СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы. ИЗО, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО, 3 класс, по УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы. ИЗО, 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАОЗЕРНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»



«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

Директор ________ Е.М.Демидова Зам. директора по УВР на заседании ШМО

Приказ №___ ______ Г.Н.Ляшкова Протокол №__

от « __» ________ 2017г. «___» ________ 2017г. от «___» ________ 2017г.

«Об утверждении рабочих программ» Руководитель ___ Е.Ю.Колесникова





















































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


































Учитель

Григорчук Елена Викторовна















Учебный год

2017-2018















Класс

3-Б















Предмет учебного плана

Изобразительное искусство















Название учебного курса

Изобразительное искусство 2 класс















Количество часов в год


34



















Количество часов в неделю

1



















Программное обеспечение

Программа Изобразительное искусство 1-4; Б.М.Неменский












Основание выбора программы

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.

Программа рекомендована Министерством Образования Российской Федерации.












Учебно-методический комплект


«Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс» : Учебник; Л.А.Неменская - М.: Просвещение, 2014.









Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Б.Н. Неменского по изобразительному искусству, соответствует требованиям Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

2. Неменская, Л. А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки на эл.носителе. 1–4 кл. / Л. А. Неменская [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.


НОРМАТИВНАЯ БАЗА


 Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);

 Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым". Дата публикации: 06.07.2015.

 Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».

 Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заозерненская средняя школа города Евпатории Республики Крым»;

 Постановления Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»;

 Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год (приложение к приказу Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым);

 Авторская программа Б.Н. Неменского по изобразительному искусству (Сборник рабочих программ. - М.: Просвещение, 2014);

 Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2017- 2018 учебный год;

 «Положение о составлении рабочей программы МБОУ «ЗСШ»;

 Учебный план школы на 2017-2018 учебный год.


Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.


Планируемые результаты ОСВОЕНИЯ учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

– сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения3.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

– овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

– использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

– умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

– умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

– осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

– понимание образной природы искусства;

– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;

– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека4.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 3 класса – «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике – везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Четверть

Наименование разделов

Количество часов

Содержание
программного
материала

Универсальные
учебные действия

1

2

3

4

5

1

Искусство
в твоем доме

7

Предметы искусства в жизни человека: игрушки, посуда, платки, обои, книги

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы.

Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, ДПИ, художественного конструирования

2

Искусство
на улицах твоего города

7

Формирование художественных представлений о работе художника на улицах города. Атрибуты современной жизни города: фонари, витрины, парки,

ограды, скверы; их образное решение

Понимать условность и субъективность художественного образа.

Выполнять учебные действия.

Выражать в беседах свое отношение к произведению искусства

3

Художник
и зрелище

11

Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы

Эмоционально откликаться на образы персонажей театрализованных представлений.

Понимать и объяснять важную роль

художника в цирке, театре и т. д.

Овладевать навыками создания объ-емно-пространственной композиции

4

Художник
и музей

8

Знакомство с жанрами изобразительного искусства, крупнейшими музеями России и мира

Иметь представление о самых разных музеях и роли художника в создании экспозиции.

Рассуждать, рассматривать и сравнивать картины.

Создавать композиции на заданную тему


ВСЕГО

34




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Количество часов

Искусство в твоем доме

7 часов

Искусство на улицах твоего города

7 часов

Художник и зрелище

11 часов

Художник и музей

9 часов

Итого

34 часа






Календарно-тематическое планирование


урока

Тема,
тип урока
(страницы учебника)

Основное
содержание
темы, термины
и понятия

Виды
деятельности,
форма работы

Планируемые результаты обучения

Творческая, исследовательская, проектная деятельность учащихся

Формы
контроля

Дата

пл

Дата

ф

освоение
предметных знаний
(базовые понятия)

универсальные
учебные действия
(УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Мастера Изображения, Построй

ки

и Украше

ния (вводный)

Учебник
(с. 3–9)

Учебник: условные обозначения
и структура. Художественные материалы. Построение композиции. Ближний план. Дальний план. Способы получения разных оттенков цвета

Работа с учебником
(с. 7–9): знакомство, ориентирование по разделам, условные обозначения. Беседа «Три Брата-Мастера», «Художественные материалы». Рассматривание художественных материалов или иллюстраций в учебнике
(с. 8–9). Беседа «Что мы будем рисовать». Сообщение теоретических сведений о композиции рисунка. Пост-

Познакомятся с новым учебником, с принадлежностями для рисования (папка с бумагой, карандаши по степени мягкости, акварель, гуашь, кисти и др.).

