СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над словарем по произведению П.П. Бажова «Медной горы хозяйка».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над словарем по произведению П.П. Бажов "Медной горы хозяйка". Предворительная работа по произведению.

Просмотр содержимого документа
«Работа над словарем по произведению П.П. Бажова «Медной горы хозяйка».»

Работа над словарем по произведению П.П. Бажова

«Медной горы хозяйка».


Необходимо толкование отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах таких как:

- заводские (рабочие завода);

- Северушка

- парун (жаркий день после дождя);

- робили (работали);

- Гумешки

- руда

- лазоревка

- королек с витком

- протча (прочее);

- изробленный ( выбился из сил от непосильной работы);

- завсе (постоянно);

- от земли воспарение (испарение);

- артуть-девка (быстрая, подвижная);

- лопочет (говорить);

- слыхать (слышать);

- слово молвить (говорить);

- по затылку стукнуло (осенило, понял);

- одёжа (одежда);

- над человеком мудровать (властвовать, командовать);

- зубы скалит (улыбается);

- глаза пялишь (смотрит);

- испужался (испугался);

- обробеть (оробеть)

- рукой маячит ( машет рукой);

- как стекло либо слюда блестят

- ладошки схлопала (похлопала);

- земли незнатко( нет земли0;

- медная руда

- слюдка

- обманка

- не пужайся (не пугайся);

- худого (плохого);

- забедно (обидно);

- заводской приказчик (представитель владельца на заводе, главное лицо);

- осердился ( рассердился);

- «Кого мне бояться, коли я в горе роблю! (тяжелый, непосильный эксплуататорский труд);

- душной козел (брань) исключить;

- заказывала тебе (приказывала);

- ежеле (если);

- «Ежели ещё будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть». (Если ты еще будешь из моей горы добывать железную руду, то меди в моей горе, ты больше не найдешь.);

- по хребтине (по позвоночнику);

- «Тьфу ты, погань какая!» (брань) – исключить;

- воротились (вернулись);

- «гниль какая-то в нутре у него (исключить);

- оказать (показывать);

- насмелился (осмелился);

- вечор (вчера);

- забой (место в руднике, где вырубают руду);

- «Выпороть его, спустить в гору и в забое приковать». (эксплуатация людей привилегированным классом);

- надзиратель рудничный (человек, который следит за рабочими рудника);

- крепость ( крепостная пора, крепостничество);

- галились (издевались над человеком);

- «А уроку с тебя будет чистым малахитом столько-то, - и назначил вовсе несообразно». (назначил высокую норму добычи малахита);

- каелка (инструмент, которым откалывают руду);

- звосеяло (засияло);

- не отпорна (не отказываюсь от своего слова);

- изукрашено (разукрашено);

- осыпью (россыпью);

- желтяки (пирит, золотая обманка);

- не вихляйся (не увиливай);

- напрямки (напрямик);

- оггневается (рассердится);

- перстом (пальцем);

- обальчик (пустая порода);

- пущай (пусть);

- вольная (освобождение от крепостного права);

- нутро горы (внутреннее пространство горы);

- сперва (сначала);

- вызнал (узнал);

- пособляла (помогала);

- глыбы (камни больших размеров);

- долить (стала одолевать);

- церква (церковь);

- хензнул (слабел)

- дробовичок (ружье);

- каплют (капают);

- штольня (шахта);

- барин;

- Хозяйка медной горы.

Предварительная работа.



1. Необходимо познакомить детей с творчеством П. П. Бажова.

2. Организовать и посетить выставку «Симфония Уральского камня». На выставке6 должны быть представлены натуральные камни и изделия (брошки, серьги, статуэтки, картины).

3. Дети совместно с родителями подбирают материал на заданную тему.

4. Музыкальное оформление. (« Уральский хоровод» муз. А, Филиппенко, слова народные; и др.)

5 Активизация и обогащение активного и пассивного словаря по теме «Природные богатства Урала»

Словарь: минералы, камни, самоцветы, руда, камнерезное искусство, ювелирные украшения, скульптура, посуда, шкатулка, ваза, глыба, мастер, скульптор, добывать, обрабатывать, полировать, богатство, селенит, малахит, яшма, пирит, он же серый колчедан, агат, кварц, алмаз, изумруд, лазурит, он же сапфир.


Предварительная работа по произведению.



1. Провести исторический экскурс:

- раскрыть понятия: социального неравенства (бедный-богатый); эксплуатация человека человеком;

- объяснить что такое крепостное право;

- быт, уклад людей того периода, особенности разговорной речи.


2. Провести географический экскурс.

На физической карте показать наше государство Россию, местоположение Уральских гор. Объяснить детям, что Уральские горы называют каменным поясом Земли Русской. Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. Раньше люди на Руси носили широкие пояса, за этим поясом хранили деньги и драгоценности. Богаты Уральские горы драгоценными камнями и минералами. Затем необходимо познакомить детей с минералами, встречающимися на Урале (используя форму работы рассказ - описания).

