СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа над крупной формой (начальный этап). В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по МДК «Фортепиано, аккомпанемент, чтение с листа» проводится со студенткой II курса отделения «Хоровое дирижирование» Стародубцевой Ольгой

 05. 12. 2018 г.

Просмотр содержимого документа
««Работа над крупной формой (начальный этап). В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть»»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СУДЖАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ»




Отделение «Фортепиано»



ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Фортепиано»

на тему:

«Работа над крупной формой (начальный этап). В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть»






Разработчик: Блюднева Т.А.,

преподаватель

ОБПОУ «Суджанский

техникум искусств»







г. Суджа – 2018 г.


АННОТАЦИЯ


Открытый урок по МДК «Фортепиано, аккомпанемент, чтение с листа» проводится со студенткой II курса отделения «Хоровое дирижирование» Стародубцевой Ольгой

05. 12. 2018 г.

Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – является одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. Начальный этап работы обучающегося над музыкальным произведением характеризуется общим ознакомлением с сочинением. Полезным представляется ознакомление с творческой биографией композитора, с общим анализом его творчества, а также с исторической эпохой создания произведения. Решающее значение для всей последующей работы над произведением имеет анализ тематического материала, определение его характера. Также содержание произведения непрерывно связано с его формой. Поэтому важное значение для постижения художественного образа приобретает анализ структуры произведения, способствующий объективности и индивидуальному своеобразию исполнительской интерпретации. Впоследствии все это будет способствовать всестороннему овладению глубокого изучения того иного художественного произведения.

Известно, что сочинениям классиков и изучению классицизма в современной практике преподавания в профессиональных музыкальных учреждениях отводится большое количество времени. Безусловно, классицизм – понятие сложное, и раскрытие его является обязательным. Если пройти мимо, останется неосвещенным значительный этап исторического развития в музыке, поэтому соприкосновение с музыкальным классицизмом представляется необходимым.


План урока.


Тема урока: «Работа над крупной формой (начальный этап)».
Материал урока:

  • Гамма D-dur;

  • В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть.


Цели урока:

- Методические:

  • использование фортепианной методики обучения для активизации и развития интеллектуальной активности обучающейся, повышения её познавательной мотивации. Показ практического применения методов работы над музыкальными произведениями и их фрагментами.

- Обучающие:

  • обучение основным приемам музыкальной выразительности, необходимым для воплощения художественного образа музыкальных произведений;

  • достижение целостности исполнения произведения, объединение выученных деталей в цельный организм;

  • формирование основных компетенций: пианистических приемов, необходимых для художественного исполнения музыкального произведения.

- Развивающие:

  • развитие навыков перспективного слухового мышления, умения играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, образно, со слуховым контролем.

  • достижение инициативного отношения к изучаемому материалу.

  • развитие абстрактно-образного мышления, умения анализировать и сопоставлять. развитие двигательно-игровых навыков учащихся.

- Воспитывающие:

  • воспитание интереса к изучаемым музыкальным произведениям, формирование творческого подхода к исполняемым произведениям.
    Задачи урока:
    1. Образовательная – закрепить теоретические знания (штрихи, аппликатурный принцип, средства музыкальной выразительности) и практические навыки (знание аппликатуры, умение «слушать себя», контролировать свою игру, проверяя соответствие реального звучания задуманному). Создать условия для восприятия выразительного смысла музыкальной интонации, как «главного проводника» музыкальной идеи. Способствовать накоплению игровых навыков через осмысление конструктивно-логической организации произведения.
    2. Развивающая – развитие творческой активности через различные виды деятельности (сочинения подтекстовки, музыкально-поэтических образов с использованием музыкальной терминологии), чуткости к динамическим градациям, чувства ритма. Развитие самостоятельности, творческого мышления, внутреннего слуха обучающейся, свободы пианистического аппарата.


3. Воспитательная – воспитание любви к предмету, повышение уровня познавательной
мотивации, формирование нравственно-эстетического, эмоционального отношения к
искусству и жизни.


Техническое оснащение:

- фортепиано;

- ноты.

Тип урока: традиционный.


Вид урока: индивидуальный.


Элементы педагогических технологий:

- Личностно-ориентированного обучения;

- Проблемного обучения;

- Развивающего обучения.

- Здоровьесберегающей.



Технологическая карта урока


Этапы работы

Содержание этапов


1.

