СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над реализацией проекта "Тимуровцы XXI века" в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В 7 классе,  проведя диагностику, позволяющую определиться с формами и содержанием  воспитательных мероприятий, проанализировав данные диаграммы (классные часы и беседы выбрали 2 человека,  встречи с интересными людьми – 5, взаимодействие с внешними организациями – 3, создание классного альманаха патриотического содержания – 4, реализация проекта «Тимуровцы 21 века» - 13),  я приняла выбор учащихся класса – для большинства ребят реализация проекта «Тимуровцы 21 века» стала приоритетной формой для развития патриотического направления воспитательной работы.  В связи с данными диаграммы, началась работа по «прохождению» всех этапов по реализации проекта «Тимуровцы 21 века» в 7 – В.

В перспективный план деятельности Тимуровского отряда были включены следующие направления и мероприятия, которые реализовывались в течение всего учебного года. Класс был поделен на группы по интересам, каждая выбрала свое направление проекта.

  1. «Никто не забыт! Ничто не забыто!».
  2.   работа  с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, детьми блокадного Ленинграда, пожилыми людьми города, родственниками бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе, вовлечение учащихся гимназии в  литературно-музыкальные исторические композиции «Они шагнули в бессмертие…», рассказывающие о бессмертном подвиге наших выпускников. В данную группу вошли следующие ученики моего класса:

Мероприятия данного направления:

  • Изучение биографии участников Великой Отечественной войны, участников локальных войн «Моя семья в годы войны» (сочинения, презентации).

Работая над темой данного мероприятия, в гимназии ежегодно проводятся вечера Памяти, праздничные концерты, в которых принимают участие дети моего класса. Ребята принимают участие в пополнении легендарной летописи «Моя семья в годы войны», рассказывают о своих прадедах – ветеранах Великой Отечественной войны.

  • Города - герои (заочная экскурсия в города – герои, сочинения по жизненным впечатлениям).

Работая над темой данного мероприятия, мы с ребятами побывали на экскурсии в городе – герое Ленинграде (Санкт - Петербурге).

До поездки ученики подготовили материал для заочной экскурсии в этот город.

Город – герой Ленинград

Героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту.

  • Фотовыставка «Города – герои» (конкурс фото).

После экскурсии в Санкт – Петербург в классном кабинете мы оформили фотовыставку «Город – герой: прошлое и настоящее».

  • «Тимуровцы 20 века» (конкурс интервью с тимуровцами 20 века, конкурс презентаций).

Работая над темой данного мероприятия, мои ученики взяли интервью у тимуровца 20 века (им оказалась я). Ребята подготовили вопросы:

  1. Кто такие тимуровцы? (Тимуровец – понятие, пришедшее к нам из советских времен, обозначающее школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. В преддверии празднования Дня Победы в школах ежегодно активизировалось тимуровское движение, но мало кто из сегодняшних подростков знает его исторические корни. Слово «тимуровец» происходит от имени героя книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Тимур организовал отряд ребят, которые тайно помогали семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям. После выхода этой книги и зародилось неформальное тимуровское движение).
  2. А вы в детстве были тимуровцем? (Да, была. Я училась в 7 классе школы №49. Именно с 1986 года мы в своем классе и создали тимуровский отряд).
  3. Какие тимуровские дела поручали Вам? (За нашим классом были закреплены ветераны Великой Отечественной войны, одинокие пожилые люди. Мы поквартально делали обход, выявляли таких людей, а потом помогали. Ходили в магазин за продуктами, мыли полы в их квартирах, да и просто были внимательными слушателями. Во дворах чистили катки от снега, ходили весной и осенью в парк Молодежный  и убирали листву. Во время уборочной поры ездили на поля нашей области для сбора урожая. Собирали макулатуру и металлолом. На вырученные деньги покупали книги для школьной библиотеки.
  • «Поклонимся тем годам…» (конкурс чтецов).

Работая над темой данного мероприятия, мы в классе провели конкурс патриотических стихов. Победу одержали: 1 место Дубинский Никита, 2 место Байдин Андрей, 3 место Пасечник Юлия. 

  • «Этих дней не смолкнет слава!» (конкурс патриотической песни).

Работая над темой данного конкурса в преддверии традиционного ежегодного конкурса патриотической песни, наш класс выбрал песню военных лет «Катюша». Ребятам было дано задание – не только выучить слова легендарной песни, но и изучить историю создания военного шлягера. Выступили мои дети с песней и историей создания в гимназии накануне 23 февраля и завоевали 1 место в общешкольном конкурсе.

Где и когда «выходила на берег Катюша»?

Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен «Вдоль деревни», «И кто его знает», «Зелеными просторами» и др., сочинил четверостишие:

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки. И берег-то ведь был родной, смоленский, — родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке Ельнинского уезда, и строчки, не дававшие покоя, родились именно там, где эти самые яблони и груши в действительности цвели…

Михаил Исаковский

Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так тут же и сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг — раз — и пришла сама собою. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева в сопровождении Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого. По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.

Матвей Блантер

Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали. Такого, конечно же, нигде в мире больше нет, хотя знают и поют песню по всему свету: и на немецком (Leuchtend prangten ringsum Apfelbluten, still vom Fluss zog Nebel noch ins Land), и на английском (Blossoms graces the apple trees and pear trees. Mist upon the river floated by), и на китайском. В Финляндии — «Karjalan Katjuusa» (карельская Катюша), в Израиле — «Катюшка», а в Италии сразу два варианта — «Катарина» и «Fischia il vento» («Свистит ветер»). Последний, кстати — это гимн итальянских партизан, сражавшихся с фашизмом.

Да, в годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года.

Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Из семи орудий, бывших в распоряжении бойцов-артиллеристов, пять относились к опытным образцам, которые были доставлены прямо из мастерских.

И под Москвой воевали «Катюши» — аккурат на знаменитом Бородинском поле, и под Ленинградом, – да что говорить, всю войну прошли, «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни.

Один вариант таков:

Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом — Распевала песенки «катюша» Под Калугой, Тулой и Орлом.

Другой — вот этот:

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу», Пусть услышит, как она поет: Из врагов вытряхивает души, А своим отвагу придает!

А был еще и такой:

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, А за нею немец молодой. «Подарю тебе, Катюша, бусы, Подарю я перстень золотой. На тебе, Катюша, я женюся, Увезу в Германию с собой». Но Катюша смело отвечала: «Не тебе я, фрицу, отдана. Меня любит чернобровый Ваня, О котором знает вся страна». Немец сразу понял, в чем тут дело, Что Катюшу любит партизан. Закурил с досады папироску, На Катюшу он навел наган. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Умерла красавица Катюша, Умерла Катюша, как герой.

И даже такой:

Расцветали яблони и груши, Сдохнул Гитлер, кончилась война! Но никак не встретится с Катюшей, Проезжает мимо старшина. В степенях своей солдатской «Славы» Вспоминает тяжкий путь в Берлин, Мгу и мглу кровавую, Синявин, А теперь, похоже, на Харбин... .... Ветры снова просятся в вагоны, Эшелон любимое поёт. Едет эта армия в погонах — То не первый — сорок пятый год!

Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия — все одна и та же, «Катюшина».

Отгремела война, и в Орше поставили памятник флеровской батарее: легендарная «Катюша» снова вышла «на высокий берег на крутой» — теперь уже днепровский. А песню все поют и поют на разных языках.

  • Литературно-музыкальная историческая композиция о выпускниках гимназии, погибших на Северном Кавказе;

2.«Россия - Родина моя»

  • изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, особенностей протекания исторического процесса в масштабах малой родины (края, области, города, посёлка); развитие понимания особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России. В данную группу вошли следующие ученики моего класса:

 

 Мероприятия данного направления:

  • Изучение биографии людей, прославивших  родной край (альманахи)

Работая над темой данного мероприятия, ребятам 7 – В было предложено поработать с информацией и найти материал, который касается имен людей, прославивших наш край. Мы взяли на первое время только фамилии людей – названия улиц нашего микрорайона.

Аблуков Александр Михайлович, полный Кавалер ордена Славы.

Аблуков Александр Михайлович - командир орудийного расчёта 22-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка 69-й армии 1-го Белорусского фронта, старший сержант. Родился 18 декабря 1921 года в городе Астрахань в семье рабочего. Русский. Рано лишился отца и весной 1934 года был направлен в Ивановский режимный детский дом (Ульяновский район Ульяновской области), где с 1938 года воспитывался вместе с будущим легендарным Героем Великой Отечественной войны Александром Матросовым. Окончил школу ФЗУ в городе Куйбышев (с 1991 года и ныне - Самара). Работал на заводе. В Красной Армии с 19 апреля 1941 года. В боях в Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Командир орудийного расчёта 22-го армейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка (69-я армия, 1-й Белорусский фронт) старший сержант Александр Аблуков 20 июля 1944 года при форсировании реки Западный Буг западнее города Любомль Волынской области Украины вёл огонь прямой наводкой и вместе с бойцами уничтожил миномётную батарею врага, мешавшую продвижению советской пехоты. 24 июля 1944 года, не обращая внимания на ожесточённый вражеский обстрел, старший сержант Аблуков установил орудие на танкоопасном направлении на прямую наводку и контролировал направление возможной атаки гитлеровских танков. За мужество и отвагу, проявленные в боях, 5 августа 1944 года старший сержант Аблуков Александр Михайлович награждён орденом Славы 3-й степени (№ 89772).  .Улица Артема

