Профилактика правонарушений среди учащихся.
Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания).
С целью пропаганды правовых знаний среди несовершеннолетних в школе проводятся Дни правовых знаний, ежегодное традиционное мероприятие «День защиты детей», на которые приглашается участковый нашего села Тарханов П.А. Так были проведены беседы: "Права и обязанности несовершеннолетних"; "Административная и уголовная ответственность за совершенные правонарушения и преступления"; "Как вести себя в конфликтных ситуациях" - практическое занятие; "Административная и уголовная ответственность за автотранспортные происшествия"; "Права и обязанности несовершеннолетних в Уголовном кодексе РФ"; урок-практикум "Знаю ли я правила поведения?". Так же в начале года проводилась диагностика учащихся с целью выявления "группы риска".
С целью пропаганды ЗОЖ и профилактики наркомании, алкоголизма и курения в школе проводятся дни здорового образа жизни, анкетирование школьников по проблемам формирования ЗОЖ, организовывается просмотр книжных выставок, видеофильмов. С детьми были проведены мероприятия: конкурс плакатов "Молодежь за здоровый образ жизни"; «Скажем наркотикам – НЕТ!», акция "Молодежь без пива"; акция "Мы против курения!" конкурс сочинений «Не начинай, не пробуй, не рискуй!», познавательная игра «Школьные уроки против табака», электронная презентации «Что мы знаем о СПИДе», «Влияние алкоголя на организм человека», разработаны буклеты «Хочешь жить – бросай курить!», «Алкоголь – наркотик» и другие мероприятия.
С "трудными подростками" проводится следующая работа:
1. Контроль за посещаемостью занятий. Информирование ПДН о пропусках занятий.
2. Анализ успеваемости учеников.
3. Сбор анамнеза: изучение медицинских карт, беседы с родителями.
4. Включение в коллективные творческие дела.
5. Организация свободного времени: кружковая работа, факультативы, занятость в каникулярный период.
6. Проведение рейдов "Подросток", «Школьник», «Безнадзорные дети».
7. Индивидуальные консультации, как для родителей, так и для ребенка.
8. Профилактика вредных привычек.
9. Профилактические беседы с инспектором ПДН.
10. Изучение обобщенного показателя социального благополучия подростка.
11. Ознакомление со статьями УК РФ.
12. Психологическое консультирование и поддержка.
13. Изучение и анализ психологического самочувствия.
14. Изучение личностных особенностей.
Каждому ученику, стоящему на учете в ПДН, ТКДН и ВШК, классный руководитель помогает контролировать учебу и посещаемость занятий учеником, проводит профилактические беседы с учеником и его родителями. Все ученики посещают факультативы, кружки либо спортивные секции, которые работают в школе или в селе. За каждым учеником в классе закреплена общественная обязанность. Они активно принимают участие в общественной жизни класса, участвуют в спортивных соревнованиях за школу, как в индивидуальных видах спорта, так и игровых, где занимают призовые места. Еженедельно с такими учениками проводятся профилактические беседы классным руководителем. В школе постоянно проводятся консультации для учеников и родителей. По плану профилактической работы идет посещение детей на дому с целью контроля жилищно-бытовых условий проживания и воспитания подростков.
С неблагополучными семьями проводится следующая работа:
1. Работа по изучению семьи: анкетирование семьи, посещение семьи на дому.
2. Посещение на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий проживания и воспитания учащихся, с целью контроля и проведение бесед.
3. Проводится консультирование по социальным, правовым и психологическим вопросам.
4. Проводятся лектории, и круглые стол, во время которых обсуждаются проблемы семьи, их трудности, оказывается психологическая поддержка.
5. Ведется индивидуальная работа с детьми из этих семей (индивидуальные беседы, учет посещаемости занятий, учет успеваемости). При необходимости приглашаются сотрудники центра помощи семьи и детям
В ходе работы с семьями уменьшились случаи нахождения родителей в нетрезвом состоянии, условия проживания детей улучшилось (в квартирах стало чисто, дети стали ходить в школу чистыми, стали появляться новые вещи). Часть родителей, которые не работали, нашли себе работу. Они, стали больше уделять внимания детям.
С группой "риска" проводятся такие мероприятия как:
1. Консультация на правовые темы.
2. Тренинг "Удовлетворенность школьной жизнью".
3. Конкурс плакатов "Молодежь за здоровый образ жизни".
4. Акция "Молодежь против СПИДА".
5. Беседа "Как стать хорошим учеником".
6 Беседы с родителями детей по профилактике алкоголизма и табакокурения.
7. Тренинг "Моя будущая профессия".
18. Индивидуальные консультации для родителей.
19. Воспитательно-профилактическая работа классных руководителей по предупреждению девиантного поведения подростков.
10. Диагностика и анкетирование учеников и их родителей.
В школе проводится профориентационная работа:
1. Диагностика учеников 9, 11 классов.
2. Тренинг "Моя будущая профессия".
3. Тренинг "Как приобрести уверенность".
4. Профориентационная диагностика учеников 9, 11 классов.
5. Встреча родителей учеников с представителями регионального центра занятости.
6. . Встречи учеников с представителями средних, высших учебных заведений.
7. Ведётся курс «Профессиональное самоопределение» в классах коррекции.
Работа по профилактике социальных негативных явлений в ученической среде ведется большая. Перед нами сложные дети, но к каждому нужно найти подход. Хочется дать несколько советов: Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями. Не ставьте на ребенке крест. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение. Беседу всегда начинайте с дружеского тона. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.