Научатся рисовать с натуры или по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни, смешивать краски для получения нужного оттенка, совершенствовать на-

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют

алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: строят

Творческая работа: увидеть, как раскрываются пластические и колористичес

кие возможности живописца, рассказать о своих художественных впечатлениях

Выполне

ние уп-

ражнения

по работе с разными художественными материалами. Рисунок с натуры или по памяти композиции на тему «Прощание
с летом»





роение композиции.

Дальний и ближний планы. Оттенки цвета. Практическая работа, анализ выполненной работы

выки работы с ак-

варелью (по сухому, по сырому)

понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, задают вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него





2

Твои игрушки

(постановка и решение учебной задачи).

Учебник
(с. 12–17)

Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские).
Особенности этих

игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения – в создании игрушек.
Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение

Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами беседы «Народные игрушки». Рассматривание игрушек или просмотр мультимедийной презентации. Дидактическая игра «Узнай игрушку». Выполнение практических заданий: выбор среди нескольких игрушек богородской
и дымковской, объяснение своего

выбора; сбор игрушки из разрезных картинок. Беседа «Что мы будем делать». Сообщение теоретических сведений «Способы лепки. Цветовой контраст в росписи». Лепка современной игрушки из пластилина, ее роспись. Выставка и презентация работ учащихся

Получат начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства (дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки, щепковые (северные, из Архангельска) птицы
и др.). Научатся передавать в лепных

изделиях объемную форму, ее пропорции, соотношения; лепить фи-

гурки по мотивам народных игрушек; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи. Освоят декоративную роспись

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы
с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию

Творческая работа. Изготовление иг-

рушки
и ее роспись

по собственному

замыслуВыполнение рисун

ков

на тему «Моя люби

мая игрушка»

Лепка современной

игрушки из пластилина, ее роспись



3

Посуда
у тебя

дома

(открытие нового способа дей-

ствия).

Учебник
(с. 18–25)

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и де-

кора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов

(Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды

Беседа «Виды посуды». Рассматривание образцов посуды или просмотр мультимедийной презентации.

Словесно-иллюстративные рассказы с элементами беседы «Из чего делают посуду», «Путешествие по народным промыслам». Рассматривание образцов посуды, изготовленных мастерами народных промыслов. Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Как изготавливается посуда». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем рисовать». Практическая работа. Выставка работ. Обсуждение и оценивание

Понимают связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.

Научатся выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения

(деятельность каждого из Братьев-

Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладеют навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим, образным решением

Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов

в процессе их рассматривания

(наблюдения); логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды.

Регулятивные: удерживают

Творческая работа. Изготовление посуды из пластилина и ее роспись по собственному замыслу

Лепка посуды

с росписью по белой грунтовке.

Вариант задания: придумать

и изобразить на бумаге сервиз из не-

скольких предметов




цель деятельности до получения ее результата, планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества




4

Обои

и шторы

у тебя дома (от-

крытие

нового

способа действия)

Учебник

(с. 26–29)

Роль художника
в создании обоев
и штор. Разработка эскизов обоев как создание обра-

за комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, каби-

нет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент)

Коллективный поиск ответа на вопрос «Какими должны быть обои и шторы в комнатах раз-

ного назначения?». Словесно-иллюстративный рассказ «Ритм рисунка

и его печатание». Рассматривание рисунка на обоях. Просмотр мультимедийной презентации «Печатание рисунка на бумаге

и ткани». Сообщение теоретических сведений «Орнамент». Беседа «Что мы будем рисовать». Работа с учебником (с. 28–29). Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Понимают роль цвета и декора

в создании образа комнаты. Узнают о роли художника

и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности (качества, признаки) разных

объектов в процессе их рассматривания (наблюдения), логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о создании орнамента.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций

(алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

Творческая работа.

