СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по теме:«Формирование общих компетенций студентов условиях реализации профессионального модуля.»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость использования активных методов в преподавании 

Просмотр содержимого документа
«Работа по теме:«Формирование общих компетенций студентов условиях реализации профессионального модуля.»»

Факультет дополнительного образования ФГБОУ ВПО « УлГПУ им. И,Н,Ульянова»

















«Формирование общих компетенций студентов

условиях реализации профессионального модуля.»
























Работу выполнила

слушатель группы ПО-3

Анчикова Л.Ф.





Ульяновск 2017 г.

Содержание.



1.Введение………………………………………………………………….3

2.Как формировать компетенции…………………………………………4

3. Методы и технологии обучения, обеспечивающие процесс

формирования ОК………………………………………………………….7

4.Личный опыт использования активных методов в преподавании……8

5.Заключение………………………………………………………………11

6.Литература……………………………………………………………….12



































1.Введение.

Почему появилась необходимость изменений в нашей системе образования? Основной причиной стала неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение формировать компетенции у обучающихся.

Компетенции-что это? Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области. Формирование общих и профессиональных компетенций является основой  реализации Федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.

Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Данный подход  отличается тем, что в процессе учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие в целом профессионализм и конкурентоспособность личности. Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только сумма усвоенной информации, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями: общими (ОК) и профессиональными (ПК) - выражающими, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, профессионального модуля или всей основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности.

Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. В структуру компетенции входят знания, умения и теоретическая прикладная применимость знаний . Поэтому преподавателям следует отойти от традиционной системы обучения по принципу «выучил - не выучил», отчитался по данной теме на семинарском занятии или нет, а использовать другой подход: сумел ли применить полученные знания в конкретной ситуации, сформировалась компетенция в процессе обучения или нет.

Общие компетенции  означают  совокупность социально–-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне, под профессиональными компетенциями понимается способность действовать  на  основе  имеющихся   умений, знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.

2.Как формировать компетенции.

Встаёт вопрос: «Как же формировать компетенции?»

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также, в определенной широкой области (ОК). Совокупность требований к личности студента, заключенных в ОК, говорит об усилении личностной направленности образовательного процесса.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед образовательными учреждениями СПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых можно  выделить проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных и общих компетенций в учреждениях СПО.

Процесс обучения, основанный на компетенциях, должен быть в высшей степени мобильным, не формализованным, а реализация его в виде модульных программ станет наиболее эффективной.

Компетенция формируется в результате осознанной деятельности и не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо познание студентом самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью. Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека. Выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компетенций.

Формирование компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной, модулем или практикой, но большой их совокупностью, а также образовательной средой в целом.

Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования. При формировании у студентов компетенций традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием, так, например, тренингами, формами проектного и проблемного обучения, т.е. смещение акцента с односторонней активности преподавателя  на самостоятельное учение, ответственность и активность самих студентов.

В образовательном процессе ОК и ПК могут быть приобретены студентами, если создаются следующие условия:

  • Включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.

  • Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.

  • Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.

  • Разработка системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции.

  • Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Изменения  сопровождаются расширением профессиональных функций преподавателя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций  координатора и партнера:

  • Увлечь студентов  проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

  • Проявлять терпимость к ошибкам студентов, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда обучающийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

  • Стараться избегать директивных правил, которые мешают обучающимся приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.

3.Методы и технологии обучения, обеспечивающие процесс формирования ОК.

Переходим к методам обучения, используемым преподавателями при формировании компетенций. Основной из простых форм активизации и вовлечения студентов в учебный процесс по-прежнему остается лекция. Она позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных методов (групповых консультаций, конференций, выступление в роли преподавателя, самостоятельная работа над лекционным материалом, подготовка докладов, рефератов, тестирование, анкетирование, «круглый стол») повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций. Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

Широко используются игровые методы обучения. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Деловая игра – это одна из форм организации эффективного и продуктивного обучения. Она помогает искать решения реальных жизненно и профессионально значимых проблем. Деловые игры используются для развития творческого мышления, способности оценивать происходящие события, для формирования у студентов умений решать проблемы, возникающие в процессе практической деятельности.

Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных задач. Ситуационные задачи носят тренирующий  характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего работника, ведут к развитию профессионального мышления.

Все перечисленные  методы очень эффективны при формировании компетенций студентов.

4.Личный опыт использования активных методов в преподавании.

Современное образование ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей, на обучение применять знания и умения в профессиональной и повседневной жизни, адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности.

Меняя разнообразные приёмы и методы ведения урока, в процессе изучения основ материаловедения, я стремлюсь сделать студента активным участником учебного процесса. Для этого я часто использую специальные формы организации познавательной деятельности, например, создание проблемной ситуации и консультирование, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Создание проблемной ситуации

Уроки я организую таким образом: сначала мы изучаем новую тему, проблемные вопросы можно задавать по ходу урока, можно и после, как проверка усвоения пройденного материала: студенты делятся на группы по 3-4 человека, потом я раздаю им заранее приготовленные проблемные вопросы.