Организационный момент.
Цель для обучающейся: формирование навыков активного творческого участия в образовательном процессе с чётко определёнными критериями его реализации.
Цель преподавателя: настроить обучающуюся на творческую плодотворную работу на уроке с
учётом индивидуальных особенностей студентки.
Задачи:
1. Образовательная:
• определить объём изучаемого материала:

В. А. Моцарт Соната №6 (D-dur) I часть.

2. Развивающая:
• организация осознанного отношения к деятельности на уроке;
• активизация внимания, сосредоточенности, слуховых восприятий.
3. Воспитательная:
• формирование дисциплины;
• воспитание бережного отношения к учебному времени, повышение уровня познавательной мотивации.
Методы:
• словесно-индуктивный (беседа, диалог);
• наглядно-дедуктивный (сравнение);
• стимулирования (метод эмоционально-психологического раскрепощения обучающейся).


Приветствие. Визуальная проверка готовности к уроку: учебных пособий, правильности расположения обучающейся за инструментом. Определение уровня эмоционального состояния студентки на момент
начала урока. Выбор методов мотивирования для активной работы. Определение значимости данного урока для дальнейшего развития и подготовки обучающейся к публичному выступлению.
Объявление темы урока: «Работа над крупной формой (начальный этап) В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть».

Для постепенного вхождения в рабочий процесс обучающейся предлагается работа над техническим материалом:

- приведение рук в рабочее состояние (исполнение гаммы Ре мажор и упражнений в этой же тональности).
Задачи при игре гаммы:
• ладотональная ориентировка;
• воспитание аппликатурной дисциплины;
• выработка автоматизации движений;
• достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости.
Применяемые приёмы:
• динамические;
• тембровые;
• артикуляционные;
• ритмический.
Задачи при игре аккордов (по 4 звука):
• добиться синхронности и тембровой окраски, динамического развития.
Применяемые приёмы:
• использование разнообразных штрихов;
• ощущение опоры в клавиатуру;
• цепкость в кончиках пальцев;
• освобождение руки после взятия аккордов.
Задачи при игре арпеджио (ломаных, коротких и длинных):
• воспитание пальцевой дисциплины;
• выработка правильных кистевых движений.
Применяемые приёмы:
• воспитание боковых движений с помощью локтя;

• формирование приёмов «раскрытия руки», «раскрытия ладони»;
• перенос опоры на разные пальцы.

2.

Опрос обучащейся по заданному на дом
материалу.
Цель для учащегося: качественный показ
выполненной домашней работы.
Цель преподавателя: выявить уровень
сформированности умений и навыков.
Задачи:
1. Образовательная:
• определить объём и качество выполнения
домашнего задания;
• обозначить наметившиеся проблемы и пути их устранения;
• выяснить причины недостаточной подготовки обучающейся (при необходимости).
2. Развивающая:
• научить слушать себя во время исполнения произведений;

• развитие навыков самоконтроля;
• воспитание самостоятельности в планировании своей деятельности;
• формирование оценки качества выступления (самоанализ);
3. Воспитательная:
• воспитание положительного отношения к
процессу обучения;
• воспитание ответственного отношения к учёбе (самоконтроль).
Методы:
• практический (исполнение произведений
учеником);
• словесно-индуктивный (беседа, диалог,
объяснение);
• стимулирования (метод эмоционально-психологического раскрепощения обучающейся);
• мотивирования (поощрение и принуждение);
• наглядно-дедуктивный (сравнение).

Проверка домашнего задания.

(Предварительный самостоятельный разбор . Выяснение причин неудачного исполнения отдельных элементов музыкальной ткани).

3.

Изучение нового учебного материала.
Цель для учащегося: изучение нового материала.
Цель преподавателя: развитие и закрепление теоретических и практических навыков учащегося.
Привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения сущности музыкального произведения.
Задачи:
1. Образовательная:
• развивать эмоционально-образное мышление в процессе исполнения и восприятия музыкального материала.
2. Развивающая:
• развитие умения удерживать активное внимание продолжительное время;
• умение использовать имеющиеся знания в ситуациях, не встречающихся ранее;
• развитие познавательного интереса.
3. Воспитательная:
• воспитание любви к музыке;
• повышение уровня познавательной мотивации;
• воспитание трудолюбия.
Методы:
• наглядный (исполнение произведений
преподавателем с комментарием своих действий);
• словесный (обсуждение впечатлений);

• практический (исполнение учеником
произведений с учётом замечаний и

рекомендаций преподавателя);
• учёт индивидуальных особенностей учащегося.