Задание: приду-

мать узор

и выполнить его на ткани

Создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение

(спальня, гостиная, детская). Вариант задания: выполнение эскиза обоев или штор для комнаты определенного назначения в технике набойки
с помощью трафарета или штампа



5

Мамин платок

(решение частных задач).

Учебник

(с. 30–33)

3накомство с ис-

кусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный и геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Платок и его история». Рассматривание платков, шалей или слайдов с их изображением. Коллективный поиск ответа на вопрос «Чем платок отличается от ткани?». Беседа «Виды платков». Просмотр мультимедийной презентации. Сообщение теоретических сведений о про-

изводстве узорной ткани. Словесно-иллюстративный рассказ «Павловские платки и орнаментальные композиции на них». Рассматривание и составление композиционных схем. Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение

и оценивание

Воспринимают и эстетически оценивают разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимают зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Узнают основные варианты композиционного решения росписи платка

(с акцентировкой

изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Научатся различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Овладеют опытом творчества и художественно-практическими навыками в создании эскиза росписи платка, выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный)

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводят по памяти ин-

формацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций

(алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия); оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству

Творческая работа. Выполняют роспись платка акварелью на куске ткани белого цвета, вставив предварительно его в пяльцы.

Исследование: поиск ответа
на воп-

рос «Чем

платок отличается от ткани?»

Создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки

(праздничного или повседневного)



6–7

Твои книжки

(освоение нового материа

ла).

Учебник

(с. 34–39)

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника

в создании книг. Художники детской книги

(Т. Маврина,
Ю. Васнецов,
В. Конашевич,
И. Билибин,
Е. Чарушин и др.). Роль обложки

в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Как появились книги». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Какой бывает книга». Словесно- иллюстративный рассказ «С чего начинается книга». Беседа «Иллюстрации и художники-иллюстраторы». Рассматривание книг и слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Понимают роль художника и Братьев-Мастеров

в создании книги

(многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.).

Узнают отдельные элементы оформления книги (обложка, ил-

люстрации, буквицы).

Научатся узнавать
и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги, создавать детскую книжку-игрушку

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге

Творческая работа

Разработка детской книжки-игрушки с ил-

люстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки



8

Открытки (решение частных задач).

Учебник

(с. 40–41)

Создание художником поздравительных открыток

(и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток.

Форма открытки

и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Роль выдумки и фантазии

в создании тиражной графики. Роль художника

в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании форм предмета

и его украшения

Вводная беседа «Что вы знаете об открытке?». Рассматривание открыток или просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Поиск ответа на вопрос «От чего зависит оформление открытки?». Анализ педагогического рисунка или готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ.
Обсуждение и оценивание

Понимают и умеют объяснять роль художника

и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Научатся создавать открытку

к определенному событию, работать в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике. Приобретут навыки выполнения лаконичного выразительного изображения

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности (что сделано) и пооперационный контроль (как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Творческая работа: создание открытки по собственному замыслу

Создание эскиза открытки или декоративной закладки

(возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической моно

типии)



9

Памятники архитектуры

(постановка и решение учебной задачи).

Учебник

(с. 46–51)

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры – каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т. д.).

Памятники архитектуры – достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством

Вступительная беседа «Деятельность художника на улице города (или села)». Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села). Сообщение теоретических сведений «Что такое архитектура?». Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Памятники архитектуры». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком.

