СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над формированием у младших школьников умения работать с морфемным составом слов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе приведены примеры заданий, которые могут быть использованы при изучении раздела "Словообразование". Проведены в рамках научно-исследовательской работы по теме "Морфемика".

Просмотр содержимого документа
«Работа над формированием у младших школьников умения работать с морфемным составом слов»

Работа над формированием у младших школьников умения работать с морфемным составом слов


Включает в себя систему упражнений, направленных на преодоление недостатков знаний и умений учеников по разделу морфемика с использованием наглядности.

Задания подбирались таким образом, чтобы упражнения словообразовательного характера выполнялись на материале изученных частей речи и соответствовали программе.

Примеры упражнений.

1 группа упражнений:

Упражнения, которые направлены на овладение морфемной структурой слова.

  1. Разберите следующие слова по составу:

Переглядываться, думать, сделаем, рассказала, строить, улыбается, молчит, пересказать, оглянулась.

  1. Подберите однокоренные глаголы к данным словам:

Игра, шум, рисунок, подарок, рассказ, мороз.

Ласковый, добрый, веселый, тоскливый, желтый.

  1. Выделите однокоренные слова из ряда предложенных:

Пришел, ласкать, нашел, сказал, приостановил, пришедший.

Лететь, вертолет, молчит, окрасил, вылет.

Обедать, позавтракать, обед, поел.

  1. Выпишите формы слова или однокоренные слова с любым, словом по выбору.

    1. старик, старое, светлая, берёза, березняк, ленивая, лень

2. старина, светлое, свет, берёзовая, берёзовые, ленивые.

3. старых, старенький, светить, берёзка, лениться, ленивенький.

4. старая, старче, светлеет, светлых, берёзовую, ленивой.

2 группа упражнений направлены на наблюдения за словообразовательным значением морфем:

  1. Объедините родственные слова, выделите в них корни.

Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далёкий, отдалённый, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).

  1. Подберите к словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.

  1. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

  1. Найдите в тексте слова с синонимичными, омонимичными морфемами. Выпишите их.

На чёрной безлюдной улице волчья оборванная фигура беззвучно слезла с ветки акации, на которой полчаса сидела, страдая на морозе, но жадно наблюдая через предательскую щель на верхнем крае простыни работу инженера, навлёкшего беду именно простынёй на окрашенном окне. Пружинно прыгнув в сугроб, фигура ушла вверх по улице, а далее провалилась волчьей походкой в переулках, и метель, темнота, сугроб съели её и залили все её следы.

(По М. Булгакову)

  1. Задание на проверку словообразовательных умений; умение разбирать слова по составу:

А. Образуйте и запишите новые слова с помощью суффиксов -ок, -ёк, -чик, -онок, -ечк, -очк

Гриб, огонь, ключ, мама, Валя, слон, крюк, мотор, ёлка, стул.

Б. Образуйте и запишите новые слова с помощью приставок у-, за-, вы-, рас-, под-, об-, в-.

Лететь, сказать, ехать, бить, слушать, петь, бежать, скакать.

3 группа упражнений направлена на совершенствование словообразовательного анализа и синтеза:

  1. Сделайте морфный и словообразовательный анализ выделенных глаголов:

Знай, что твое неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. (В. Сухомлинский). 2.Слушать – это вежливость, которую умный человек часто оказывает глупцу, но на которую этот последний никогда не отвечает тем же (П. Декарт). 3.После долгого разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, и ты удивишься, как пусто и не нужно и часто дурно было все говоренное (Л. Н. Толстой). 4.Совет подобен касторке: его довольно легко давать и чертовски неприятно принимать (Б. Шоу). 5.Выкраивать людей на одну мерку с собой – значит впадать в узкий умственный деспотизм (Д. И. Писарев). 6.Нет ничего, что не преодолевалось бы трудом (Д. Бруно).

  1. Образуйте слова от данных глаголов с помощью префиксов: в-/во, вз-/взо-, воз-/возо-, вы-, де-/дез-, дис-, за-, из-/изо-, на-, над-/надо-, недо-, низ-/низо-, о-, об-/обо-, от-/ото-, пере-, по-, под-/подо-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/разо-, ре-, с-/со-, у-:

Говорить, читать, думать, белить, белеть, фальшивить, дерзить, писать, спать, стоять, кричать, шептать, любить, ненавидеть, гнать, смотреть, держать, обидеть, дышать, терпеть, слышать, зависеть, вертеть.

  1. Образуйте глаголы с помощью указанных морфем. Запишите с 1-й столбик слова, образованные с помощью суффиксов, во 2-ой - с помощью приставок и суффиксов. Обозначьте эти морфемы и основу исходного слова.

Беседа (-ова-), игра (-а), зелень (0-, -и-), горе (-ева-), печаль (-и-), сила (обес-, -е-), доля (обез-, -и-).

Красный (-е-), ясный (об-, -и-), темный (-и-), свой (у-, -и-). сложный (о-, -и-), серьезный (-е-).

