Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ
Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.
В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (тренинги, занятия, беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.
Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв».
Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:
Стадия - страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.
Стадия - отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).
Стадия - депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
Стадия - принятие, происходит осознание случившегося.
На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя работу с родителями, действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку».
Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру. Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.
Воспитательная работа родителей в семье - это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:
как воспитывать,
чему учить,
как учить.
Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.
Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются
профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;
оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;
выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;
подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.
Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:
Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.
Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.
Третий этап - решение следующих задач:
- получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
- умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
- расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.
Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л.С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно, необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».
Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.
Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.
Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
План работы педагога-психолога с родителями
Тема | Задачи, содержание | Форма работы | Сроки |
«Я и мой ребенок» Программа тренинга работы с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. | Выявление уровня родительской мотивации, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению задержки психического развития. Адекватность родительской оценки восприятия ребенка, его возможностей. Тренинг конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений | Анкетирование Тренинг с родителями Диагностика детско-родительских отношений | Сентябрь Сентябрь |
«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» "Социальная адаптация детей с ОВЗ среди сверстников". | Формировать толерантное отношение у родителей детей, совместно посещающих дошкольное учреждение, возрастные группы Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ | Мини-занятие со всеми родителями ДОУ Тренинг с родителями | Октябрь Октябрь |
«Вместе развиваемся» | Совместное нахождение способов и методов коррекционной помощи ребенку. | Индивидуальное консультирование | В течение года |
«Гиперактивный или агрессивный ребенок» "Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка". | Перечень коррекционных игр, индивидуальная работа Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ Коррекционно-развивающие игры для развития у познавательных дошкольников | Консультация Мастер-класс для родителей, памятки, буклеты | Ноябрь Ноябрь |
«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться. Арт-терапевтические и оздоровительные технологии для здоровья» «Наши достижения» | Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению задержки психического развития у детей. Подведение итогов работы за первое полугодие, на котором освещается динамика продвижения детей; раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения. | Тренинг «здоровья» для родителей. Выступление на групповом родительском собрании. | Декабрь Конец декабря |
«Неделя психологии» "Как организовать досуговую деятельность детей с ОВЗ" | Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему: "Психологическая помощь и реабилитация детей". Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития | Совместные мероприятия с родителями: консультации, беседы, совместные развивающие занятия детей и родителей Консультация. Памятки, буклеты. | Январь Январь |
"Как развить коммуникативные возможности ребенка". «Вместе весело играть» | Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ Развиваем пространственные представления у детей. | Консультация, буклеты. КВН с родителями. | Февраль Февраль |
«Наши будни» «Игры, которые заставляют думать» | Знакомство родителей с режимными моментами, проведенными занятиями. Подарок мамам. Перечень развивающих игр. | Стенгазета. Буклеты. | Март Март |
«Сказкотерапия как нетрадиционный метод обучения детей» «Неделя инклюзии» «Наши достижения» | Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ Акция «Равные права - равные возможности» «Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ» Организация выставки работ и поделок детей с ОВЗ | Совместное театрализованное представление детей и родителей Мероприятия с родителями ДОУ Индивидуальное консультирование. ПМПК | Апрель Апрель |
«В школу с радостью» «Наши достижения» | Психологическая готовность детей к школе Подведение итогов обучения за год. | Консультация, памятки. Выступление на родительском собрании. | Май Май |
Приложение
Примерная тематика консультаций и психологического просвещения для родителей, имеющих детей с ОВЗ.
Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы консультаций:
1. Закономерности психической жизни детей первого, второго и третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.
2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.
3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.
4. Игрушка как средство психического развития ребенка.
5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.
6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.
7. «Дети с ограниченными возможностями здоровья»
8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.
9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.
10. Что и как читать маленькому ребенку.
11. Ребенок и музыкатерапия.
12. Маленький художник.
Для родителей, чьи детей младшего дошкольного возраста, можно предложить такие консультации:
1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
2.Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.
3. 10 заповедей для родителей детей с ОВЗ
4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.
5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родите лей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.
6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.
7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире.
8. Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ
9. Проблема леворукости у детей.
10. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствам семейного воспитания.
11. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.
12. Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклонений в развитии ребенка.
Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы консультаций:
1. Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности место участия в ней родителей и членов семьи.
3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в процессе овладения звуковой культурой речи.
4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.
5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.
6. Профилактика детских неврозов.
7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.
8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей и подруг.
9. Домашний театр как средство организации семейного досуга.
10. Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».
11. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»
12. Подготовка ребенка к школе.