СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по освоению учащимися каждой операции при проверке орфограмм в корне слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

-усвоение  учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова

Задачи урока:

-   совершенствовать следующие умения и навыки:

  • на слух выделять ОСП в словах;
  • подбирать однокоренные слова и выделять корень в слове;
  • подбирать родственные слова, в корне которых звук находится в сильной позиции;
  • обозначать буквой звук в слабой позиции

Просмотр содержимого документа
«Работа по освоению учащимися каждой операции при проверке орфограмм в корне слова.»

Дата: 24.01.2019г. русский язык

Тема урока: Работа по освоению учащимися каждой операции при проверке орфограмм в корне слова.

Цель урока:

-усвоение учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова

Задачи урока:

- совершенствовать следующие умения и навыки:

  • на слух выделять ОСП в словах;

  • подбирать однокоренные слова и выделять корень в слове;

  • подбирать родственные слова, в корне которых звук находится в сильной позиции;

  • обозначать буквой звук в слабой позиции


Ход урока:

I.Создание учебной ситуации

Посмотрите на доску. Перед вами словарики настроений.

Скажите, какое сейчас у вас настроение?

Если у вас хорошее настроение, вы уверены в себе, всё обязательно получится.

Начнём урок.


II. Постановка проблемы

Я хочу вам рассказать историю, которая однажды произошла с вашими сверстниками.


Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

 Почему так получилось?

Дима не проверил, ОСП в слове м…чом.

В какой значимой части орфограмма?

Как проверим слабую позицию в корне слова?

(есть) мяч

Итак, какая гласная будет обозначать гласный звук в слабой позиции в слове м…чом?

Гласная буква Я.

На доске табличка:

С м…ч?м- ( есть) мяч- с мяч?м

III. Определение темы и цели урока

Попробуйте сформулировать тему урока (ответы детей)

Итак, тема урока: «Проверка ОСП в корне слова».

Какова наша главная цель? (ответы детей)

Мы ответим на вопросы:



III.Конкретизация способов проверки ОСП

Что надо проверять? Какие гласные нельзя писать без проверки?

Гласные (А,О,И,Е,Я)

Все ли согласные могут быть в слабой позиции?

Нет, только парные.

Где в слове? В какой значимой части мы умеем проверять ОСП при помощи родственных слов?

В корне.

Чем надо проверять слабую позицию в слове?

Сильной позицией в той же значимой части слова.

Как надо проверять?

Подобрать однокоренное слово, изменение.



На предыдущем уроке мы составили алгоритм проверки ОСП. Поднимаемся на первую ступеньку и вспомним с чего начать работу при проверке ОСП


Д: Первый шаг алгоритма - найти в слове слабую позицию.

У: Посмотрите на доску. На доске схемы. Что это за схемы?


У: Как вы думаете, какое задание я вам приготовила?


Д: Вы дадите слова, а мы будем писать их в разные столбики. В первый слова, где встречаются ОСП гласных. Во второй столбик слова с ОСП для согласных


У: А можно ли обозначать звуки в слабых позициях по слуху?

Какое ещё условие вы будете соблюдать?


Д: Записывать слова с пропуском ОСП.


У: Работать будем в парах.


Одна пара работает у доски.

(Учитель обращается к одному из детей в паре.)

У:Ты будёшь отвечать за слова, в которых есть слабая позиция гласного.

( Обращается ко второму ученику)

У: Какие слова будут твоими?

У: Первое слово враги.

Покажите, как будете рассуждать, чтобы понять, чьё это слово?

У: Вам понятно, как будете работать в паре?

Кто сидит справа, выбирает слова к I модели, слева - ко II.


Учитель диктует слова:

Бобры, прямой, сугроб, ведро, убегал, рука, чашка, клюв, глазки, арбуз

В слове две ОСП (для гласного и для согласного)

Итак, вы уже легко находите слабые позиции в словах.

Вернёмся к алгоритму. Поднимемся еще на одну ступеньку.

Второй шаг алгоритма - выделить в слове корень.

Что необходимо сделать, чтобы правильно выделить корень в слове.

Д: Подобрать однокоренные слова.

У: Правильно, собрать гнёзда родственных слов.

А что такое однокоренные слова?

Д: Эти слова близкие по значению и имеют общий корень.


Работаем в группах. Напомните правила работы в группе

Каждой группе учитель выдаёт листы. На листочках записан корень. Вам нужно найти его «родственников» (не менее трех слов).

