СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над техникой чтения. Читательские дневники.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие упражнения можно проводить для улучшения качества чтения. Как вести читательские дневники.

Просмотр содержимого документа
«Работа над техникой чтения. Читательские дневники.»

Огромная роль в воспитании, образовании, развитие школьников отводится чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Экологическая, социальная напряжённость, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищённости и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35-45% от общего состава детей.

Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.

Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.

Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно- следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений.

Известный ученый и педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что основной причиной неуспеха в обучении является низкая техника чтения. Негативная сторона состоит еще и в том, что слабочитающие дети чувствуют неуверенность в себе. Они не успевают прочитать задания в учебнике, когда другие уже в это время приступают к его выполнению. Поэтому, пока учащимися не достигнуты нормативы по технике чтения, необходимые для обучения, они будут иметь неуспех в учебной деятельности, терять к ней интерес.

За годы обучения в начальной школе ученики осваивают чтение в двух формах: чтение вслух и чтение про себя. Если темп чтения про себя превышает темп чтения вслух, то чтение сложилось. Эти две формы чтения взаимно обогащают и дополняют друг друга, поэтому нужно обучать и чтению вслух, и чтению про себя. Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или следующее слово). И по мнению учёных, чтобы увеличился темп чтения, необходимо уделять внимание всем этим факторам.







Работа над техникой чтения

1. В детях надо пробуждать любовь к чтению.

2. Следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать.

3. В первый раз читать тексты должен учитель. Он передаёт текст грамотно, эмоционально.

4. Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.

5. В 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом.

6. Домашнее задание должно быть с творческим характером: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу; сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорки.

7. Важно росить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать животных. Кроме того, ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанном классу. Интерес к чтению - залог высокой техники чтения.

8. Нельзя заменять чтение уроками математики и русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам.

9. На уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы.

10. Со 2 полугодия учащиеся 1 класса должны читать библиотечные книги.

11. Во 2-3 классах родители должны читать статьи из журналов, газет и обсуждать вместе.

12. Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов.

13. Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.

14. Чаще надо проводить выборочное чтение.

15. Даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором, читать надо всем классом, колонками, парами, по одному.

16. Проводить конкурсы чтецов или литературные викторины.

17. Проводить выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему.

18. Делать плакаты или альбомы по темам: “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето” куда дети помещают стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки.

19. Инсценирование стихов, рассказов (Драгунского, Чуковского)

20.Проводить костюмированные музыкально-литературные вечера, развлечения по темам с приглашением родителей.

21.Учителям старательно прочитать своим ученикам больше книг, сеющих доброе: произведения классиков, устного народного творчества- былины, пословицы, поговорки, загадки.

Упражнения для совершенствования техники чтения

1. Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:

гласные: А, О, У, Ы, И,Э;

сочетания: А -У, А-О, Ы - И, Э - А, И - О;

согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;

скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.





Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.

2. “Фотоглаз”: за отведённое время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.

Например:

урок

город

перемена

лес

школа

дорога

книга

красивый

ручка

богатство

учитель

автомобиль

обучение

играть

3. Найди лишнее слово.

Берёза, цветы, одуванчик, осина, опушка, трава, портфель.

Нож, вилка, ложка, тарелка, блюдце, корова, чашка

Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.

Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

4. Чтение “Спринт”.

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

Также можно применять упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения 

слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1 раз медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;

2 раз повторное прочтение без учителя;

3 раз плавное, слитное чтение слов;

4 раз чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7 – раз предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8, 9, 10 - раз темп чтения доводится до уровня скороговорки.

По методике профессора И.Т.Федоренко можно использовать зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 класс) и от 1 до 25 (2, 3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:

1. Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух- трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю её целиком.

Также проводить каждый урок пятиминутки чтения. Любой урок начинать с пяти минут чтения.



Резервы обучения чтению

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

2. Жужжащее чтение.

Жужжащее чтение- это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

У каждого ребёнка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом делают пометку, до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.

5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5х4х5=100 (минут)= 1 ч. 40 мин.

4. Чтение перед сном.

Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

5. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

Режим щадящего чтения - это такой режим , когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых . Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину- отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родителям.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.

