СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над инструктивным материалом в классе контрабаса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка открытого урока

Просмотр содержимого документа
«Работа над инструктивным материалом в классе контрабаса»

«Бекітемін»

ШҚО Білім басқармасының

«Халық әртістері ағайынды

Абдуллиндер атындағы

Шығыс Қазақстан өнер

училищесі» КМҚК ОІ жөніндегі

директордың орынбасары

______________Миськив О.Н.




Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка открытого урока


Мамандық/Специальность: 02150100 – «Инструментальное исполнительство»

Біліктілігі/Квалификация: 4S02150102 – «Артист оркестра (дирижер), преподаватель детской музыкальной школы»

Пән аттауы/Наименование дисциплины: Специальность

Курс: 2ОСИ

ПМ.1. Применение музыкально-теоретических навыков в художественно- творческой и педагогической практике.

(наименование модуля или дисциплины)

Сабақ тақырыбы/Тема урока: «Работа над инструктивным материалом в классе контрабаса»

Оқытушы/Преподаватель: Сулейменова Альмира Рафиковна











Өскемен қ./г. Усть-Каменогорск 2023ж.г.

Дата открытого урока: 27.10.2023г

Время: 14.00

Учащийся: Сулейменов Данил, 2 курс, отделение струнных инструментов

Тема: «Работа над техническим материалом в классе контрабаса»

Цель: Формирование исполнительских навыков игры на контрабасе, освоение методов работы над различными видами техники

Задачи: Обучающие –

  • навык игры гамм, арпеджио, штрихов

  • свобода и раскрепощенность в владении инструментом

  • умение использовать различный арсенал приемов игры

Развивающие –

  • развитие слухового самоконтроля, интонации

  • развитие мышления, эмоциональной сферы личности

Воспитательные –

  • создание мотивации к получению знаний

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания

  • формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности

  • пробуждение любви и интереса к техническим произведениям и к гаммам в частности



Тип урока: Комбинированный


Методы работы:

  • словесные (беседа, инструктаж)

  • метод показа

  • тактильный метод.

Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:


1. Освоить переходы в гамме из позиции в позицию, работая над интонацией

2 .Уметь контролировать свободу движения рук, постановку за инструментом

  1. Уметь исполнять штрихи деташе и легато в гамме


Техническое оснащение, материалы: контрабас,пюпитр, ноты

Музыкальный материал: А.Раков «Школа игры на контрабасе»



Структура урока:

  1. Организационный момент

II. Вступление

III. Проверка домашнего задания

I.Теоретическая часть. Начальная подготовка студента к освоению новых штрихов в гамме. Разыгрывание на интсрументе, работа над постановкой рук.

V. Практическая часть

VI. Закрепление полученных навыков и рефлексия

VII. Домашнее задание

VIII. Заключение.

IX. Список методической литературы.




I.Организационный момент.

Объявление темы урока.

Тема сегодняшнего урока: «Работа над техничсеким материалом в классе контрабаса»

Урок проводится со студентом 2 курса отделения «Струнные инструменты» Сулейменовым Данилом.


II. Вступление.

Работа над техникой – трудный раздел в воспитании музыканта. Чем богаче арсенал владения различными приемами игры на контрабасе, тем свободнее музыкант в выражении своих эмоций, звукообразного содержания произведения.

Целостное владение правильной постановкой,игровым аппаратом представляет собой сложный комплекс, находящийся в состоянии постоянных изменений. В зависимости от художественных задач в нем происходят беспрерывные модификации. Однако, базовые навыки присутствуют всегда в практике игры на струнных инструментах в виде техничсекого инструктажа, а именно над работой в гаммах, арпеджио, штрихах, а также, в этюдах.



III.Проверка домашнего задания


Домашним заданием было закрепление аппликатуры в гамме Ми мажор. Вспомним её.

Вопрос: Данил, расскажи пожалуйста, гамму Ми мажор мы исполняем на три октавы. Где лучше применить переход в другую позицию?»

