СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над этюдами в классе флейты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке  рассказывается , как проводить работу над этюдами , преодолевая трудности. Работа над штрихами, динамикой, звукоизвлечением, фразировкой. 

Просмотр содержимого документа
«Работа над этюдами в классе флейты»

Работа над этюдами в классе флейты в младших классах.

Каждый этюд имеет рекомендованный автором темп. В некоторых этюдах появляются динамические оттенки: crescendo и diminuendo.К выполнению этих указаний ученика следует подготовить. Предложить ему поиграть «длинные ноты» на crescendo и diminuendo отдельно. При первой возможности можно попытаться сочетать оба этих изменения динамики на одной ноте. Параллельно ученик должен узнать, что особенностью флейты является повышение строя при динамике crescendo и понижение при diminuendo, а заодно и познакомиться со способами корректуры этого недостатка путем небольшого поворота флейты на себя при crescendo или от себя при diminuendo. При правильной постановке корпуса и рук это навык приобретается сравнительно быстро, но все это не должно носить механический характер и обязательно контролироваться на слух.

Обратившись к этюдам, мы впервые подошли к необходимости разобраться в структуре тактов, в соотношении сильных и слабых долей. Наиболее простыми для восприятия являются размеры в две и четыре четверти, как четные (по аналогии с прогулочным шагом – левой, правой), а потому они легче всего усваиваются. Несколько сложнее размер в три четверти. В этом случае ученики часто удлиняют третью четверть, воспринимая ее, очевидно, через призму более простого для них четырехчетвертного размера. Преодолевать эту трудность следует представляя трехдольный размер как затактовую структуру,в которой 2-я и 3-я доли образуют с 1-й долей следующего такта отдельную фразу.

Еще одна новация, с которой мы встречаемся при обращении к нотному тексту этюдов – терминология, указание на темпы, динамику и характер исполняемого этюда. Этой области знаний, к сожалению, в школьных занятиях часто не уделяют должного внимания, хотя их значение не меньше собственно нотного текста. А потому изучению терминологии необходимо уделять самое серьезное внимание в течение всего курса обучения.

В каждом этюде должны быть отмечены места, где ученик будет брать дыхание. В связи с этим необходимо познакомить ученика с такими элементами формы, как мотив, фраза, предложение; а также с тем, что дыхание берется не на тактовой черте, как они почему-то представляют, а лишь в соответствии с фразировкой. Исключение составляют лишь те случаи, когда тактовая черта совпадает с окончанием фразы или предложения. Дыхание можно брать и после относительно длинных нот, но не перед ними.

Однако, если ученику еще трудно придерживаться этих рекомендаций и воздуха пока ему не хватает, указания следует подкорректировать под его возможности, ибо самым главным является не количество звуков, сыгранных на одном дыхании, как часто думают ученики, а качество звука. Но при этом следует строго придерживаться фразировки и не допускать формальной расстановки дыхания, что приходится наблюдать довольно часто. Исключения могут иметь место лишь в самом начале обучения, когда перед учеником не стоит проблема фразировки, а главная забота – получение звука.

Дыхание должно быть естественным, осмысленным и подчиняться логике построения музыкальных фраз. Точно так же, как мы дышим во время разговора. Качество звука и ясная фразировка – наша основная ценность и если этого нет, то и ритм, и интонация, и динамика, и даже виртуозная техника теряют всякий смысл.

Особое внимание в работе над этюдами следует уделять штрихам. Естественно, штрих legato должен сопровождаться ровным выдохом без толчков и сопровождаться строго координированными движениями пальцев обеих рук.

Штрих non legato особых трудностей не составляет, так как с ним мы уже знакомы при извлечении первых звуков. Отдельно следует остановиться на штрихе staccato. Считается, что точка, стоящая над нотой, сокращает ее длительность вдвое, то есть восьмая играется как шестнадцатая, но тогда за ней обязательно должна следовать шестнадцатая пауза. Вот эта пауза часто и не выдерживается, а следующая нота возникает раньше времени. Ритм при этом нарушается и исполнение приобретает суетливый характер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!