1. | Организационный момент. Цель для обучающейся: формирование навыков активного творческого участия в образовательном процессе с чётко определёнными критериями его реализации. Цель преподавателя: настроить обучающуюся на творческую плодотворную работу на уроке с учётом индивидуальных особенностей студентки. Задачи: 1. Образовательная: • определить объём изучаемого материала: В. А. Моцарт Соната №6 (D-dur) I часть. 2. Развивающая: • организация осознанного отношения к деятельности на уроке; • активизация внимания, сосредоточенности, слуховых восприятий. 3. Воспитательная: • формирование дисциплины; • воспитание бережного отношения к учебному времени, повышение уровня познавательной мотивации. Методы: • словесно-индуктивный (беседа, диалог); • наглядно-дедуктивный (сравнение); • стимулирования (метод эмоционально-психологического раскрепощения обучающейся). | Приветствие. Визуальная проверка готовности к уроку: учебных пособий, правильности расположения обучающейся за инструментом. Определение уровня эмоционального состояния студентки на момент начала урока. Выбор методов мотивирования для активной работы. Определение значимости данного урока для дальнейшего развития и подготовки обучающейся к публичному выступлению. Объявление темы урока: «Работа над крупной формой (начальный этап) В. А. Моцарт Соната № 6 (D-dur) К. 284 (1775) I часть». Для постепенного вхождения в рабочий процесс обучающейся предлагается работа над техническим материалом: - приведение рук в рабочее состояние (исполнение гаммы Ре мажор и упражнений в этой же тональности). Задачи при игре гаммы: • ладотональная ориентировка; • воспитание аппликатурной дисциплины; • выработка автоматизации движений; • достижение пальцевой беглости, ровности, выносливости. Применяемые приёмы: • динамические; • тембровые; • артикуляционные; • ритмический. Задачи при игре аккордов (по 4 звука): • добиться синхронности и тембровой окраски, динамического развития. Применяемые приёмы: • использование разнообразных штрихов; • ощущение опоры в клавиатуру; • цепкость в кончиках пальцев; • освобождение руки после взятия аккордов. Задачи при игре арпеджио (ломаных, коротких и длинных): • воспитание пальцевой дисциплины; • выработка правильных кистевых движений. Применяемые приёмы: • воспитание боковых движений с помощью локтя; • формирование приёмов «раскрытия руки», «раскрытия ладони»; • перенос опоры на разные пальцы. |
3. | Изучение нового учебного материала. Цель для учащегося: изучение нового материала. Цель преподавателя: развитие и закрепление теоретических и практических навыков учащегося. Привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения сущности музыкального произведения. Задачи: 1. Образовательная: • развивать эмоционально-образное мышление в процессе исполнения и восприятия музыкального материала. 2. Развивающая: • развитие умения удерживать активное внимание продолжительное время; • умение использовать имеющиеся знания в ситуациях, не встречающихся ранее; • развитие познавательного интереса. 3. Воспитательная: • воспитание любви к музыке; • повышение уровня познавательной мотивации; • воспитание трудолюбия. Методы: • наглядный (исполнение произведений преподавателем с комментарием своих действий); • словесный (обсуждение впечатлений); • практический (исполнение учеником произведений с учётом замечаний и рекомендаций преподавателя); • учёт индивидуальных особенностей учащегося. | Соната №6 Ре мажор В. А. Моцарта достаточно виртуозна и даже импозантна. Эта Соната является последней из сонат, которые Моцарт издал в Мюнхене. Первая страница снабжена субтитрами «Dürnitz», так как, это было написано для Барона фон Дюрница, фаготиста-любителя и клавишника, который не заплатил композитору за работу. Будучи в 1777 году в Аугсбурге, Моцарт сыграл это произведение на пианофорте Штейна и нашел, что на этом инструменте данная соната прозвучала несравненно. Все части сонаты словно и рассчитаны на новые возможности инструмента. Allegro достаточно развернуто. Медленной частью является Rondo en Polonaise, a финалом — тема с двенадцатью вариациями. Тема простая, но вариации многообразны. Из них седьмая (в одноименном миноре) интересна хроматическими обострениями, а одиннадцатая весьма виртуозна. Несколько слов о сонатной форме фортепианных сонат характерно: искромётность, чёткость граней, классический тональный план, ясный функциональный облик всех партий. I часть сонаты Ре мажор начинается с главной партии. Г. П. – это активная, волевая тема, изложенная в оркестровом звучании (тема в унисон, на динамике F, что соответствует Tutti ). В тактах 13-16 композитор усиливает эффект Tutti, используя в правой руке тремоло