Просмотр содержимого документа
«Работа над положением левой руки начинающего гитариста в V позиции.»
Положение левой руки в V позиции.
Действия обеих рук имеют разного рода трудности. Для преодоления этих трудностей в процессе обучения приходится тратить много сил и времени. Поэтому с первых уроков наисерьезнейшим образом необходимо уделять внимание в одинаковой степени развитию как левой, так и правой руки.
Упражнения на определение оптимального положения левой руки на грифе гитары следует начинать с большого пальца. Опыт показывает, что с детьми 7-8 лет лучше всего начинать освоение грифа с V позиции. Это связано прежде всего с физическими данными ученика, в частности с малой растяжкой пальцев. В первой позиции прижимать струны гораздо труднее, чем в пятой, и на начальном этапе это может вызвать излишнюю скованность, зажатость не только левой руки, но и правой. При игре в пер вой позиции на начальном этапе обучения пальцы, кисть и предплечье принимают не совсем естественное положение, что несколько сковывает игру ученика.
Большой палец поставить на тыльной стороне грифа на уровне VI лада так, чтобы ладонь не соприкасалась с грифом и была параллельна ему. Не отрывая от грифа большой палец, покачать кистью (вместе с предплечьем) влево и вправо, еще раз убеждаясь, что левая рука свободна и раскованна. Дальнейшие действия заключаются в
следующем: указательный палец, то есть 1-й, положить на все струны вдоль порожка по принципу барре на V ладу, 2-й — барре на VI, 3-й палец — V II, 4-й — V III. Таким образом зафиксировано положение левой руки на инструменте.
При этом большой палец левой руки не только поддерживает гриф, но и Выступает как сила, противодействующая давлению остальных пальцев. Противодавление большого пальца помогает разгрузить плечевой пояс от излишнего напряжения: плечо, предплечье, кисть и пальцы левой руки свободны.
После того как пальцы левой и правой руки заняли исходное положение следует сделать легкий разворот корпуса с инструментом влево. Данную фиксацию обеих рук и корпуса нужно основательно отрепетировать, чтобы в действиях ученика не прослеживалось угловатости и скованности.
Итак, за данный период ученик должен был красиво и образно произносить короткие стихи и считалки, определять характер в доступных пьесах, петь отдельные ноты и короткие мотивы, вслушиваться в звучание каждой струны, чувствовать их красоту и специфику. Кроме того, он научился графически записывать шаги в словах и в коротких стихах, ознакомился с нотным станом, знаками, ключом, с обозначениями пальцев обе их рук, струн и ладов.
За первые уроки ученик научиться правильно и естественно сидеть с инструментом. Определенное время (1-2 урока) последовательно и не спеша осваивалось положение инструмента и постановка рук на инструменте. Если у ученика появилась зажатость, скованность, следует проделать упражнения с инструментом: наклоны вперед, назад, влево, вправо; повороты влево, вправо и т. д.
Однажды великий пианист Гофман заметил: «Нет ничего опаснее для развития таланта, чем плохая основа!». И далее: «Многие исполнители в течение всей своей жизни пытались отделаться от дурных привычек, приобретенных на начальных стадиях обучения, и терпели неудачу».