Игры по обучению чтению

1. Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.

СЛО

З

ГЛА

М

СТО

К

ГРО

Н

КРИ

Л

ПЛО

Б

ГРИ

В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.

2. Слог или слово.

Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Например: САД – МАК - РОТ - СОН - ШУМ - КРО – ЛУЧ - ШКИ – НИТ.

3. Каждому слову - свой слог

Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.

Оборудование: касса букв и слогов.

4. Поймай выделенное слово.

Описание игры: на доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.

Например:

ЛИСА

липа, лиса, лира, лиса, киса

ЛАК

лук, лак, сук, мак, рак, лак

ЛАПА

липа, лапа, папа, лиса

5. Слово или не слово?

Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.

Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат “Слово” и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово, либо кричат “Не слово” и не поднимают полоску, если буквенное сочетание на карточке не является словом.

6. Дежурная буква.

Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.

7. Найди слово.

Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.

8. Подбери слова.

Оборудование: карточки слов.

Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом - имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.

Бант

высокое

Река

синий

Книга

глубокая

Дерево

интересная

Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.

9. Что изменилось?

Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.

10. Найдём ошибку.

Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: “Корова лает”, “Собака мяукает”, “Кот кукарекает”, “Петух мычит” и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик.

11. Читатель “молния”.

Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.



Процесс формирования навыков смыслового чтения представляет собой совместную деятельность учителя и ученика при ведущей роли учителя как организатора процесса обучения. Для того чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо слаженное взаимодействие обеих сторон, связующим звеном которого становится диагностика.

Для этого предлагается использовать диагностические тексты с критериями оценки. Мониторинг читательской деятельности школьников Мониторинг — система сбора и обработки информации, позволяющая судить о состоянии объекта в разные моменты времени и дающая прогноз его развития. Полученная информация может быть использована для улучшения процесса образования.

Для оценки навыка чтения может проводиться диагностика умений находить информацию, интерпретировать текст, осуществлять рефлексию и оценку текста.

Диагностика читательских умений может осуществляться следующим образом.

Психологический мониторинг развития навыка смыслового чтения.
Без сформированного навыка чтения невозможно формировать читательскую компетентность. Навык чтения – это не техника чтения, а осмысленное,беглое чтение, при котором единицей восприятия является не отдельное слово или словосочетание, а целое предложение. Общая осведомлѐнность – это общие знания о мире, кругозор детей. Хорошего и высокого уровня общей осведомлѐнности, навыка чтения возможно достичь, если ребѐнок много читает.
Для определения уровня развития навыка чтения у учащихся предлагается использовать разные методики:
- диагностическая программа Семаго Н. и Семаго М. (субтест «Звукобувенный анализ») – для учащихся классов предшкольной подготовки;

- диагностический комплекс Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе» (субтест «Речевое развитие») – для учащихся 1 класса;

- диагностический комплекс Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах» (субтесты «Общая осведомлѐнность» и «Навык чтения») – для учащихся 4–5 классов.

Результатами диагностики являются: диагностические срезы,

диаграммы «Уровень речевого развития первоклассников»,

результаты по тесту «Навык чтения»,

результаты по тесту «Общая осведомлённость»,

диаграмма «Беглость чтения»,

диаграмма «Понимание текста».

По результатам психологического мониторинга проводятся педагогические советы, в ходе которых педагоги получают рекомендации по формированию и развитию полноценного навыка чтения у учащихся. На родительских собраниях и индивидуальных консультациях родителям даются подробные рекомендации о развитии общего кругозора и читательской компетентности детей.

. Провести анкетирование родителей «Домашнее чтение».

Анкета для родителей «Приобщение детей к чтению»

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя". Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф. И. О. ___

Ф. И. О. ребёнка ___

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему) ___

б) нет (почему) ___


2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое.


4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу (нужное под-черкнуть) .

б) нет.


5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное, другое (что именно) ___

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное, другое (что именно) ___


6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мать;

б) отец;

в) другие члены семьи (указать кто) ___

г) все вместе.


7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.



8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чте-ния? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да,.

б) нет.


9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.


10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:


11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ___

б) нет.


12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ___

б) нет.


13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да,.

б) нет.


14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.