Пример: Яшма.

Я - яшма. Цвет мой красный, синий, зеленый, фиолетовый, белый и даже черный, Бываю одноцветной, но чаще пятнистой или с разноцветными полосками. Ни один камень в мире не имеет такой полной палитры красок. Я очень твердая, но если откалываюсь, то создаю очень тонкие и острые режущие кромки, В настоящее время из меня делают ювелирные украшения, скульптуры, посуду, шкатулки и вазы. Меня используют и в технике, я приношу пользу человеку.


Павел Петрович Бажов.


15(27) января 1879 года в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда эта фамилия) родился сын Павел. Петр Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода на Урале.Детство будущего писателя прошло в среде той Уральской "мастеровщины". В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был здесь весьма своеобразным. Рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленны.

Здесь существовала дополнительная зависимость пролетария от предприятия, от заводовладельца. "Свое место" - так это именовалось в рабочей среде - то есть домишко, покосная и огородная земля, почти у каждого - корова, у иных - лошадь. И все это "...как тяжелая гиря, тянуло в кабалу", - писал Бажов. Бесплатное пользование землей заводчики представляли компенсацией пониженной зарплаты.

Школа, где учился Бажов, была земская, мужская, трехлетняя. Затем он поступает в Екатеринбургское духовное училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, - эти обстоятельства оказались решающими.Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. По окончании училища 14-летний Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию. Он обучался в ней шесть лет. Годы обучения в семинарии были для Бажова временем дальнейшего духовного развития. Еще дома и в екатеринбургском училище определилась любовь его к художественной литературе. Он с удовольствием читал произведения Н. В. Гоголя и Л. Н. Толстого, Д. Дефо и М. Твена. В семинарии отношение к литературе и к писателям стало более избирательным. Радостным событием стало для Бажова знакомство с ранними произведениями А. П. Чехова. В его задорном смехе будущий писатель видел залог победы добрых начал в русской жизни, он почувствовал глубоко национальную сущность чеховского творчества

В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто юношей. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои "кадры". Бажов решил учительствовать в начальной школе д. Шайдурихи под Невьянском. Затем Бажов преподавал в Екатеринбургском духовном училище.

В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище.

В 1905 году Бажов был арестован, пробыл в тюрьме две недели "за участие в учительском союзе". Он был убежден, что трудился для блага народа, и считал себя революционером - "анархо-народнического толка".

В 1911 году Бажов женился на выпускнице епархиального училища Валентине Александровне Иваницкой. Брак был основан на любви и единстве устремлений.

Устойчивым был интерес Павла Петровича к этнографии, краеведению, фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних каникул ходил или на велосипеде ездил по Уралу, знакомился с бытом и экономикой края, вел фольклорно-этнографические записи, рассчитывая заинтересовать ими Академию наук, и, что особенно существенно, изучал жизнь и настроения трудящихся.

Павел Петрович работал в Камышловское духовное училище и служил до апреля 1917 года. Павел Петрович Бажов активно участвовал в революционной борьбе.

Когда началась гражданская война, Бажов добровольцем вступил в Красную Армию и

был секретарем партячейки штаба дивизии.

Осенью 1920 года Бажов был избран членом Семипалатинского губернского комитета партии и переехал в Семипалатинск.

В 1921 году Бажов заболел и вернулся на Урал. В мае 1921 года он становится редактором камышловской газеты "Красный путь". А в октябре 1923 года по вызову обкома партии Павел Петрович вернулся в Екатеринбург для работы в только что созданной "Уральской областной крестьянской газете".

В 1928-1929 годах на первый план в бажовских обзорах выходит классовая борьба в деревне.

Богатейший стилистический материал содержался в крестьянских письмах в газету. Бажов писал: "...это же краеведческая река! Мощная, полная красоты и неисчерпаемых стилистических, художественных и научных богатств. Течет она, блестя юмором, сверкая веселою рябью народного говорка, порой покрываясь сизо-ржавыми пятнами застоявшегося книжно-газетного языка... Один стиль этих малограмотных крестьянских писем стоит того, чтобы изучением и систематикой его по разным признакам занялись наши ученые, собирающие материал, характерный для эпохи перехода от старого к новому". Позднее он говорил: "Отдельные выражения запали на всю жизнь и, вероятно, попали в сказы". Очевидно, "запали" выражения не только из писем. Бажов всюду жадно вслушивался в народную речь: в разговорах во время частых поездок по районам, на различных собраниях. Этот период был для него и временем углубленного познания свойств и особенностей народной речи и постепенного формирования на этой основе собственного языкового стиля.

В феврале 1936 года он обратился в Литературный институт им. А. М. Горького с просьбой зачислить его на заочное отделение и в июле Бажов был зачислен в институт.