Например, при изучении темы «Коррозия металлов» с монтажниками, я озвучиваю проблемную ситуацию: «Сантехника попросили поставить водопроводный кран, на стальную трубу. В наличии оказались хромированный и медный краны. Какой кран лучше выбрать?» Вариантов ответа может быть очень много. После того, как будут озвучены варианты решения практической задачи, мы со студентами выбираем наиболее оптимальный. (Например: « т. к. железо находится левее меди в электрохимическом ряду напряжения металлов, значит он активнее и при контакте с медью он будет разрушаться с большей скоростью. Если стальная труба (железная) уже старая и её скоро нужно менять , то можно поставить и медный кран (только если это кран для холодной воды, т.к. при высокой температуре медь быстрее окисляется.) Если поставить хромированный кран будет лучше, т. к. хром активней железа и будет разрушаться хромированный кран , а кран поменять легче, чем всю трубу и ещё хром на воздухе покрывается плотной оксидной плёнкой, что будет препятствовать разрушению. Но ещё лучше, если сделать так, чтобы разные металлы не контактировали: намотать на резьбу специальную ленту) Студентам такие задачи очень нравятся, решая их они понимают, что решение проблемы может быть разным, исходя из ситуации, они становятся активными, начинают рассуждать и анализировать.

Электрикам, например можно задать вопрос: « Можно ли заматывать алюминиевую проволоку медной?»

Иногда я урок провожу так:

Сначала студенты самостоятельно знакомяться с новым материалом, составляют опорный конспект, а дальше все вместе разбираем проблемную ситуацию. Например, изучая свойства алюминия с монтажниками разбираем вопрос : «Почему при сваривании алюминия пользуются аргоной сваркой?»- и мы вместе докапываемся до истины.( На открытом воздухе металл быстро вступает в реакцию с кислородом и покрывается оксидной пленкой и сварной шов получается не качественным. Температура плавления оксидной пленки превышает +2000 градусов, когда сам металл плавится при температуре +650 градусов. Поэтому для того, чтобы предотвратить образование оксидной плёнки алюминий свариывают в среде инертного газа-аргона. Понимание этого потом им пригодится в профессиональной деятельности.)

При изучении темы «Кристаллические решётки» электрикам задаю проблемный вопрос: «Зная кристаллическую решётку металлов, подумайте и скажите, как меняется электрическое сопротивление в металлах при повышении температуры?» (В проводниках электрическое сопротивление линейно возрастает с температурой. При малой температуре амплитуда тепловых колебаний атомов и ионов невелика, и электроны почти беспрепятственно движутся в кристаллической решетке металлического проводника под действием электрического поля. С увеличением температуры амплитуда колебаний возрастает, у электронов остается меньше места для беспрепятственного движения в кристаллической решетке, они чаще сталкиваются с атомами и ионами, т. е. сопротивление упорядоченному движению возрастает, а при понижении температуры можно добиться сверхпроводимости металлов)

«Какие металлы с высоким или с малым электрическим сопротивлением использовать в нагревательных приборах?» (В проводнике электроны при движении сталкиваются с положительными ионами и атомами кристаллической решётки металла, и передают им часть своей энергии. При этом энергия движущихся электронов в результате столкновения частично выделяется и рассеивается в виде тепла, нагревающего проводник. Если сопротивление проводника мало, он сравнительно слабо нагревается током; если сопротивление велико, проводник может раскалиться. Значит в нагревательных приборах нужно использовать металлы и сплавы с высоким электрическим сопротивлением.)

В результате таких занятий у студентов развивается аналитическое мышление и формируется такая компетенция, как способность анализировать информацию, выделять в ней главное, представлять в доступном для других уровне, так же формируется способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии- это является одной из составляющих профессиональной компетенции.

Консультирование.

Особенно мне нравится метод консультирования. В группе всегда найдется несколько человек, которые справляются с заданием более быстро и успешно, которые хорошо усваивают материал. Такие ребята могут выполнять роль консультантов, помогая другим ученикам выполнить задания, что-то объяснить. Многие ребята охотнее принимают помощь от своих сверстников, не стесняются спрашивать. Более упрощенно этот метод выглядит так: в группе те ребята, которые уже справились с заданием, назначаются на роль консультантов и помогают другим. Более сложную организацию урока я использую на практических занятиях: группа делится на команды по 4-5 человек, из которых один назначается консультантом. Консультанты предварительно подготавливаются к выполнению работы. На уроке они организуют и направляют работу в своей команде. В процессе такой работы повышается самооценка учащихся, вера в собственные силы. Формируется компетенция социального взаимодействия –умение слушать, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

5.Заключение.

Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Совокупность правильно выбранных форм и методов обучения и оценки позволяют преподавателю сформировать общие и профессиональные компетенции и однозначно диагностировать их сформированность.

В результате компетентностного подхода специалист «на выходе» не только соответствует определенным рыночным ожиданиям, но и может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

6.Литература.

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 23 апреля.

  2. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2005, № 4. - с. 41-4

  3. http://iemcko.narod.ru/4332.html

  4. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

  5. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (ред. от 31.12.2015

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!