Беречь (-ся), знать (-ся), сесть (рас-. – ся), мыть (-ть), голодать (на-, -ся), простить (-ся), думать (в-, -ся).

  1. Определите способ образования данных глаголов. Выделите его:

Засечь, облить, изжить, пережить, осведомить, нагрузить, подарить, разделить, озлобить, искупить, заманить, повторить, унизить, заслужить, усугубить, переплести, согнуть, посечь, проткнуть, пересечь, высечь, разбудить, проснуться, блеснуть, охрипнуть, продрогнуть, тянуть, вернуть, развеять, безуметь, разминировать, затанцевать, приосаниться, самовоспламениться, улетучиться.

4 группа упражнений направлена на проверку уровня сформированности понятий.

Отгадай кроссворд:

1)Морфема которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)

2)Слова расположенные так что отличаются о других слов одной морфемой. Такое расположение слов называются … (Словообразовательной цепочкой).

3)Часть слова не входящая в основу (Окончание)

4)Значимая часть слова? (Морфема)

5) Слова имеющие одинаковый корень? (Однокоренные)

6)Главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов? (Корень)

7)Часть слова без окончания? (Основа)

8)Разбор слова с целью определение способа его образования (Словообразовательный)

9)Часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (Глагол)

10)Другое название окончания (флексия).

11)Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс)

12) Разбор слова по составу это … разбор (Морфемный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5 группа упражнений направлена на развитие умений младших школьников работать со схемой слов.

  1. Подбери слово к схеме.

б) Составьте слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.

в) Запишите слова в столбики соответствующие схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягода.






6 группа упражнений направлена на выявления умений по построению словообразовательных цепочек:

  1. Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.

Резать → ? (резчик) → резчица;

меньший → ? (преуменьшить) → преуменьшение;

(симпатия) ? → симпатичный --→ несимпатично;

частый → ? (частить) → ? (участить) → учащение;

считать → расчет → ? (рассчитывать) → расчетливо;

ржавый → ржаветь → ? (проржаветь) → проржавелый;

решето → ?(решетить) → изрешетить → изрешечивать;

единый → соединить → воссоединять → ?(воссоединённый);

сказать → ? (сказывать) → ?(рассказывать) → рассказчица;

корить → укор → ?(укорять) → укоризна → безукоризненно;

держать → ? (сдерживать) → сдержанный → ? (сдерживать);

плесень → ? (плесневеть) → ?(заплесневеть) → заплесневелость;

обрести → ? (обретать) → приобрести → приобретать →? (приобретаемый);

рад → радость → ? (радоваться) → ? (радостность) → безрадостность.

  1. Перед вами 4 «испорченные» словообразовательные цепочки. Исходное слово для каждой цепочки – боль. Восстановите в них нужную последовательность. Для всех ли производных нашлось место? Попробуйте для этих «лишних» слов тоже составить цепочку.

Примеры:

1. Болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.

2. Болеть, болезненный, болезненно, болезнь.

3. Обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.

4. Заболеть, заболевание, болеть, заболевать.

7. Упражнения со словообразовательным гнездом:

7 группа упражнений направлена на умение ориентироваться в тексте, находя нужные части:

  1. Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова к глаголу учить. Постройте из них фрагмент словообразовательного гнезда этого исходного. Составьте свой текст по данной теме.

У Александра Сергеевича тоже были ученики. И он учил их русскому языку. Безусловно, язык – условность, просто договорились, что корова пишется через о, ни в Новом, ни в Ветхом Завете не сказано, что корову нужно писать через о. Это придумали учителя, чтобы мучить учеников. Потому что учителя грамотные, а ученики безграмотные, а потом учителя умирают, и ученики становятся учителями, и так до конца света, пока слово корова не отомрет вместе со своей буквой о.

(В.Нарбикова)

  1. Прочитайте текст и выполните задания.

К ЗИМЕ

Лес совсем уж стал сквозистый,

Редки в нём листы.

Скоро будет снег пушистый

Падать с высоты.

Опушит нам окна наши

В детской и везде.

Загорятся звёзды краше,

Лёд прильнёт к воде.

На коньках начнём кататься

Мы на звонком льду.

Будет смех наш раздаваться

В парке на пруду.

А в затишье комнат — прятки,

В чёт и нечет — счёт.

А потом настанут Святки,

Снова Новый год.

К. Бальмонт

  1. Какой предлог встречается в 1 предложении? (уж)

  2. Выберите корень слова, выделенного во 2 предложении (пушист)

  3. Выпишите из текста предложение, в котором есть предлог. Подчеркните предлог (Лес совсем уж стал сквозистый, Редки в нём листы).

  4. Выпишите из текста слова, родственные слову «пух», дополните ряд слов своим примером (пушистый, пушистик…).

8 группа упражнений направлена на умение работать с иллюстрацией:

- Посмотрите на картину. Скажите, что вы видите? Назовите глаголы (прилагательные, существительные), которые соответствуют содержанию картины. Разберите их по составу.

(Тает (снег), разлилась (вода), зеленеют (деревья), синеет (небо), светит (солнце, и т.д..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!