Всеобщий интерес к историческому прошлому вызвал в стране широкое внимание к народно-поэтическому творчеству, к истории народной культуры вообще.

Бажов накопил большое количество фольклорных произведений и в конце 1936 года появились в печати первые четыре сказа, положившие начало знаменитому сборнику "Малахитовая шкатулка". "Малахитовая шкатулка" оказалась прекрасной неожиданностью для всех. Сказы "Малахитовой шкатулки" были представлены читателю как восстановление по памяти воспринятого когда-то от дедушки Слышко - В. А. Хмелинина. Бажов сам был уверен: он воспроизводит то, что в 1892-1895 годах слышал от Хмелинина в Полевском заводе, приезжая домой на каникулы.

"Малахитовой шкатулкой" Бажов вошел в литературу как один из выдающихся ее мастеров.

29 марта 1939 года он был принят в Союз писателей. Безупречная добросовестность Бажова в истории опубликования первых сказов подтверждается документально. Сказы Бажова необыкновенно ярки, оригинальны, художественная ценность их была очевидна, а имевшиеся записи рабочего фольклора крайне малочисленны.

Первая публикация сказов Бажова в качестве произведений устного творчества уральских горняков вызвала в литературных кругах определенные разногласия. Вдумчивая разработка характеров, тщательная выверка их с точки зрения социально-психологической достоверности, умная, яркая психологическая и портретная индивидуализация, поиски наиболее убедительных и впечатляющих композиционных решений, кропотливая работа над языком - так создавались сказы.






































Большое и слаженное «языковое хозяйство» П. П. Бажова.


Язык «Малахитовой шкатулки» перегруженный просторечиями и диалектизмами. Автор ведёт работу с устаревшей лексикой, то не менее осторожен в использовании разного рода авторских словообразований. Его собственные неологизмы немногочисленны: «долговекий», «живинка».

Главным признаком в работе Бажова над языком сказов – прием «добавок». Но ощущения перенасыщенности фольклорной стилистикой в сказах не возникает. Немногочисленны постоянные эпитеты: «белый день», «темна ноченька», «красное солнышко», фольклорные формулы женской красоты: девица «красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила».

Впечатление легкости сказового языка создается благодаря элементам рифмованной речи: «Не думал, не гадал, нечаянно попал».Отдельные реплики героев близки пословичным выражениям. Раешный стих встречается в сказах: «на том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало».

В языке сказов находят отражение самые разные оттенки разговорной речи. В том числе тавтологические повторы: «шел – шел», «думал – думал», «гадал-гадал», обозначающие длительность действия. Это парно-слитные слова: «девки-бабы» (женщины), « отцы- деды» (предки).

В начале работы над сказами, как он сам признавался, ему приходилось «переучиваться»-отвыкать от грамматически правильной фразы, возвращаться к «языку отца и матери». Из неисчерпаемого по своим богатствам народного языка приходят в бажовские сказы просторечия и речевые фразеологизмы. Они приносят в текст множество эмоциональных оттенков: на барина «Барин приказал долго жить», « в барском доме тонцы – звонцы пошли».

Широко представлены в языке рассказчика и персонажей грубоватые, однако выразительные просторечия: «глаза пялить», «остолбенел», «очухаться». Речевые фразеологизмы и просторечия не только определяют социальный статус бажовских героев, но характеризуют способ мышления человека из народа, свидетельствуют о его находчивости, остроте ума, памяти.

К числу дискуссионных принадлежит вопрос о диалектизмах много или мало. Да и откуда им взяться в большом количестве, если Средний Урал заселялся выходцами из западных и северо-западных губерний России? В русских говорах Среднего Урала закрепилось нижегородское, вологодское, архангельское оканье (в сказах: «робишь робята»), утвердилось стяжение гласных в суффиксах, приставках и окончаниях (« делашь», «малахитова», «маленьки», «спортишь»).

Бажов создает представление о языке отдаленной эпохи. Аналогичную функцию несут в сказах немногие урало-сибирские слова: пимы, пимишки – валенная зимняя обувь, яга – тулуп из собачьих шкур мехом наружу.

Бажов осторожен в употреблении тюркской лексики в сказах «золотой волос», «Солнечный камень». В сказах сохраняется специфическое уральское «токанье» - добавление частицы «то» к окончаниям суще6ствительных и прилагательных: «У Настеньки Степановой – то вдовы»; «дело –то в осенях было». Казалось бы, незначительная добавка, однако частица «то» усиливает эффект непосредственного говорения.

Павел Бажов – «краткослов», но при всем том воссоздавал в сказах полноту и естественность народной разговорной речи. Не признавал очищенного литературного языка, не допускал «ненормативной» лексики. Язык сказов - непаханое поле, где каждый, кому дорог русский язык, суме отыскать свой уголок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!