Дидактическая игра

«Сложи из геометрических фигур разного вида и размера здания» (учебник, с. 51). Практическая работа. Выставка выполненных

работ. Обсуждение и оценивание

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных

и современных
построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, вы-

страивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию страны

Творческая работа: изучение

и изображение одного
из архи-

текстур

ных памятников своих родных мест

Выполнение рисунка фрагмента улицы с архитектурным памятником

любой эпохи



10

Парки, скверы, бульвары (постановка и решение

учебной задачи).

Учебник

(с. 52–55)

Архитектура садов и парков.

Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) – важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой.

Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад
в Санкт-Петербурге и т. д.). Разновидности парков

(парки для отдыха,

детские парки, парки-музеи и т. д.)

и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках-мемориалах воинской славы

Работа со справочной литературой. Словесно-иллюстративный рассказ «Парки Петергофа». Просмотр мультимедийной презентации «Парки Петергофа». Беседы «Элементы паркового искусства», «Образ парка». Просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка или готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устройства (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка

в технике коллажа, гуаши или вы-

страивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, проверяют, находят дополнительные сведения, используя справочную литературу.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, фор-

мулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе

Творческая работа: разработка эскиза
и построение игрового парка (макет).

Исследование, рассматривание

фонарей

у подъездов театров,

в скверах, ажурных

конструкций оград. Создание зарисовок или фотографий

Изображение парка, сквера (возможен коллаж).

Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа)



11

Ажурные ограды

(освоение нового материа

ла).

Учебник

(с. 56–59)

Чугунные ограды
в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города.

Ажурные ограды

в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узорочья оград

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Ажурные ограды». Просмотр мультимедийной презентации «Ажурные

ограды Петербурга». Беседа «Откуда берутся идеи», просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Работа с учебником (с. 59). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Воспринимают, сравнивают, дают эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном

городе, отмечая их роль в украшении города, сравнивают между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Научатся различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград, фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки, использовать ажурную решетку в об-

щей композиции

с изображением парка или сквера

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее;

логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об узорах оград.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: разработка узора для ограды.

Выполнение рисунка

красивой

ажурной

ограды

в нашем городе. Сравнение ажурных

оград

и других

объектов

с ажурным узором

Создание проекта ажурной решетки или ворот, вырезание из

цветной бумаги, сложенной гармошкой

(решетки
и ворота могут быть вклеены в композицию
на тему «Парки, скверы, бульвары»)



12

Волшебные фонари (освоение нового материа

ла).

Учебник

(с. 60–63)

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных
и парковых фонарей. Фонари – украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей.

Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря

с природными аналогами

Работа с учебником (с. 60–61) или рассказ с просмотром мультимедийной презентации «Волшебные фонари». Сравнение старинных и современных

фонарей с выявлением их особенностей. Описание объ-

екта. Беседа «Что мы

будем делать». Сообщение теоретических сведений с демонстрацией приемов работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа, выставка работ, их обсуждение

и оценивание

Воспринимают, сравнивают, анализируют старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга и других городов, отмечая особенности их формы и украшений. Научатся различать фонари разного эмоционального звучания, объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей, изображать необычные фонари, используя графические средства, или создавать необычные конструктивные формы фона-

рей, осваивая при-

емы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание)

Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о форме фонарей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано»)

и пооперационный контроль

(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные: слушают

учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе ин-

формации, составляют описание объекта с использование выразительных средств языка.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Исследование: найти
в городе старинные фонари
и зарисовать их,

составить описание фонаря, придумать историю-

сказку, которая произошла с участием фонаря

Графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги



13

Витрины (решение частных задач).

Учебник

(с. 64–67)

Роль художника

в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города.

Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность

и яркость оформления витрины, об-

щий цветовой строй и композиция. Реклама на улице

Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций в учебнике или просмотр мультимедийной презентации. Выполнение задания: рассмотреть представленные варианты витрин, поиск ответа на вопрос «В чем проявляется связь между художественным оформлением витрины и профилем магазина?». Беседа «Что мы будем делать». Работа с учебником (с. 66–67). Анализ готового изделия. Составление последователь-

ности работы. Практическая работа

(групповая). Выставка выполненных работ. Презентация, обсуждение и оценивание работ

Понимают работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара, объясняют связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Научатся фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладеют композиционными и оформительскими навыками в процессе создания

образа витрины

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: оценивают

(сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой и своей); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Творческая работа: создание эскиза по собственному замыслу. Исследование: рассмотреть витрины магазинов

в городе и сфотографиро

вать наибо

лее понравившуюся

Оформление витрины любого магазина
(по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам)



14–15

Удивительный транспорт (постановка
и решение учебной задачи)
.

Учебник

(с. 68–71)

Роль художника
в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть
образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции

автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т. д.)

Беседа «История транспорта». Рассматривание слайдов или рисунков. Разгадывание загадок о разных видах транспорта. Беседа «Создание машины». Рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 69–70)

или слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Описание создаваемого объекта. Демонстрация приемов работы. Анализ готового

изделия. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных

работ. Обсуждение и оценивание работ

Научатся видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение, видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта, фантазировать. Создавать

образы фантастических машин. Овладеют новыми навыками

в конструировании из бумаги

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формули-

руют ответы на вопросы.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

Творческая работа: составление опи

сания созданного вида транспорта, рассказа о нем

Придумать, нарисовать или построить

из бумаги образы фантастических машин

(назем

ных, водных, воздуш

ных)



16

Художник в цирке (открытие нового способа действия)

Учебник

(с. 76–79)

Цирк – образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения

и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит,

освещение, оформление арены

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Цирк». Просмотр мультимедийной презентации «Цирк».

Беседа о цирковых профессиях. Беседы «Художник и цирк», «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Понимают и объясняют важную роль художника

в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.). Научатся придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотно-

шения между персонажами, изображать яркое, веселое, подвижное

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций

(алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают роль культуры и искусства в жизни общества

Творческая работа: создание композиции по собственному замыслу

Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления



17

Художник в театре (постановка

и решение

учебной задачи).

Учебник

(с. 80–87)

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа ак-

терского искусства

(перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь

театра с изобразительным искусством. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического

оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля

Вводная беседа
«Из истории театра». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Художник и театр». Просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Рассматривание образца готового макета или ил-

люстраций в учебнике (с. 84–87). Анализ готового изделия. Составление последовательности работы над макетом. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение

и оценивание работ

Научатся сравнивать объекты, элементы театрально-сценического

мира, видеть в них

интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы, понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля, создавать «Театр на столе» – картинный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями

и бумажными фигурками персонажей сказки для игры «в спектакль». Овладеют навыками создания объемно-пространственной композиции

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, преобразовывают объект.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано»)

и пооперационный контроль

(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться

с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

Творческая работа: создание макета по собственному

замыслу

Выполнение макета к одному из спектаклей: «Снегурочка», «Кошкин дом», «Сказка
о царе Салтане» (по выбору)



18–19

Театр кукол (решение частных задач).

Учебник

(с. 88–93)

Истоки развития кукольного театра. Петрушка – герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при соз-

дании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы. Театр кукол. Рассматривание кукол разных видов. Беседа «Художник в театре кукол». Работа с учебником (с. 90). Беседа «Что мы будем делать». Рассматривание образцов кукол, декораций, образцов материалов. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы

над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре

в наши дни. Научатся придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять

для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани, использовать куклу для игры в кукольный спектакль

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о роли художника в театре, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес

к театральному искусству

Творческая работа: создание куклы по собственному замыслу. Разыгрывание сценки
из сказки

Изготовление кукол, декораций
к выбранной сценке, подготовить эту сценку для показа (групповая работа)



20

Маска

(решение частных задач).