Соната №6 Ре мажор В. А. Моцарта достаточно виртуозна и даже импозантна. Эта Соната является последней из сонат, которые Моцарт издал в Мюнхене. Первая страница снабжена субтитрами «Dürnitz», так как, это было написано для Барона фон Дюрница, фаготиста-любителя и клавишника, который не заплатил композитору за работу.

Будучи в 1777 году в Аугсбурге, Моцарт сыграл это произведение на пианофорте Штейна и на­шел, что на этом инструменте данная соната прозвучала несравненно. Все части сонаты словно и рассчитаны на новые возможности ин­струмента. Allegro достаточно развернуто. Медленной частью является Rondo en Polonaise, a финалом — тема с двенадцатью вариациями. Тема простая, но вариации многообразны. Из них седьмая (в одноименном миноре) интересна хроматическими обо­стрениями, а одиннадцатая весьма виртуозна.

Несколько слов о сонатной форме фортепианных сонат характерно: искромётность, чёткость граней, классический тональный план, ясный функциональный облик всех партий.

I часть сонаты Ре мажор начинается с главной партии. Г. П. – это активная, волевая тема, изложенная в оркестровом звучании (тема в унисон, на динамике F, что соответствует Tutti ). В тактах 13-16 композитор усиливает эффект Tutti, используя в правой руке тремоло на фоне октавного изложения левой руки, продолжая динамику F.

Связующая партия состоит из 4-х тактового предложения, основанного на первом элементе главной партии – нисходящее движение шестнадцатых длительностей, которое завершает аккорд Д53. Побочная партия отличается лирическим, светлым настроением. Что необходимо учесть исполнителю, интерпретирующему Моцарта? Здесь главным является понимание того, что Моцарт в первую очередь композитор оперный, и путь к содержанию его фортепианных сонат следует искать в выявлении связей с театрально-оперными произведениями. По В. В. Медушевскому  «В побочной партии сонаты ре мажор воплощен образ Сюзанны. Тут представлены все средства женского обаяния - и легкий журчащий смех, и ласка, и игровое отвлечение». 

Мелодическая линия правой руки включает в себя спускающуюся цепь инверсий (любимая формула барочных и классических периодов). На фоне сопровождающих терций левой руки в тональности доминанты. (А-dur). Начиная с 30 такта вступает оркестровая связка, которая приводит в тональность ДД (Е- dur). Связка представляет собой 14 тактовое построение, основанное на элементах тематического и динамического контрастов. Завершает экспозицию заключительная партия в тональности доминанты (А-dur). Пунктирный ритм, изложение темы в унисон на forte приближает заключительную партию по интонационному началу к главной партии, а также носит энергичный, волевой характер.

Разработка (20 тактов) – небольшая по размерам, но насыщенная отклонениями в родственные тональности: а-moll, Н-dur, е-moll, Fis-dur, h-moll. В её основе лежит перекличка коротких мотивов в разных регистров, имитирующих вопросы и ответы. В конце разработки идут модулирующие секвенции по тональностям второй степени родства (e-moll, d-moll, g-moll, Es-dur), приводящих нас через доминанту к репризе.

Реприза по структуре повторяет полностью экспозицию, а гармонически меняется тональность побочной партии, которая излагается здесь в основной тональности D-dur, что подтверждает формулу гармонического строения классической сонаты. Завершается соната в основной тональности полностью используя тематический материал экспозиции.

Для психолого-педагогического сопровождения урока использую следующие методические приёмы:
- детальная работа с учеником над
произведением, при этом активно использую метод личностного показа с комментарием своих действий;
- работа над образно-эмоциональным строем сонатного аллегро, которому присущи: большая моторная устремлённость, чёткость ритмики,
закономерность чередования штрихов над умением гибко переключаться на новые технические и звуковые задачи;
- внимание на контрастное сопоставление музыкального материала по большим законченным отрезкам формы;
- проникновение в образно-эмоциональный строй сочинений;
- охват формы произведения и драматургии в целом;

- воплощение стилевых черт композитора;
- особенности трактовки произведений;

- привнесение в исполнение эмоциональной чуткости и гибкости, элементов артистизма.

Основными трудностями освоения этого музыкального произведения


4.

Закрепление учебного материала.
Цель учащегося: игра произведения с максимально возможной передачей музыкальных образов, впечатлений, учитывая проработанные замечания.
Цель преподавателя: закрепление теоретических и практических навыков учащегося на основе материала урока.
Задачи:
1. Образовательная:
• закрепление у учащегося эстетического,
эмоционально-целостного, творческого начала, убедительности трактовки и технической стороны в исполнении произведений.
2. Развивающая:
• развитие всех видов памяти;
• совершенствование мыслительных операций;
• развитие общей эмоциональной сферы.
3. Воспитательная:
• воспитание сценической культуры;
• реализация возможностей учащегося через учебную деятельность и индивидуальное творчество.
Методы:

• практический;
• стимулирования.