Что такое «смычка» и какой была фамилия у Артёма, именем которого названа улица в Засвняжском районе Ульяновска? В 19-м микрорайоне Ульяновска улиц не так много, но среди них нет обычных Абрикосовой или Виноградной.  Улица СМЫЧКИ (соединяет улицы Пушкарёва и Аблукова) называется так с 1923 года — тогда в моде были политические термины. Слово «смычка» означало «союз, соединение». Улица в те годы соединяла город Симбирск и Конно-Подгородную слободу, деревню на окраине (сейчас на её месте «Автодетальсервис»). АРТЁМ, чьим именем названа улица между улицами Пушкарёва и Смычки — это подпольная кличка Фёдора Сергеева, симбирского революционера. До 1961 года она называлась улицей Заводской, так как шла до проходной химзавода. Федор Андреевич Сергеев (Артем) (1883 - 1921) Политический деятель. Руководил в Харькове вооруженным восстанием в 1905 и 1917, председатель Военно-революционного комитета (ВРК). С 1918 председатель Совета народных комиссаров (СНК) Донецко-Криворожской республики, в 1920 председатель Донецкого губисполкома. В 1920 - 1921 секретарь Московского комитета (МК) партии, затем председатель ЦК Всероссийского союза горнорабочих. Член ЦК партии в 1917 - 1918, 1920 - 1921. Погиб во время испытания аэровагона.

Улица Пушкарева  Пушкарёв Константин Иванович    7 Май 1915 - 31 Июль 1938

механик-водитель танка 118-го стрелкового полка 40-й стрелковой дивизии 1-й Приморской армии Дальневосточного Краснознамённого фронта, младший комвзвод. Родился 24 апреля (7 мая) 1915 года в посёлке Сенгилей, ныне город Ульяновской области, в семье рабочего. Русский. Образование неполное среднее. Работал машинистом на мельнице, затем механиком Ульяновской МТС, слесарем в колхозе «Красная Вышка». В Красной Армии с 1936 года. Участник боёв в районе озера Хасан (29 июля – 11 августа 1938 года). 

 За героизм и мужество, проявленные в боях с японскими милитаристами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 октября 1938 года младшему комвзводу Пушкарёву Константину Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. На родине Героя в городе Сенгилее Ульяновской области установлен его бюст. В Ульяновске именем Героя названа улица.

  • «Как живешь ты, отчий дом?» (викторина по краеведению)
  • «Рождественские встречи» (концертная программа)

Для раскрытия темы данного мероприятия в гимназии проводится ежегодно так называемый Рождественский поезд. Мероприятие носит интерактивный характер. Актив класса распределяется по тематическим станциям и проводит мероприятие для учащихся начальной школы.

  • «Мой папа – защитник Родины» (конкурс сочинений о службе папы в армии)

Мероприятия данного пункта носят эпистолярный характер. Ученики класса с особой гордостью пишут и рассказывают на классных часах о своих отцах.

Мужчина должен быть сильным и смелым

«В наше время очень важно сохранять семью и свой дом. Женщина сохраняет в доме порядок и уют, а мужчина охраняет его от недоброжелателей. И неправда, что эти обязанности были присущи древним людям, когда они жили в пещерах. Сейчас все актуально, потому, что таковы законы природы.

Защита отечества — это священный долг и почетная обязанность гражданина России.

Но мы живем в обществе, среди большого количества людей и все мужчины должны объединяться для защиты своей страны, своей Родины. Каждый в отдельности должен быть сильным и смелым. Когда приходит время, мужчины идут в армию, чтобы быть на страже Отчизны.

Мой отец, как и многие, служил в армии. Это было в Забайкалье, почти на самой границе с Китаем. Папа рассказывал, что было нелегко, там почти голые сопки, никаких деревьев вокруг. Летом стояла жара, а зимой были нередки сильные морозы и ветер. Так что жизнь была вовсе не сахар. Приходилось не столько сидеть в казарме, сколько тянуть линии связи, ходить в караулы и выполнять другие обязанности. Но папа все выдержал, ведь нельзя показывать свою слабость перед друзьями, иначе не будут уважать и считать настоящим мужчиной. Он уже два раза бывал в горячих точках на Кавказе.