на фоне октавного изложения левой руки, продолжая динамику F. Связующая партия состоит из 4-х тактового предложения, основанного на первом элементе главной партии – нисходящее движение шестнадцатых длительностей, которое завершает аккорд Д53. Побочная партия отличается лирическим, светлым настроением. Что необходимо учесть исполнителю, интерпретирующему Моцарта? Здесь главным является понимание того, что Моцарт в первую очередь композитор оперный, и путь к содержанию его фортепианных сонат следует искать в выявлении связей с театрально-оперными произведениями. По В. В. Медушевскому «В побочной партии сонаты ре мажор воплощен образ Сюзанны. Тут представлены все средства женского обаяния - и легкий журчащий смех, и ласка, и игровое отвлечение». Мелодическая линия правой руки включает в себя спускающуюся цепь инверсий (любимая формула барочных и классических периодов). На фоне сопровождающих терций левой руки в тональности доминанты. (А-dur). Начиная с 30 такта вступает оркестровая связка, которая приводит в тональность ДД (Е- dur). Связка представляет собой 14 тактовое построение, основанное на элементах тематического и динамического контрастов. Завершает экспозицию заключительная партия в тональности доминанты (А-dur). Пунктирный ритм, изложение темы в унисон на forte приближает заключительную партию по интонационному началу к главной партии, а также носит энергичный, волевой характер. Разработка (20 тактов) – небольшая по размерам, но насыщенная отклонениями в родственные тональности: а-moll, Н-dur, е-moll, Fis-dur, h-moll. В её основе лежит перекличка коротких мотивов в разных регистров, имитирующих вопросы и ответы. В конце разработки идут модулирующие секвенции по тональностям второй степени родства (e-moll, d-moll, g-moll, Es-dur), приводящих нас через доминанту к репризе. Реприза по структуре повторяет полностью экспозицию, а гармонически меняется тональность побочной партии, которая излагается здесь в основной тональности D-dur, что подтверждает формулу гармонического строения классической сонаты. Завершается соната в основной тональности полностью используя тематический материал экспозиции. Для психолого-педагогического сопровождения урока использую следующие методические приёмы: - детальная работа с учеником над произведением, при этом активно использую метод личностного показа с комментарием своих действий; - работа над образно-эмоциональным строем сонатного аллегро, которому присущи: большая моторная устремлённость, чёткость ритмики, закономерность чередования штрихов над умением гибко переключаться на новые технические и звуковые задачи; - внимание на контрастное сопоставление музыкального материала по большим законченным отрезкам формы; - проникновение в образно-эмоциональный строй сочинений; - охват формы произведения и драматургии в целом; - воплощение стилевых черт композитора; - особенности трактовки произведений; - привнесение в исполнение эмоциональной чуткости и гибкости, элементов артистизма. Основными трудностями освоения этого музыкального произведения |
4. | Закрепление учебного материала. Цель учащегося: игра произведения с максимально возможной передачей музыкальных образов, впечатлений, учитывая проработанные замечания. Цель преподавателя: закрепление теоретических и практических навыков учащегося на основе материала урока. Задачи: 1. Образовательная: • закрепление у учащегося эстетического, эмоционально-целостного, творческого начала, убедительности трактовки и технической стороны в исполнении произведений. 2. Развивающая: • развитие всех видов памяти; • совершенствование мыслительных операций; • развитие общей эмоциональной сферы. 3. Воспитательная: • воспитание сценической культуры; • реализация возможностей учащегося через учебную деятельность и индивидуальное творчество. Методы: • практический; • стимулирования. | Закрепление полученных компетенций. Развитие оркестрового мышления, тембрального слышания различных оркестровых инструментов, использование контрастной динамики, многообразие штрихов, ощущение метроритмической пульсации внутри построений, основанного на органном басу левой руки, многообразие ритмических формул (применение полифонических приёмов в мелодике правой руки, использование разных пианистических приёмов при смене фактуры). Характерная особенность моцартовских сонат - полиаффектность. В противовес барочному искусству внутри одной части преобладает не один аффект, а несколько, закладываются основы для развития и контрастности. Стремительная смена различных музыкально-смысловых состояний требует от исполнителя способности к мгновенному переключению, перевоплощению, перестройке выразительных и пианистических средств. |