СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по синтаксису французского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по синтаксису французского языка»

Синтаксис и лексика Шиматкова Екатерина

Синтаксис и лексика

Шиматкова Екатерина

Семантическое согласование Основным законом сочетаемости слов является их семантическая совместимость Оба компонента содержат общие семы или не содержат противоречащих сем Например, некоторые глаголы и прилагательные описывают свойства одушевленных объектов, содержат сему [+animé] и сочетаются обычно с существительными одушевленными: Le petit enfant dort; le chien mange; un chat mort. Если их присоединить к существительным неодушевленным [-animé], то словосочетание становится неправильным: *une table [-animé] morte [+animé]

Семантическое согласование

  • Основным законом сочетаемости слов является их семантическая совместимость
  • Оба компонента содержат общие семы или не содержат противоречащих сем
  • Например, некоторые глаголы и прилагательные описывают свойства одушевленных объектов, содержат сему [+animé] и сочетаются обычно с существительными одушевленными: Le petit enfant dort; le chien mange; un chat mort. Если их присоединить к существительным неодушевленным [-animé], то словосочетание становится неправильным:

*une table [-animé] morte [+animé]

Семантическое согласование проявляется и в употреблении служебных слов. Союз et соединяет слова с одинаковыми оценочными показателями, союз mais – с противоположными. Поэтому правильно сочетание Pierre est beau (+) et intelligent (+), сомнительно – Il est beau(+) et bête(-), но верно Il est beau(+), mais bête (-) Семантическое согласование предопределяет и организацию предложения в целом. Предикат и субъект должны иметь общую сему; в именном предложении субъект входит в класс, обозначаемый предикатом. Поэтому фраза Claude est un garçon правильна (Claude может быть именем мальчика), но Claude est un poisson – неверна. Она оказывается правильной лишь при переосмыслении предиката, например, Claude est un vrai poisson Клод плавает как рыба
  • Семантическое согласование проявляется и в употреблении служебных слов. Союз et соединяет слова с одинаковыми оценочными показателями, союз mais – с противоположными. Поэтому правильно сочетание Pierre est beau (+) et intelligent (+), сомнительно – Il est beau(+) et bête(-), но верно Il est beau(+), mais bête (-)
  • Семантическое согласование предопределяет и организацию предложения в целом. Предикат и субъект должны иметь общую сему; в именном предложении субъект входит в класс, обозначаемый предикатом. Поэтому фраза Claude est un garçon правильна (Claude может быть именем мальчика), но Claude est un poisson – неверна. Она оказывается правильной лишь при переосмыслении предиката, например, Claude est un vrai poisson Клод плавает как рыба
Типы семантических отношений Отношения иерархии «быть», то есть включения (род и вид, гиперонимы и гипонимы) Отношения иерархии «иметь», то есть отношение принадлежности (присущности) в широком плане (предмет и его признак, свойство, часть и т. п.).

Типы семантических отношений

  • Отношения иерархии «быть», то есть включения (род и вид, гиперонимы и гипонимы)
  • Отношения иерархии «иметь», то есть отношение принадлежности (присущности) в широком плане (предмет и его признак, свойство, часть и т. п.).
Отношения включения В предложении характеризации и квалификации объем значения подлежащего уже, чем объем значения сказуемого, и включается в него. Предложение осмысленно только в том случае, когда мы заранее не знаем, что субъект входит в множество, обозначаемое предикатом. Например, если мы не знакомы с содержанием романа В. Гюго «L'homme qui rit» и не знаем, кто такие Ursus и Homo, то фразы Ursus était un homme; Homo était un chien (судя по этимологии имен, мы могли бы предполагать обратное) будут совершенно правильны. Однако фраза Jean est un homme или бессмысленна (и так известно, что Жан – мужское имя), или же в ней слово homme используется в переносном значении «настоящий, сильный человек» либо кто-то принял Жана за женщину.

Отношения включения

  • В предложении характеризации и квалификации объем значения подлежащего уже, чем объем значения сказуемого, и включается в него. Предложение осмысленно только в том случае, когда мы заранее не знаем, что субъект входит в множество, обозначаемое предикатом.
  • Например, если мы не знакомы с содержанием романа В. Гюго «L'homme qui rit» и не знаем, кто такие Ursus и Homo, то фразы Ursus était un homme; Homo était un chien (судя по этимологии имен, мы могли бы предполагать обратное) будут совершенно правильны. Однако фраза Jean est un homme или бессмысленна (и так известно, что Жан – мужское имя), или же в ней слово homme используется в переносном значении «настоящий, сильный человек» либо кто-то принял Жана за женщину.
Отношения предмет – часть или признак Определяют обязательность или факультативность В предложении La lampe opaline répandait une lumière vive подлежащее lampe и дополнение lumière связаны устойчивыми предметными отношениями (всякая лампа освещает), и поэтому фраза La lampe répandait une lumière неинформативна, прилагательное vive здесь обязательно (в отличие, например, от opaline, которое можно опустить)

Отношения предмет – часть или признак

  • Определяют обязательность или факультативность
  • В предложении La lampe opaline répandait une lumière vive подлежащее lampe и дополнение lumière связаны устойчивыми предметными отношениями (всякая лампа освещает), и поэтому фраза La lampe répandait une lumière неинформативна, прилагательное vive здесь обязательно (в отличие, например, от opaline, которое можно опустить)
Взаимосвязь синтаксической функции и семантики слова Логико-семантическая структура предложения, как отмечалось, характеризуется тем, что подлежащее обозначает предмет, тогда как сказуемое выражает признак или действие Функции подлежащего и вообще субстантивных членов предложения выступают по большей части слова, которые способны идентифицировать предмет: быть его знаковым заместителем Прилагательные и глаголы выступают очень часто в функции предиката, характеризующего субъект. Они не могут идентифицировать объекты, у них реализуется в первую очередь сигнификативный аспект значения – способность указывать на признак, на общее понятие, свойство, под которое подводится или которым характеризуется субъект.

Взаимосвязь синтаксической функции и семантики слова

  • Логико-семантическая структура предложения, как отмечалось, характеризуется тем, что подлежащее обозначает предмет, тогда как сказуемое выражает признак или действие
  • Функции подлежащего и вообще субстантивных членов предложения выступают по большей части слова, которые способны идентифицировать предмет: быть его знаковым заместителем
  • Прилагательные и глаголы выступают очень часто в функции предиката, характеризующего субъект. Они не могут идентифицировать объекты, у них реализуется в первую очередь сигнификативный аспект значения – способность указывать на признак, на общее понятие, свойство, под которое подводится или которым характеризуется субъект.
Существительные–полифункциональны. Они также могут выражать предикат. Но в этом случае их значение обедняется – они обозначают не предмет со всеми его признаками, а лишь определенное свойство, и используются в обобщенном значении Cet étudiant a .bien passé ses examens и Paul est étudiant Различная семантическая функция слова проявляется в разных правилах местоименных и других замен Paul est étudiant; l'étudiant a bien passé son examen
  • Существительные–полифункциональны. Они также могут выражать предикат. Но в этом случае их значение обедняется – они обозначают не предмет со всеми его признаками, а лишь определенное свойство, и используются в обобщенном значении
  • Cet étudiant a .bien passé ses examens и Paul est étudiant
  • Различная семантическая функция слова проявляется в разных правилах местоименных и других замен
  • Paul est étudiant; l'étudiant a bien passé son examen


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!