Кстати, дома моего будущего отца из армии ждала девушка, моя будущая мама. Когда они встретились, то вскоре поженились. Мама рассказывала, что отец после армии сильно изменился, стал более уверенным в себе и надежным.

Тогда парни служили по два года, а на флоте — все три. Но никто особо не ныл. Отслужить в армии было делом почетным и престижным, не стремились «откосить», как многие сейчас. Отец рассказывал, что рядом с ним служили ребята, побывавшие на войне в Афганистане. Я горжусь своим отцом — настоящим защитником Родины»           Цыбиногина Яна, 7 – В.

  • Акция «Автограф» (создание альбомов с фото о встрече с людьми, прославившими наш край)

Постепенно в альманахе появляются фотографии известных людей, которые прославили наш край.

  • «Добрый россиянин» (благотворительная акция, направленная на Дом ребенка, социальный центр «Открытый дом»)

Ежегодно класс принимает участие в благотворительных акциях (в декабре – акция посвящена Неделе духовности и добрых дел и приурочена к мероприятиям памяти заступника земли симбирской А.Блаженного; в апреле – в рамках Весенней недели добра). В этом учебном году все собранные канцтовары были отправлены в социальный центр «Открытый дом».

  • «Для ветеранов с любовью!» (праздничные программы, встречи с чаепитием)

3. «Моя родословная».

  •   приобщение детей  к  генеалогическому поиску, посредством которого происходит осмысление судеб родственников  в отечественной истории, понимание  преемственности поколения своего места в цепи поколений, ответственности за свою судьбу и судьбы близких, развитее логического мышления и творческих задатков детей и подростков. В данную группу вошли следующие ученики моего класса:

Мероприятия данного направления:

  • «Разрешите представиться!» (конкурс  сочинений о себе и своих увлечениях).
  • «Семейный летописец» (конкурс сочинений и презентаций о своей семье и генеалогическом древе). 
  • Конкурс семейных гербов.
  • Конкурс исследовательских работ «Наша семейная династия».
  • Семейный портрет «Моя семья за делом» (конкурс фото).
  • Награждение самых активных семей за социально-значимую деятельность по направлению и конкурс семейной самодеятельности.

4. «Дорога добра».

  • активизация межпоколенной  духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности, формирование активной жизненной позиции, чувства сострадание и заботливости по отношению к людям. В данную группу вошли следующие ученики моего класса:

Мероприятия данного направления:

  • Конкурс фото и сочинений «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Мероприятия данного раздела подразумевают написание сочинений о своих питомцах. Это одна из любимых тем у детей моего класса.

  • Благотворительная акция «Благодарный читатель».

Несколько раз в год классы гимназии принимают участие в благотворительной акции «Благодарный читатель». Ребята моего класса отдают в школьную библиотеку книги, которые уже прочитали.

-  Конкурс писем «Акция «Письмо солдату».

Ежегодно класс принимает участие в акции. Письма победителей школьного этапа отправляют для участия в городской и областной акции.

  • Конкурс песен для мам

Мероприятие подразумевает подготовку к концерту ко Дню Матери или к 8 Марта.

  • Благотворительная акция «Поделись добротой»

Акция перекликается с аналогичным мероприятием из другого направления (см.выше).

  • Конкурс рисунков «День Победы» и оформление информационных стендов в домах, где живут ветераны. Итоги.
  1. организация участия учащихся проекта «Тимуровцы 21 века» в мероприятиях спортивно-патриотической направленности. В данную группу вошли следующие ученики моего класса:

Мероприятия данного направления:

  • Участие в военно-спортивной игре «Зарница»
  • Участие в спортивно-патриотической игре «Кадеты России»
  • Участие в спортивных мероприятиях в рамках месячника «Отчизны верные сыны»
  • Участие в тематических спортивных турнирах памяти Аблукова (прилегающая улица к  гимназии, тимуровцы участвуют в облагораживании мемориальной доски и памятника), памяти бывших выпускников гимназии, погибших на Северном Кавказе (Черненко В.В. и Лазарева О.Л.)
  • Встречи с интересными людьми, мастерами своего дела

С целью реализации мероприятия была организована встреча с интересным человеком во Дворце книги.

Межконтинентальный заплыв через Берингов пролив, в котором участвовали и наши землячки — Ольга Соколова и Елена Семенова, вошел в историю как один из самых экстремальных. Более того, до недавнего времени еще никому не удавалось его покорить, хотя попытки это сделать были, и не раз. Заплыв через Берингов пролив планировался еще два года назад, но по разным причинам он срывался. И вот   наконец-то собрались 55 «моржей» из 17 стран мира, и двум нашим спортсменкам посчастливилось принять в нем участие.

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!