СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ,

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (тренинги, занятия, беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.  

Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ,»

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (тренинги, занятия, беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.  

Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв».

Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:

  1. Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.

  2. Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).      

  3. Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.

  4. Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.

На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя работу с родителями, действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку».

Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.  

Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

  • как воспитывать,

  • чему учить,

  • как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.




Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

  • профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;

  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;

  • выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;

  • подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.


Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.

Третий этап - решение следующих задач:
получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л.С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно, необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



План работы педагога-психолога с родителями


Тема

Задачи, содержание

Форма работы

Сроки


«Я и мой ребенок»

Программа тренинга работы с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.












Выявление уровня родительской мотивации, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению задержки психического развития. Адекватность родительской оценки восприятия ребенка, его возможностей.


Тренинг конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений

Анкетирование











Тренинг с родителями


Диагностика детско-родительских отношений

Сентябрь











Сентябрь

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»




"Социальная адаптация детей с ОВЗ среди сверстников".

Формировать толерантное отношение у родителей детей, совместно посещающих дошкольное учреждение, возрастные группы



Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Мини-занятие со всеми родителями ДОУ







Тренинг с родителями


Октябрь








Октябрь


«Вместе развиваемся»


Совместное нахождение способов и методов коррекционной помощи ребенку.


Индивидуальное консультирование


В течение года

«Гиперактивный или агрессивный ребенок»


"Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка".




Перечень коррекционных игр, индивидуальная работа


Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающие игры для развития у познавательных дошкольников


Консультация



Мастер-класс для родителей, памятки, буклеты





Ноябрь



Ноябрь







«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться. Арт-терапевтические и оздоровительные технологии для здоровья»




«Наши достижения»






Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению задержки психического развития у детей.



Подведение итогов работы за первое полугодие, на котором освещается динамика продвижения детей; раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения.


Тренинг «здоровья» для родителей.







Выступление на групповом родительском собрании.




Декабрь









Конец декабря

«Неделя психологии»








"Как организовать досуговую деятельность детей с ОВЗ"



Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему: "Психологическая помощь и реабилитация детей".



Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития

Совместные мероприятия с родителями: консультации, беседы, совместные развивающие занятия детей и родителей


Консультация.

Памятки, буклеты.


Январь








Январь






"Как развить коммуникативные возможности ребенка".


«Вместе весело играть»

Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ




Развиваем пространственные представления у детей.

Консультация, буклеты.




КВН с родителями.

Февраль





Февраль

«Наши будни»




«Игры, которые заставляют думать»


Знакомство родителей с режимными моментами, проведенными занятиями. Подарок мамам.


Перечень развивающих игр.

Стенгазета.





Буклеты.

Март




Март

«Сказкотерапия как нетрадиционный метод обучения детей»



«Неделя инклюзии»







«Наши достижения»

Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ




Акция «Равные права - равные возможности»

«Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»

Организация выставки работ и поделок детей с ОВЗ

Совместное театрализованное представление детей и родителей


Мероприятия с родителями ДОУ




Индивидуальное консультирование.

ПМПК

Апрель





Апрель



«В школу с радостью»




«Наши достижения»


Психологическая готовность детей к школе



Подведение итогов обучения за год.


Консультация, памятки.


Выступление на родительском собрании.


Май



Май



Приложение


Примерная тематика консультаций и психологического просвещения для родителей, имеющих детей с ОВЗ.


Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы консультаций:

1. Закономерности психической жизни детей первого, второго и третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.

2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.

3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.

4. Игрушка как средство психического развития ребенка.

5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.

6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.

7. «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.

9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.

10. Что и как читать маленькому ребенку.

11. Ребенок и музыкатерапия.

12. Маленький художник.


Для родителей, чьи детей младшего дошкольного возраста, можно предложить такие консультации:

1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

2.Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.

3. 10 заповедей для родителей детей с ОВЗ

4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.

5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родите лей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.

6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.

7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире.

8. Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ

9. Проблема леворукости у детей.

10. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствам семейного воспитания.

11. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.

12. Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклонений в развитии ребенка.


Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы консультаций:

1. Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности место участия в ней родителей и членов семьи.

3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в процессе овладения звуковой культурой речи.

4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.

5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.

6. Профилактика детских неврозов.

7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.

8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей и подруг.

9. Домашний театр как средство организации семейного досуга.

10. Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».

11. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

12. Подготовка ребенка к школе.



Скачать

© 2020 4766 48

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!