15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант.


16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.


17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним буду-щее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.


18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в классе ___

Спасибо за искренние ответы!

Читательский дневник

Смысл читательского дневника в том, чтобы человек смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для ребенка это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.

В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.

Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум столбцов, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.

  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.

  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

  • Что такое читательский дневник? Это тетрадочка, в которую учащиеся будут записывать свои отзывы о прочитанных летом книгах. В каждом классе детям выдают список книг, которые нужно прочитать во время каникул. А в читательском дневнике учителя проверяют какие книги ребенок прочитал и понравились ли они ему.

  • Как мама и педагог, я думаю что ведение читательского дневника - это неплохая идея, вот только реализация этой задумки в наших школах очень слабая. Дети ведут читательские дневники как повинность и делают это только для учителя.

  • Я расскажу вам как заинтересовать ребенка чтением, как научить его вести читательский дневник и что в него писать.

  • Зачем вести читательский дневник

  • Поверьте, читательский дневник нужно вести не во время летних каникул, и не со «школьной скамьи». Его нужно заполнять с той поры, как ребенок научится сам читать. С каким воодушевлением будет смотреть на эту тетрадочку ваш ребенок, когда там появится первая запись. Это не просто дневник, это память и гордость. Ваш малыш будет дорожить своим читательским дневником, будет сам заносить туда записи о прочитанных книгах и писать свое мнение о прочитанном.

  • Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, увидит сколько раз он перечитал любимую сказку, а позже интересные рассказы и романы. Возможно кто-то из школьников продолжит вести такой дневник и после школы, а потом покажет этот дневник своим детям.

  • Сейчас я уже и не вспомню сколько раз я сама перечитала «Мастера и Маргариту» Булгакова и когда последний раз читала сказы Бажова, а читательский дневник бережно сохранит все эти записи.

  • Как вести читательский дневник

  • Лучше всего для читательского дневника взять толстую тетрадку. Тоненькой (18 листов) тетрадочки будет мало, да и потеряться такому тонкому дневнику несложно. Лучше взять тетрадочку с плотной обложкой в 48 листов или больше. Некоторые дети предпочитают вести свой читательский дневник на компьютере. Это тоже удобно, легко найти нужную книгу и дату чтения.

  • Если вы будете вести читательский дневник в тетрадке, то ее придется расчертить. Каждый листок нужно разделить на 3 столбца:

  • название произведения и автор,

  • дата прочтения,

  • отзыв или заметка о прочитанном.

Нет никакого смысла писать сколько листов в прочитанной книжке. Сейчас много детей читают книги в электронном виде, да и количество страниц зависит от формата, поэтому такой колонки в нашем дневнике не будет.

Первый столбец

Заполняем первый столбец. Я думаю, лучше писать сначала название книги, а потом автора, т.к. дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

Второй столбец

Второй столбец в читательском дневнике - это дата когда вы читали книгу. Здесь также все очень индивидуально. Кто-то читает книгу быстро (в один день), а другому нужно несколько дней или даже недель. Поэтому во втором столбцее можно писать дату через черточку (например, 11-21.07.2014 или 1.07.2014- 31.08.2014).

Дата - интересный показатель в вашем читательском дневнике. Она поможет вспомнить как долго вы читали «Войну и мир» или как быстро прочитали рассказы О. Генри. В моем дневнике рядом с одной книгой может стоять несколько дат. Это значит, что я перечитывала эту книжку не один раз.

Последняя колонка в читательском дневнике - это отзыв читателя о книге. В этой колонке ребенок может писать свое впечатление от произведения. Что ему понравилось в книге, а что показалось неинтересным. Согласен ли он с автором или как бы он сам закончил это произведение. Можно писать в этой колонке интересные мысли или утверждения. В общем, последняя колонка - это творчество и видение книги читателем.

Пусть ребенок сам решит, что ему писать в эту колонку. В моем дневнике рядом с некоторыми книгами просто стоит запись «прошла мимо меня». Самое же интересное, что некоторые книги, которые не затронули меня при первом прочтении, очень сильно повлияли на меня при повторном прочтении в более старшем возрасте. Поэтому пусть эта колонка будет большой, возможно вы дополните ее позже.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!