СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над сочинением. составление плана (расположение тезисов и аргументов в определенной последовательности) на черновике

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над сочинением. составление плана (расположение тезисов и аргументов в определенной последовательности) на черновике»

Составление плана (расположение тезисов
и аргументов в определенной
последовательности) на черновике

Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время.

Э. Хаббард

После того как тема выбрана и осмыслена, необходимо приступить к составлению плана. Надо отметить, что работа над планом является с формальной точки зрения необязательной и в беловом варианте план предъявлять не надо. Это не означает, конечно, что сама работа над планом является не важной. Напротив, она поможет представить логику развития темы, поможет сделать стройной композицию сочинения, избежать неточностей и неполноты.

Наиболее полно и продуктивно раскрыть тему поможет составление развернутого плана, сущность которого в следующем: каждый пункт подробного плана разделяется на подпункты, которые напомнят о необходимости осветить одну из сторон общего тезиса или понятия, сформулированного в данном пункте сочинения. Пункты располагаются в основной части строго последовательно. Они взаимозависимы, то есть не могут произвольно меняться местами. Каждый пункт выражает законченную аргументированную мысль. Все вместе они доказывают и иллюстрируют идею сочинения. При рассмотрении темы переход от одного пункта к другому должен осуществляться плавно, нужно соблюдать так называемые «логические мостики», то есть сохранять мотивировку перехода, объяснение взаимосвязи двух понятий, обозначенных в пунктах плана. Например, рассмотрим несколько планов сочинения на тему «Женские образы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”». Это сочинение может быть построено как последовательная характеристика главных героинь романа с учетом основной мысли автора о роли женщины в обществе и семье.

Пример 1.

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Образ Наташи Ростовой, главной и любимой героини Л. Н. Толстого:

а) искренность, доверчивость, непосредственность;

б) способность к глубоким чувствам;

в) умение в каждом человеке увидеть и пробудить лучшее;

г) стойкость в жизненных испытаниях;

д) стремление создать семью и реализация этого стремления как доминанта характера.

2. Образ княжны Марьи:

а) духовность, глубина внутреннего мира;

б) самоотверженность как доминанта характера;

в) умение любить и прощать.

3. Элен Курагина как антипод главным героиням.

III. Заключение.

Работая над сочинением по данной теме, пишущий все время расширяет материал для анализа. Например, характеризуя княжну Марью, подчеркивает ее лучшие и отличительные, по сравнению с Наташей Ростовой, черты, а приступая к характеристике Элен Курагиной, говорит о том, чем принципиально ее образ отличается от тех героинь, которые дороги и близки Л. Н. Толстому, в которых он вложил свои заветные мысли о роли женщины в обществе и семье.

Можно построить сочинение по-другому, взяв за основу сопоставительный анализ. Тогда план может выглядеть следующим образом.

Пример 2.

1. Принцип антитезы при создании «подвижных» и «неподвижных» характеров:

а) любимые и нелюбимые героини Л. Н. Толстого;

б) общее и индивидуальное в характерах героинь.

2. Черты женского характера, которые Л. Н. Толстой считает основными:

а) искренность, доброта;

б) любовь к детям, стремление создать семью;

в) стойкость в жизненных испытаниях.

3. Многообразие художественных приемов при создании женских образов:

а) особенности портретов героинь;

б) роль внутреннего монолога и собственно прямой речи;

в) принципы и особенности взаимоотношений с другими героями.

При работе над планом можно его пункты тут же дополнять соответствующими примерами из текста.

Если выбрана тема, связанная с анализом лирических произведений, например «Любовная лирика Пушкина и Лермонтова», то традиционный вид плана можно дополнить цитатами.

Пример 3.

I. Основная часть. Лучше, чтобы сочинение не распадалось на две не связанных между собой части – одна о Пушкине, другая о Лермонтове, поэтому необходимо найти точки соприкосновения или различия между двумя произведениями или между двумя авторами. В данном случае следует исходить из той идеи, что Пушкин обладает более светлым жизнеутверждающим мировоззрением, чем Лермонтов, что и находит отражение в любовной лирике. Можно построить структурный план, основанный на параллелизме мотивов.

Пушкин.

1. Счастье любовного свидания: Я помню чудное мгновенье…

2. Память о прошедшей любви: Печаль моя светла… Печаль моя полна тобою…

3. Неразделенная любовь: Я не хочу печалить вас ничем… Дай вам Бог любимой быть другим…

Лермонтов.

1. Счастье любовного свидания: Как знать, быть может, те мгновенья, / Что протекли у ног твоих, / Я отнимал у вдохновенья…

2. Память о прошедшей любви: Мне грустно от того, что весело тебе…

3. Неразделенная любовь: …пускай она поплачет, Ей ничего не значит…

Подобное сопоставление можно продолжить, тем самым определив позицию лирического героя в самых различных случаях: свидание, неразделенная любовь, измена, память о прошедшей любви. В каждом стихотворении проявляется личность поэта. Сравнительный анализ не надо перегружать цитатами.

III. В заключении можно сказать о литературной традиции: как же на путях сближения и отталкивания развивалась любовная лирика Тютчева и Фета, Ахматовой и Блока и т. д.*.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!