Данил: «В игре на контрабасе 3 палец применяется очень редко,поэтому, учитывая, что в этой тональности 4 диеза, а это сложно прменять в гамме, особенно на начальном этапе обучения. Поэтому я соверщаю много переходов из позиции в позицию, особенно в верхнем регистре, а именно в 3 и 4 позиции» (планируемый ответ)


Вопрос: «Данил, скажи пожалуйста, какие трудности у тебя встречаются в игре в гамме?»

Данил: «Во время игры мне приходится зажимать левую руку, так как очень сложные переходы в другую позицию, со струны на струну и нужно уметь играть чисто.» (планируемый ответ)

Эмоциональная рефлексия (оценивает настроение и эмоциональное восприятие домашнего задания)-понравилось или нет, интересно или скучно, насколько было интересно выполнять домашнее задание с настроением и желанием.

IV. Теоретическая часть.

Начальная подготовка студента к освоению технических навыков игры. Изучение новых штрихов.



-«Данил, как ты думаешь, есть ли определенные критерии, по которым ты можешь определить уровень своей игры?»

-«Да, конечно, каждый музыкант сможет оценить свою игру, если будет знать эти критерии»:


Критерии самооценки:

Оценка 3

Оценка 4

Оценка 5

-неуверенная игра


-остановки



-ошибки




-неправильная аппликатура, неверная интонация



-некачественные штрихи

-уверенная игра


-остановки незначительные


-количество ошибок незначительное


-аппликатура верная, интонация чище 50/50



-качество исполнения штрихов среднее

-уверенная игра


-остановок нет



-ошибок нет




-правильная аппликатура, чистая игра



-высокое качество исполнения штрихов





Нет необходимости объяснять насколько полезно для учащихся играть гаммы. Данную аксиому знает любой музыкант, причем никто не сомневается в том, что именно гаммы положительно влияют на их техническое развитие.

В нашей школе существует проблема первоначального освоения гамм: часто обучающиеся боятся играть гаммы, отсюда вырабатываются комплексы при сдаче технических зачетов, которые порой приводят к различным негативным последствиям, вплоть до отчисления из школы.

Сейчас стали доступны многие методические пособия известнейших педагогов и исполнителей, в которых довольно подробно описываются способы работы над гаммами, включающие в себя работу над преодолением различных технических задач, а также звуковых, динамических, ритмических и прочих других. Но, к сожалению, везде описываются способы работы с обучающимися, которые уже достаточно уверенно знакомы с гаммами и свободно ими владеют.

У каждого преподавателя-струнника в определенный момент возникает вопрос: как начать знакомить обучающегося с гаммами, чтобы свести к минимуму негативные эмоции, часто возникающие практически у всех обучающихся?

В основном, работа по подготовке к техническому зачету так и идет: сначала разучивается одна гамма, допустим, Ре мажор, затем, по мере ее освоения, разучивается Соль мажор и так планомерно, пока учащийся не выучит весь необходимый объем.

В работе над техническим материалом, основная сложность у струнников это чистое исполнение, интонация. Именно в эти моменты,студент может зажаться, так как овладение грифа это трудоёмкая и кропотливая работа. И в этот период обязательно нужно следить за свободой аппарата и правильной постановкой рук.

На гаммах и других компонентах гаммового комплекса воспитывается техническое мастерство струнника: беглость, а также ровность, четкость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, т.е. все то, что составляет понятие техники в широком значении этого слова.

Освоение любой гаммы начинается с освоения первой позиции, правильной постановки рук. Многие студенты во время игры очень высоко задирают локоть во время инры в верхней позиции, отчего рука может зажаться ещё сильнее. Также следует обращать внимание на пальцы, которые во время игры должны крепко прижимать струну, иначе интонация будет нарушена.

V. Практическая часть

-«Давай послушаем твою гамму»

Данил исполняет.

Гамма исполнена в медленном темпе, есть интонационные погрешности.

-«Данил, в гамме было исполнено очень много грязных нот. Как ты думаешь, по какой причине это произошло?»

Данил: «Я ещё недостаточно хорошо ориентируюсь в первой позиции и мой мизинец слаб и не крепко прижимает струну,что влияет на интонацию»

Да, есть эти проблемы. Осовение первой позиции происходит не в один миг. Но для этого также нужно научиться играть свободными руками, часто играть упражнения на инструменте и особую роль отводить работе над слухом. Есть также психологическая сторона этого момента. Себя нужно настроить на слышанье и координирование движений наперед. То есть, предвидеть, предусмотреть, предслышать следующую ноту, способ её извлечения.

