы | Формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности. Формирование навыка осмысленного чтения вслух и про себя, формирования навыка пересказа, ответов на вопросы, составления плана текста, развитие устной речи, развитие коммуникативных функций. Развитие аналитико-синтетической деятельности, внимания. памяти, всех видов восприятия. Формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, развитие устной и письменной речи, воспитание интереса к родному языку. Коррекция высших психических функций. |
Используемые учебники и пособия | Малышева З.Ф. Чтение, М., «Просвещение» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык, «Просвещение» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида |
Используемые технологии | Чтение и различные виды работ с текстом, создание проектов и их презентация. Технологии: игровые технологии, методы коррекционно-развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного использование информационно-коммуникационных технологий. Письмо и различные виды работ с текстом, создание проектов и их презентация. Технологии: дидактические игры, методы коррекционно-развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного использование информационно-коммуникационных технологий, элементы творческого письма. |
Методы и формы оценки освоения программы | Система оценки включает: 1.стартовую диагностику 2.текущую, промежуточную и тематическую диагностику |