Картина Владимира Егоровича Маковского
«Свидание»
Владимир Егорович Маковский родился в Москве, в семье одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества Егора Маковского. С детства мальчика, двух его братьев и двух сестёр окружала художественная атмосфера. Дом отца посещали известные мастера и дети с ними запросто общались. Впоследствии все три брата — Константин, Николай и Владимир, а также старшая сестра стали художниками. Младшая — певицей.
После Великой Октябрьской революции его освободили от работы в Академии, где он занимал пост ректора и назначили пенсию. Художник продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. Его художественное наследие велико — свыше четырехсот картин, множество иллюстраций и акварелей.
За несколько месяцев до смерти Маковский написал эскиз гуашью, имевший авторскую надпись: «Большевики. Сторожевой пост. Декабрь 1919 год» (Государственная Третьяковская галерея) и «Новое время». Правда, рука его была уже не столь тверда…
Умер Владимир Егорович Маковский 21 февраля 1920 года. Похоронен в Петрограде на Смоленском православном кладбище.
Описание картины
« Свидание»
Герои картины Владимира Егоровича Маковского – мать и сын представляют самые бедные слои народа. Видимо, из-за нехватки средств в семье мальчик был отдан в город в подмастерья, что было частым явлением. Обычно они выполняли многочасовую чёрную работу, за которую платили гроши. Мать пришла навестить сынишку и принесла ему гостинец — калач. Худенький парнишка стоит босиком на земляном полу, он одет в замусоленную рубаху с закатанными по-деловому рукавами, поверх которой — грязный тёмный фартук. Лицо мальчика необыкновенно серьезно, черты огрубели, взгляд сосредоточен на еде.
Мать, закутанная в платок. Пригорюнившись, она задумчиво глядит в пустоту, размышляя о непростой доле сына. На дворе зима, она в тёмном платке и грубом тулупе, из-под которого выглядывает край яркой юбки, какие носили деревенские женщины. К стене прислонён посох, рядом лежит узелок. Путь её был не из простых. Но встреча с маленьким кормильцем лишена радости, объятий, разговоров. Она проходит в комнате, весь интерьер которой состоит из бочки с кувшином. Оба устали от тяжкого труда и переживаний. Место, где проходит безрадостное свидание, ещё более подчёркивают крайнюю нищету, в которой оказались герои.
В картине преобладают тёмные цвета. Их немного «разбавляют» одежда героев и, конечно, лица. Маковский высветил их с помощью известного приёма – на лица падает естественный солнечный свет из небольшого окна, не включенного в композицию.
Художник максимально придвинул героев сюжета к зрителю, чтобы можно было рассмотреть их потухшие глаза. Этим и достигается огромный эмоциональный эффект. Кажется, что с полотна доносится женский голос: сынок, тяжко тебе, держись…
На этой картине мы видим мать и сына, которые находятся в тёмном и мрачном помещении. Мальчик с большим аппетитом ест хлеб, буквально вгрызаясь в него, а уставшая женщина с грустью наблюдает за этим процессом. Давайте попробуем понять, какую историю рассказывает нам эта работа.
Название картины «Свидание» говорит нам о том, что ребёнок не живёт вместе со своей мамой. Они встретились на короткое время и скоро опять расстанутся.
Судя по тёплой одежде, именно мать пришла в гости к сыну, который, видимо, в силу нужды, не может находиться вместе со своей семьёй. Давайте обратимся к истории, чтобы понять, где живёт сейчас этот мальчик.
Действие картины происходит к позапрошлом веке, когда был широко распространён детский труд. Родители по разным причинам отдавали своих детей "в люди", чтобы те, работая в качестве подмастерьев, обучались новой профессии.
Вопросы:
- 1)С каким художником мы сегодня познакомились? 2)Как называется картина которую мы рассматривали? 3)О чем эта картина? 4)А как теперь живут дети? 5)Где учатся? 6)Где получают специальность? 7)Сейчас вы лучше живете?