Учебник

(с. 94–97)

Лицедейство
и маски. Маски разных времен
и народов. Маска как образ персонажа. Маски-характеры, маски-настроения. Античные маски – маски смеха и печали – символы комедии

и трагедии. Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Искусство маски
в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим

Сообщение теоретических сведений «Что такое маска?». Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории маски». Просмотр слайд-шоу. Беседа «Из чего делают маски». Рассматривание масок, материалов. Беседа «Что мы будем делать». Работа

с учебником (с. 96–

97). Анализ готового изделия.

Составление последовательности работы над изделием. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Научатся отмечать

характер, настроение, воплощенные

в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу, объяснять роль маски в театре и на празднике, кон-

струировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику

Познавательные: преобразовывают объект (основу): импровизируют, изменяют, творчески переделывают.

Регулятивные: корректируют

деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: обладают пер-

вичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, проявляют доброжелательность и отзывчивость, сопереживают чувствам других людей

Творческая работа: со-
здание маски

по собственному замыслу

Конструирование выразительных острохарактерных масок из бумаги



21

Афиша
и плакат

(открытие нового способа действия)

Учебник

(с. 98–101)

Значение театральной афиши и плаката как рекламы
и приглашения
в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши:

броскость, яркость,

ясность, условность, лаконизм

Сообщение теоретических сведений
«Что такое афиша
и плакат». Коллективный поиск ответа на вопрос: в чем различие между плакатом, афишей и картиной? Рассматривание афиш и плакатов. Выполнение задания в учебнике

(с. 98), просмотр слайдов. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности

работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение

и оценивание

Получат представление о назначении театральной афиши, плаката

(привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Научатся видеть
и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Обретут творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому предс-

тавлению; добиваться образного единства изображения и текста

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Творческая работа: создание плаката, посвященного цирковому представлению

Рисование афиши к спектаклю театра кукол



22–23

Праздник
в городе

(поста-

новка и решение учебной задачи).

Учебник

(с. 102–

103)

Роль художника
в создании праздничного облика

города. Элементы праздничного
украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр,
в котором разворачивается яркое, захватывающее представление

Вводная беседа «Праздничный город». Просмотр мультимедийной презентации. Беседы «Чем украшают город днем и вечером?», «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Устное рисование. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Научатся объяснять работу художника по созданию облика праздничного города, фантазировать о том, как можно украсить город к Празднику Победы

(9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным, создавать в рисунке проект оформления праздника

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих

общие свойства; сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор

(отвечают на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения; анализируют собственную работу: соотносят план

и совершенные операции.

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания; описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; составляют небольшие устные монологические высказывания.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию учебной деятельности

Творческая работа: создание в рисунке проекта оформ-

ления класса

к празднику

Выполнение рисунка проекта оформления праздника. Варианты заданий: выполнение

рисунка «Праздник в городе (селе)»



24

Музей
в жизни города
(освоение нового материа

ла).

Учебник

(с. 108–

109)

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т. д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой

атмосферы музея).

Особые музеи:
домашние музеи
в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи

Рассказ «Из истории музеев». Беседа «Виды музеев». Просмотр мультимедийной презентации. Беседа «Кто работает в музее».

Коллективный поиск ответа на вопрос: «Можно ли создать музей у себя дома?». Заслушивание рассказов учащихся о домашних

коллекциях. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка, составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание

Познакомятся с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов,

расположением экспонатов. Научатся понимать и объяснять роль музея в городе и стране. Получат представление о самых разных видах музеев и роли худож-

ника в создании их экспозиций

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

Коммуникативные: участву-

ют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию

Творческая работа: рассказ о коллекции, собираемой дома кем-то из близких людей

Выполнение рисунка уголка музея



25

Музеи искусства (решение частных задач).