Теперь попробуем сыграть гамму, но перед тем, как сыграть ноту, мы попробуем её спеть. Такой метод научит тебя предсышать ноту, а также, услышать насколько чисто ты её сыграл. Но ни в коем случае не забываем следить за руками, а именно, за свободой рук. Мизинец во время переходов в другую позицию крепкий, круглый. Также, не надо пальцами бить по грифу и убирать их на далекое расстояние. Именно в работе над гаммой можно отучить себя от этой плохой привычки. Далее, студент исполняет гамму в медленном темпе, пропевая ноты и следит за корпусом и движением рук.

Затем, педагог показывает на примере гаммы новые штрихи Деташе и Легато. Говорит о значении этих штрихов в произведениях. Эти штрихи студент осваивает сначала на открытых струнах.



VI. Закрепление полученных навыков


Краткое повторение пройденного на уроке материала



Рефлексия содержания материала:

-«Данил, расскажи пожалуйста, какие сложности ты испытал на уроке?»

-« На уроке мне было сложно исполнять переходы в гамме»

-«А что именно в гамме тебе было дискомфортно?»

-«Я ещё плохо знаю первую позицию и у меня недостаточно крепкие пальцы»

-«Как ты считаешь, какие методы работы можно использовать для отработки этих приемов?»

-«Я думаю нужно следить за свободой движений, не зажиматься, хорошо освоить первую позицию и укреплять пальцы на упражнениях»




Самоанализ (критерии самооценки)


- «Данил, я предлагаю тебе вспомнить все, чему ты научился на уроке, проанализировать свою работу и самостоятельно поставить себе оценку, основываясь на общеизвестных традиционных критериях оценки (технического зачета). Как ты считаешь, какому уровню соответствует твоя сегодняшняя работа на уроке?»

-«Я хорошо знаю аппликатуру в гамме, при исполнении гаммы у меня не было остановок и я достаточно чисто её испонил. Исходя из этого я могу рассчитывать на хорошую оценку»


«Данил, расскажи чему ты научился на уроке? Понравился ли тебе урок?»

  1. Сегодня я узнал о новых приёмах игры на инструменте

2. Я научился правильной постановке рук и корпуса

3.Я смог укрепить свои пальцы , особенно при игре в верхней позиции

4. Я узнал и усвоил новые штрихи и методы их исполнения

5. Да, урок мне понравился и теперь эти методы я буду применять в своей практике



VII. Домашнее задание


Закрепить основы аппликатуры в гамме, следить за свободой корпуса и рук, укреплять пальцы,пропевать гамму, освоить новые штрихи.



VIII. Заключение


Работа над техникой должна вестись систематически, а не от случая к случаю. Это требует большого педагогического терпения и времени. Живой показ, часто на материале других произведений, подстегивает желание ученика освоить прием, развивает фантазию и поддерживает активный интерес к процессу. Чем больше освоено различных приемов в работе с учеником, тем лучше будет техника исполнительства.Технический материал не должен терять музыкального содержания. Игра этюдов, тренировка технических элементов должна проводиться хорошим звуком, с осмысленной фразировкой каждого мотива. Так как всякая техническая тренировка построена на многократном повторении упражнения, нужно освежать слуховой контроль. Полезно играть в разных темпах, менять динамические оттенки, штрихи, оживляя таким разнообразием классную и домашнюю работу.




IX. Список методической литературы:


1. Кальянов С. Виолончельная техника. М: Музыка, 1996

2. Сапожников Р. Школа игры на виолончели. М: Советский композитор,

1977

3. Берлянчик М.М. Вопросы музыкальной педагогики. М: Музыка, 1997

4. Л.Гинзбург «О работе над музыкальным произведением»

5. М.Э. Фейгин «Индивидуальность ученика и искусство педагога». М1975

6.М.Н. Баринова «О развитии творческих способностей ученика». М1975

7.С.С. Ляховицкая « О педагогическом мастерстве». Л.1963




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!