Работа по введению, уточнению и закреплению в речи детей слова «Печь»
Конспект словарной работы с детьми младшего школьного возраста с ОНР 4 уровня речевого развития (2-й класс)
-
Создание положительной мотивации
Учитель:
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Посмотрите внимательно на свои рабочие места. Все ли на месте? Где ручка? Простой карандаш? Пенал? Дневник? Тетрадь? Словарь? Хорошо! К уроку готовы! Так что время не теряем и работу начинаем. Посмотрите на картинку. Кто это?
Ученики: Бабушка
Учитель: Хорошо, а что бабушка делает?
Ученики: тесто (слушаем варианты детей).
Учитель: Хорошо, посмотрите на доску. Здесь написано задание. Нужно подобрать подходящее слово.
Предъявление практического задания, которое вызовет у детей желание узнать новое слово.
Б
абушка собирается _______ пирожки.
- есть
- варить
- печь
Арина, прочитай предложение
Арина: Бабушка собирается ______ пироги.
Учитель: Хорошо, какое слово мы сюда поставим? «Есть», «варить» или «печь»?
Ученики предлагают варианты, слушаем.
Учитель: Хорошо, я вас услышала, сейчас мы узнаем, кто ответил правильно. Слушайте внимательно.
-
Предъявление слова в контексте
Учитель: Посмотрите на картинку (10 сек).
Н
а картинке бабушка печет пирожки. Также бабушка может печь пирог, блины, оладушки или торт. Согласны?
Ученики: Да!
-
Толкование слова
1) запрос толкования у детей
Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, что значит «печь»? Что это за действие?
Слушаем ответы учеников. Допустим, большинство детей не знают.
Учитель: Хотите узнать, что означает слово «печь»?
Ученики: Да!
2) объяснение слова
Учитель: Печь – готовить еду сухим способом, т.е. без использования масла, обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих углях или с помощью очень горячего воздуха в печи, духовке. А также мы можем использовать слово «печь», когда говорим про солнце. В жаркую погоду солнце может сильно ПЕЧЬ голову.
3) сравнение слова с близкими по значению словами
Посмотрите на картинки (даем по 3 секунды на каждую).
Что делают на этих картинках?
Ученики: Готовят
Учитель: Хорошо, ребята, посмотрите, на этих картинках готовят еду, но готовят ее разными способами. На первой картинке мама ПЕЧЕТ пирожки, на второй картинке мама ЖАРИТ яичницу, а на третьей картинке девочки ВАРЯТ суп. Знаете ли вы, почему я называю действия мам и девочек разными словами? Чем отличаются слова «варить», «печь» и «жарить»?
Ученики отвечают, слушаем их.
Учитель: Когда мы жарим еду, мы добавляем в сковородку масло, разжигаем огонь и ставим сковородку с едой НА огонь. Когда мы варим еду, то кладем ее в воду. Когда мы печем еду – кладем ее в духовку. Она, находясь под горячим воздухом, готовится.
4) установление связи с жизнью ребенка
Учитель: Ребята, что мы можем печь?
Ученики: торт, пирожные, кексы, пирожки, пирог, блины, хлеб, батон, булочки, оладушки.
Учитель: Хорошо, а ваши мамы или бабушки пекут что-нибудь?
Ученики: Да!
Учитель: А когда сильно-сильно солнце светит и начинает нагреваться голова, как мы можем сказать?
Ученики: голову напекло
Учитель: Да, можем также сказать: на улице печет солнце, поэтому нужно надевать кепку.
-
Отработка произнесения слова.
Учитель: Ребята, сейчас я буду произносить слово «печь». Слушайте меня внимательно. ПЕЧЬ (произносится с хорошей артикуляцией). Теперь повторите вместе со мной: ПЕЧЬ (произносим утрированно и медленно)
Ученики: ПЕЧЬ
Учитель: А теперь я произнесу это слово вот так: печь (быстро, с хорошей артикуляцией). Все вместе.
Ученики: печь.
Учитель: хорошо, теперь давайте поиграем в «телефон», будем передавать слово «печь» друг другу (дети произносят слово по цепочке).
Проговаривание словосочетаний со словом с опорой на иллюстрацию
Учитель: Посмотрите на картинки. Что мы можем испечь?
Ученик: Хлеб
Учитель: Правильно, Маша, повтори: печь хлеб
Маша: Печь хлеб
Учитель: Молодец, Лиза, что еще можно печь?
Лиза: Торт
Учитель: Хорошо, повтори: печь торт
Лиза: Печь торт.
Аналогичная работа проводится со словосочетаниями печь пирог, печь кекс, печь пирожки. Индивидуально просим детей произнести словосочетание (можно спросить нескольких детей повторить одно и то же словосочетание), задействуем всех учеников.
Подготовка мышц к письму
Дружно пальцы встали в ряд
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
-
Запись слова в тетрадь-словарь.
1) Поиск ошибкоопасных мест ПЕЧЬ
Учитель: Ребята, запомните, в слове Печь на конце всегда ставится мягкий знак(заранее записываем слово на доске и потом красным карандашом подчеркиваем мягкий знак)
2) Записывают в тетрадь с последующей проверкой
Учитель: А теперь сядьте правильно, и напишите слово печь в словарь. Будьте внимательны (после того, как написали слово). Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы написали слово. Подчеркните мягкий знак.
3) Рисунок понятия
Учитель: Нарисуем в тетради слово «печь». Подумайте, как бы вы его нарисовали.
-
Работа по лексической сочетаемости слова
Учитель: Как правильнее сказать, «печь в духовке» или «печь на духовке»?
Учитель: Хорошо, правильно, «печет голову» или «печет по голове»?
Ученики: Печет голову
Учитель: Правильно, а как лучше сказать «печу хлеб» или «пеку хлеб»?
Ученики: разные варианты дают
Учитель: Правильно говорить «пеку хлеб».
-
Упражнения в употреблении слова
-
Репродуктивные упражнения
Учитель: Внимательно посмотрите на картинку. Мама печет торт или хлеб? Саша, скажи.
Саша: Мама печет торт
Учитель: Молодец, Саша. Посмотрите на эту картинку. Бабушка печет пирог или пирожки? Дима, скажи.
Дима: Бабушка печет пирожки.
Учитель: Ребята, все согласны?
Ученики: Да!
Учитель: Правильно, на этой картинке бабушка печет пирожки.
-
Продуктивные упражнения
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Что делает девочка? Аким, скажи.
Аким: Девочка печет пирог.
Учитель: Молодец, Аким. Вот еще картинка. Что делает девочка? Вика, скажи.
Вика: девочка печет печенье.
Учитель: Правильно, молодец.
-
Подведение итогов словарной работы
Самооценка и оценка детей, повторение изученного материала.