Учебник

(с. 110–

113)

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга,

других городов – хранители великих произведений мирового и русского искусства. Крупнейшие художественные музеи
России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств

им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города

Словесно-иллюстративный рассказ «Художественные музеи России». Сообщения учащихся о музеях искусств нашей страны. Просмотр мультимедийной презентации. Сообщения учащихся о наиболее любимых ими картинах. Обсуждение и оценивание работы учащихся на уроке

Научатся понимать и объяснять роль художественного музея, учатся понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Получат представление и научатся называть самые значительные музеи искусств России –

Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Познавательные: проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; умеют презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания,

Отстаивать собственное мнение, составлять краткие сообщения на заданную тему.

Личностные: ответственно относятся к учебе, умеют оценивать собственную учебную деятельность (свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность)

Исследование: сообщения о знаменитых музеях страны, рассказ о своем любимом произведении изобразитель-

ного искусства (картине, скульптуре)

Заслушивание сообще

ний



26–27

Картина-пейзаж

(постановка
и решение учебной задачи)
.

Учебник

(с. 114–

119)

Картина – особый

мир. Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся

с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи

И. Левитана,

А. Саврасова,

Ф. Васильева,

Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога,

К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж.

Образ Родины
в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже

Вводная беседа «Красота родного края в произведениях литературы, музыки и живописи». Просмотр мультимедийной презентации, сообщение теоретических сведений «Пейзаж как вид изобразительного искусства. Виды пейзажей». Просмотр слайд-шоу, беседа «Произведения живописи российских художников». Работа с учеб-

ником (с. 114–117). Художественно-выразительные средства живописи. Рассматривание рисунков с разной высотой линии горизонта, поэтапной последовательностью рисования предметов ближнего и дальнего планов. Беседа «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление о том, что картина, – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Научатся рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства, рассматривать и сравнивать картины-пейзажи,

рассказывать

о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное

и т. д.), изображать пейзаж по представлению

с ярко выраженным настроением, выражать настроение в пейзаже цветом. Узнают имена крупнейших русских художников-пейзажистов

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своем впечатлении о ней, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи: вы-

страивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности;

сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней, понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Творческая работа: рассказ-описа

ние картины российского художника-пейзажиста

Изображение пейзажа по представлению

с ярко выраженным настроением

(радостный или грустный,

мрачный или нежный, певучий)



28–29

Картина-портрет

(освоение

нового ма-

териала).

Учебник

(с. 121–

125)

Знакомство с жанром портрета. 3наменитые художники-портретисты

(Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете

Словесно-иллюстративный рассказ

с элементами беседы «Портрет».

Просмотр мультимедийной презентации, беседа по произведениям живописи известных художников-портретистов. Просмотр слайдов с изображением портретов людей, живших в разные эпохи, или ил-

люстраций в учебнике (с. 120–123), выбор одного из портретов и составление рассказа об изображенном на нем человеке. Беседа «Что мы будем рисовать». Демонстрация приемов рисования головы человека. Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком.

Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных

картинах-портретах. Научатся рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера), создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассники, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее, составляют рассказ о героях картин-портретов.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано»)

и пооперационный контроль

(«как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, фор-

мулируют ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к творчеству художников, соотносят свою часть работы с общим замыслом

Творческая работа: рассказ-опи-

сание картиныпортрета знаменитого художника-портретиста. Рисование автопортрета

Создание портрета кого-либо из до-

рогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги)



30

Картина-натюр

морт

(освоение нового материа

ла).

Учебник

(с. 126–

129)

Жанр натюрморта: предметный мир
в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западно-

европейские художники, работавшие в жанре натюрморта

(Ж.-Б. Шарден,

К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян,

П. Кузнецов,

В. Стожаров,

В. Ван Гог и др.).

Расположение

предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте

Сообщение теоретических сведений «Натюрморт». Просмотр мультимедийной презентации. Рассматривание натюрмортов известных художников и их описание. Просмотр слайдов или работа с учебником (с.126–129). Беседы «Натюрморт и настроение», «Что мы будем рисовать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выпол-

ненных работ. Дидактическая игра-мозаика «Натюрморт». Обсуждение

и оценивание работ

Научатся воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах, изображать натюрморт по представлению
с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное

и т. д.).