Постарайтесь, чтобы это были слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

В подобранных словах выделите корень.

Задания для групп:

1 группа: -вар-

2 группа: -соль-

3 группа: -бел-

4 группа: -корм-


Группы выполняют задание.

У: Выберите того, кто будет отвечать.

Представители от групп отчитываются о выполненном задании, остальные группы оценивают ( знаки + или - ).

Группа ребят из другого класса тоже выполняла такое задание. Вот что у них получилось:

-бел- белка, белить, белила, беленький;

-корм- кормил, кормили, кормушка, кормящий.

Обратимся к алгоритму. Продвигаемся дальше.

Какой последний шаг при проверке ОСП в корне слова.

Работаем в группах. У каждой группы на столе карточка.

Проверим орфограммы в словах, записанных с пропусками. Найдите проверку среди записанных слов.


№1.П…сатель - письмецо, письменный, письма;

№2. С…лач - сильный, силёнка, сила;

№3. Уч…ник - учёба, учитель.


У:Если проверить однокоренными словом учёба - надо писать букву Е, а словом учИтель- надо писать буквуИ. Орфограмма в слове уч_ник имеет две проверки. Как здесь быть?


учЕник-учЁба ? учИник-учИтель


Выделим корень в этих словах.


У: Орфограмма в слове уч_ник находится за корнем или в корне?

Д: Орфограмма находится за корнем. Обе проверки неверные.

У: Попробуйте сделать вывод, опираясь на схему.


Прежде чем проверять орфограмму с помощью родственного слова, надо убедиться, что она находится в корне.

Посмотрите на доску.

Чем необходимо пользоваться при подборе изменений к словам с ОСП?

Словами- помощниками.

Помощники???


и и и


У: Каждая группа получает задание, рассказать о помощниках при изменении слов-предметов, признаков, действий для проверки ОСП.


Четвёртая группа - эксперты.


У: Эксперты оцените выполненное задание по ранее выработанным критериям.

Критерии оценки:

-правильность;

-полнота ответа;

-чёткость

Мы восстановили в памяти алгоритм работы при проверке ОСП в корне.

А теперь вернём к словам, которые мы записали с пропусками. Закончим работу над этими словами.

Дети выходят к доске, выделяют в словах, записанных с пропусками, корень, подбирают проверочные слова.

Д: Прежде чем проверять орфограмму с помощью родственного слова, надо убедиться, что она находится в корне.

IV.Динамическая пауза.

Гимнастика для глаз.

Упражнения выполняются стоя.

Бег глазами. Филин. Рисование носом. Далеко – близко. 

V.Конкретизация способов проверки ОСП

Приготовьтесь к графическому диктанту.

Работать будем с десятью словами.

Ваша задача записать букву, которой обозначим звук в слабой позиции.

Главное условие-тишина. Если не можете обозначить звук в слабой позиции, пропускаем.


Учитель диктует слова:

Сова, дарю, кружка, несла, листы, ледок, свистеть, сугроб, грибной, росинка.

Поменяйтесь тетрадями. Проверим выполненное задание, устно объясним способ проверки.


слово

способ проверки

буква

с…ва

совы

о,а

д…рю

дарит

о,а

кру…ка

кружечка

ж,ш

н…сла

нёс

и,е

л…сты

лист

и,е

л…док

лёд

е,и

св…стеть

свист

е,и

сугро…

сугробы

б,п

гр…бной

гриб

и,е

р…синка

росы

о,а

Какое сейчас время года?

Прочитайте пословицу о зиме.

Мороз ленивого за нос хватает.

У: Почему так говорят?

Подготовимся к письму по памяти.

Работаем по алгоритму:

1.Прочитайте высказывание.

2.Все ли слова понятны по лексическому значению.

3.Объясни все орфограммы.

4.Прочитай высказывание орфографически.

5.Выучи его наизусть.

6.Выполни работу.

7.Проверь!

Дети работают в тетради. Самопроверка. Оцените свою работу, используя оценочные линейки.

V. Итог урока

У: Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

Удалось ли нам найти на них ответы?

VI. Рефлексия собственной деятельности

У: Какие умения и навыки потребовались нам, чтобы справиться заданиями?

Заполним оценочные листы.

У: А как ваше настроение? Вспомним о словарике настроения.

У кого изменилось настроение?

А у кого оно осталось таким же?

Спасибо за урок!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!