Зеленкова О.Н.
МБОУ СОШ № 28 г .Воронежа
[email protected]
Работа логопеда над формированием правописания безударных гласных.
Одной из основных задач логопедического пункта при общеобразовательной школе является предупреждение и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку.
Правило правописания безударных гласных в корне слова является одним из самых сложных в русской орфографии. Выучить его нетрудно, но практическое его применение требует достаточного высокого уровня речевого развития, позволяющего быстро и правильно подбирать проверочные слова. Поэтому очень важно специально обращать внимание учащегося на родство этих слов. Только приобретение им достаточного практического опыта в определении ’’родства’’ слов поможет ему в быстро и безошибочно подбирать родственные слова для проверки сомнительной гласной в корне слова. Отдельная тема ''Безударные гласные'' не предусмотрена логопедическими занятиями, но работа над этой проблемой ведется. Работа начинается с темы ''Ударение'', т.к. многие учащиеся не умеют определять в слове ударный слог, отличать его от всех остальных слогов слова. Учащемуся нужно объяснить, что ударный слог произносится несколько продолжительнее и громче всех прочих. Ребенку предлагается отойти от взрослого на некоторое расстояние и прокричать какое-либо слово ( ударный слог при этом будет выделяться значительно отчетливее). Детям демонстрируется картинки с общей подписью: На столе кружки. Они читают молча, а затем показывают картинку, соответствующую подписи. Делается вывод, что изменение значение слова связывается с перемещением ударения, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударные гласные. В подтверждение вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов замо/к- за/мок, по/лки- полки/, хло/пок-хлопки/. Затем предлагается определить ударную гласную. Потом можно записать только ударные гласные в словах ( графический диктант). Группируются картинки под цифры (1,2.3), которыми обозначают место ударного слога в слове. Предлагается отстучать ритм слова ( ''Узнай свое имя''). Составляем слого- ритмический рисунок слова:
-''читаем''( отхлопываем) схемы: хХ, хх;
-раскладываем картинки соответственно схемам;
-записываем под схемами слова с проговариванием и отхлопыванием ритма:
-графический диктант предложений.
Касаясь непосредственно правила о безударных гласных, начинаем с ''занимательных правил '' (автор Л. Дружинина). Тренировка в подборе проверочных слов в1 классе идет с перекидыванием мяча ( ученики указывают ударную гласную): один- много ( стена-, гроза), много- один (ряды-, грибы-), вчера- сегодня ( просил-, плясал-), сегодня- вчера ( везет-, пасет-). Во 2 -3 классе идет работа по подбору гнезд родственных слов. Во всех словах с безударными гласными эти гласные выделены, что говорит о том, что они нуждаются в проверке ( например, писать.)
Им существительное: пИсьмо, пИсьмецо, записка, расписка, пропИсь и. др;
Им. прилагательные: письменный, запИсной, распИсной, пропИсной;
Глаголы: пИсать, перепИсать, распИсать, пропИсать,;
Наречия: письменно;
Причастие: пишущий, пИсавший, подписанный:
Деепричастия: напИсав, перепИсав и т. д.
Подбор к каждому исходному слову родственных слов важен по следующим причинам:
1.Ребенок овладевает правильным написанием большой группы родственных слов.
2.Он приучается мгновенно ''просматривать'' весь ряд.
3. Усваиваются разные оттенки значений однокоренных слов, что позволяет разобраться в тонкостях их употребления в речи.
Все это будет способствовать развитию у учащихся ''чувства языка''. Хорошо подумав над приведенными ''гнездами '' ребенок сможет в дальнейшем перенести приобретенное умение и на другие аналогичные случаи, на впервые встретившиеся ему слова.