Понимают, что
в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.

Совершенствуют живописные и композиционные навыки. Узнают имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта

Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, ис-

пользуя справочную литературу.

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оцени-

вать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи

Творческая работа, постановка

натюрморта

по собственному

замыслу

Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению

с выражением настроения).

Вариант задания:
в изображении натюрмор-

та расска-

зать о кон-

кретном человеке, его характере, его профессии



31–32

Картины исторические и бытовые
(решение частных задач).

Учебник

(с. 130–

131)

Изображение
в картинах исторического жанра событий из жизни людей, героев. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение

обычных жизненных сценок из домашней жизни,
историй, событий. Учимся смотреть картины

Сообщение теоретических сведений «Картины исторического и бытового жанров». Просмотр мультимедийной презентации. Анализ картин исторического и бытового жанра. Рассматривание произведений живописи. Беседа «Что мы будем делать». Анализ педагогического рисунка. Составление последовательности работы над рисунком. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работ

Получат представление о картинах исторического

и бытового жанра.

Научатся рассказывать, рассуждать
о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и наст-

роении, изображать сцену из своей повседневной жизни (дома,
в школе, на улице), выстраивая сюжетную композицию. Совершенствуют композиционные навыки. Освоят навыки изображения

в смешанной технике (рисунок восковыми мелками

и акварель)

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание

в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее.

Регулятивные: умеют удерживать цель деятельности до получения ее результата; пла-

нировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: создание композиции по собственному замыслу

Изображение сцены из своей повседневной жизни

в семье,
в школе, на улице или изоб-

ражение яркого общезначимого события



33

Скульптура в музее и на улице

(освоение нового материа

ла).

Учебник

(с. 132–

137)

Скульптура – объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное – главные темы в искусстве скульп-

туры. Передача выразительной пластики движений

в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина)

Сообщение теоретических сведений «Скульптура и ее виды». Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Скульптура в музее и на улице». Просмотр мультимедийной презентации. Бесе-

да «Что мы будем делать». Демонстрация приемов работы. Анализ готового изделия. Составление последовательности работы. Практическая работа. Выставка выполненных работ. Обсуждение и оценивание работы на уроке

Научатся рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников,

назвать несколько знакомых памятников и их авторов, рассуждать о созданных образах.

Узнают виды скульптуры

(скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Научатся лепить фигуру человека или животного,
передавая выразительную пластику движения

Познавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «Почему выбрал именно этот способ?»).

Регулятивные: умеют анализировать собственную работу:

соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

Творческая работа: составление рассказа- описания любимой скульптуры

Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры



34

Каждый человек – художник.Итоговое

занятие

(обобщение и систематизация знаний)

Выставка лучших детских работ

за год (в качестве обобщения темы

года «Искусство

вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Экскурсия

по выставке

и праздник ис-

кусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос «Какова роль художника в жизни каждого человека?»

Игры и игровые задания: «Симметрия», «Узнай картину», «Круговой кроссворд», «Экза-

мен у художника Тюбика», «Угадай героя и нарисуй его», «Собери пейзаж», «Собери натюрморт», «Кто внимательней?», «Дорисуй портрет». Выступления обучающихся по темам «Народные художественные промыслы»

(рассказ с показом изделий), «В мастерских художников». Разыгрывание сценки по ролям. («У художников: портретиста, мультипликатора, скульптора, архитектора».) Художественная выставка. Обсуждение и оценивание работы учащихся за год

Участвуют в организации выставки детского художественного творчества, проявляют

творческую активность, проводят экскурсии по выставке детских работ. Понимают роль художника

в жизни каждого человека и рассказывают о ней

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию, презентовать

подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: умеют оценивать результаты деятельности (чужой и своей).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Творческая работа: под-готовка

сообще-

ний

по предложенным учителем

темам

Заслушивание сообщений учащихся.

Выполне-

ние игровых заданий






8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!