Закрепление полученных компетенций.

Развитие оркестрового мышления, тембрального слышания различных оркестровых инструментов, использование контрастной динамики, многообразие штрихов, ощущение метроритмической пульсации внутри построений, основанного на органном басу левой руки, многообразие ритмических формул (применение полифонических приёмов в мелодике правой руки, использование разных пианистических приёмов при смене фактуры). Характерная особенность моцартовских сонат - полиаффектность. В противовес барочному искусству внутри одной части преобладает не один аффект, а несколько, закладываются основы для развития и контрастности. Стремительная смена различных музыкально-смысловых состояний требует 
от исполнителя способности к мгновенному переключению, перевоплощению, перестройке выразительных и пианистических средств.

5.


Рефлексия.


Даю оценку общего впечатления от деятельности обучающейся на уроке. Отмечаю успехи по основным критериям:
• наличие творческого начала, убедительности трактовки, технической стороны исполнения;
• эмоциональность, артистичность исполнения;
• проникновение в образно-эмоциональный строй сочинения;
• охват формы произведения и драматургии в целом;
• воплощение стилевых черт:
- звуковая сторона (качество звучания,
соотношение пластов фактуры и динамики, владение артикуляцией, педализацией);
- темпо-ритмическая сторона исполнения (точность ритма, правильность выбора темпа, его
устойчивость, владение агогическими нюансами).


6.

Задание на дом.
Цель для учащегося: определить самостоятельно задание по данному произведению с учётом рекомендаций преподавателя.
Цель преподавателя: совершенствовать навыки обучающейся через освоение материала урока.

Домашнее задание.
В. А. Моцарт. Соната №6 Ре мажор 1-ая часть:
- работать над целостным охватом музыки на более протяжённых линиях её развития, образно-эмоциональным строем сонатного аллегро;
- продолжать работать над технической стороной исполнения, звуком, ритмом.




Используемая литература

  1. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», учебное пособие. – М.: «Советский композитор», 1986г.

  2. А. В. Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением». - М. Классика - ХХI, 2003г.

  3. Л. О. Гинзбург «О работе над музыкальным произведением», 4-е издание. – М.: Классика - ХХI, 1981г.

  4. Й. Гофман «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». - М.: Классика – ХХI, 2002г.

  5. А. И. Николаева, А. Г. Каузова «Теории и методика обучения игре на фортепиано». - М. Гуманитарное издание

  6. К. А. Мартинсен «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». - М.: Классика – ХХI, 2002г.

  7. Б. Милич «Воспитание ученика – пианиста». - М.: Кифара, 2002г.

  8. С. И. Савшинский «Работа пианиста над музыкальным произведением», М. – Л., 1964г.

  9. С. Е. Фейнберг «Пианизм, как искусство». - М.: Классика - ХХI, 2001г.

  10. Г. Хохрякова «Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?» - на правах рукописи, 1998г.

  11. А. П. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». - М.: Классика – ХХI, 2001г.

  12. Г.Коган У врат мастерства – М.: Классика – ХХI, 2004г.

  13. Г.Цыпин «Обучение игре на фортепиано», Просвещение, 1984г.

  14. С.Савшинский «Пианист и его работа», Классика-XXI, 2002г.

  15. А.Шмидт- Школовская «О воспитании пианистических навыков», Классика-XXI, 2003г.

  16. А. Вицинский «Процесс работы пианиста- исполнителя над музыкальным произведением», Классика-XXI, 2003г.

  17. Г. Аберт В.А. Моцарт. – М., 1990г.



  1. Н. П. Корыхалова В.А Моцарт. Краткое жизнеописание М., 2004г.

  2. А. М. Меркулова Как исполнять Моцарта. – М., 2004г.



  1. М. К. Михайлова Стиль в музыке. – Спб, 1981г.

  2. Музыкальная энциклопедия. – М., 1981г.

  3. Р. Роллан Музыканты прошлых дней. – М., 1969г.



  1. С. С. Скребков Художественные принципы музыкальных стилей. – М., 1973г.

  2. Е. Черная Моцарт. – М., 1966г.

  3. Г. Чичерин Моцарт. – СПб., 1987г.














6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!