СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по введению, уточнению и закреплению в речи детей слова «Печь»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект словарной работы с детьми младшего школьного возраста с ОНР 4 уровня речевого развития (2-й класс). Работа по введению, уточнению и закреплению в речи детей слова «Печь». 

Просмотр содержимого документа
«Работа по введению, уточнению и закреплению в речи детей слова «Печь»»



Работа по введению, уточнению и закреплению в речи детей слова «Печь»

Конспект словарной работы с детьми младшего школьного возраста с ОНР 4 уровня речевого развития (2-й класс)

  1. Создание положительной мотивации

Учитель:

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Посмотрите внимательно на свои рабочие места. Все ли на месте? Где ручка? Простой карандаш? Пенал? Дневник? Тетрадь? Словарь? Хорошо! К уроку готовы! Так что время не теряем и работу начинаем. Посмотрите на картинку. Кто это?

Ученики: Бабушка

Учитель: Хорошо, а что бабушка делает?

Ученики: тесто (слушаем варианты детей).

Учитель: Хорошо, посмотрите на доску. Здесь написано задание. Нужно подобрать подходящее слово.

Предъявление практического задания, которое вызовет у детей желание узнать новое слово.

Б абушка собирается _______ пирожки.

- есть

- варить

- печь

Арина, прочитай предложение

Арина: Бабушка собирается ______ пироги.

Учитель: Хорошо, какое слово мы сюда поставим? «Есть», «варить» или «печь»?

Ученики предлагают варианты, слушаем.

Учитель: Хорошо, я вас услышала, сейчас мы узнаем, кто ответил правильно. Слушайте внимательно.

  1. Предъявление слова в контексте

Учитель: Посмотрите на картинку (10 сек).

Н а картинке бабушка печет пирожки. Также бабушка может печь пирог, блины, оладушки или торт. Согласны?

Ученики: Да!



  1. Толкование слова

1) запрос толкования у детей

Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, что значит «печь»? Что это за действие?

Слушаем ответы учеников. Допустим, большинство детей не знают.

Учитель: Хотите узнать, что означает слово «печь»?

Ученики: Да!

2) объяснение слова

Учитель: Печь – готовить еду сухим способом, т.е. без использования масла, обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих углях или с помощью очень горячего воздуха в печи, духовке. А также мы можем использовать слово «печь», когда говорим про солнце. В жаркую погоду солнце может сильно ПЕЧЬ голову.

3) сравнение слова с близкими по значению словами

Посмотрите на картинки (даем по 3 секунды на каждую).

Что делают на этих картинках?

Ученики: Готовят

Учитель: Хорошо, ребята, посмотрите, на этих картинках готовят еду, но готовят ее разными способами. На первой картинке мама ПЕЧЕТ пирожки, на второй картинке мама ЖАРИТ яичницу, а на третьей картинке девочки ВАРЯТ суп. Знаете ли вы, почему я называю действия мам и девочек разными словами? Чем отличаются слова «варить», «печь» и «жарить»?

Ученики отвечают, слушаем их.

Учитель: Когда мы жарим еду, мы добавляем в сковородку масло, разжигаем огонь и ставим сковородку с едой НА огонь. Когда мы варим еду, то кладем ее в воду. Когда мы печем еду – кладем ее в духовку. Она, находясь под горячим воздухом, готовится.

4) установление связи с жизнью ребенка

Учитель: Ребята, что мы можем печь?

Ученики: торт, пирожные, кексы, пирожки, пирог, блины, хлеб, батон, булочки, оладушки.

Учитель: Хорошо, а ваши мамы или бабушки пекут что-нибудь?

Ученики: Да!

Учитель: А когда сильно-сильно солнце светит и начинает нагреваться голова, как мы можем сказать?

Ученики: голову напекло

Учитель: Да, можем также сказать: на улице печет солнце, поэтому нужно надевать кепку.

  1. Отработка произнесения слова.

Учитель: Ребята, сейчас я буду произносить слово «печь». Слушайте меня внимательно. ПЕЧЬ (произносится с хорошей артикуляцией). Теперь повторите вместе со мной: ПЕЧЬ (произносим утрированно и медленно)

Ученики: ПЕЧЬ

Учитель: А теперь я произнесу это слово вот так: печь (быстро, с хорошей артикуляцией). Все вместе.

Ученики: печь.

Учитель: хорошо, теперь давайте поиграем в «телефон», будем передавать слово «печь» друг другу (дети произносят слово по цепочке).

Проговаривание словосочетаний со словом с опорой на иллюстрацию

Учитель: Посмотрите на картинки. Что мы можем испечь?

Ученик: Хлеб

Учитель: Правильно, Маша, повтори: печь хлеб

Маша: Печь хлеб

Учитель: Молодец, Лиза, что еще можно печь?

Лиза: Торт

Учитель: Хорошо, повтори: печь торт

Лиза: Печь торт.

Аналогичная работа проводится со словосочетаниями печь пирог, печь кекс, печь пирожки. Индивидуально просим детей произнести словосочетание (можно спросить нескольких детей повторить одно и то же словосочетание), задействуем всех учеников.

Подготовка мышц к письму

Дружно пальцы встали в ряд

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)

  1. Запись слова в тетрадь-словарь.

1) Поиск ошибкоопасных мест ПЕЧЬ

Учитель: Ребята, запомните, в слове Печь на конце всегда ставится мягкий знак(заранее записываем слово на доске и потом красным карандашом подчеркиваем мягкий знак)

2) Записывают в тетрадь с последующей проверкой

Учитель: А теперь сядьте правильно, и напишите слово печь в словарь. Будьте внимательны (после того, как написали слово). Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы написали слово. Подчеркните мягкий знак.

3) Рисунок понятия

Учитель: Нарисуем в тетради слово «печь». Подумайте, как бы вы его нарисовали.



  1. Работа по лексической сочетаемости слова

Учитель: Как правильнее сказать, «печь в духовке» или «печь на духовке»?

Учитель: Хорошо, правильно, «печет голову» или «печет по голове»?

Ученики: Печет голову

Учитель: Правильно, а как лучше сказать «печу хлеб» или «пеку хлеб»?

Ученики: разные варианты дают

Учитель: Правильно говорить «пеку хлеб».

  1. Упражнения в употреблении слова

    1. Репродуктивные упражнения

Учитель: Внимательно посмотрите на картинку. Мама печет торт или хлеб? Саша, скажи.

Саша: Мама печет торт

Учитель: Молодец, Саша. Посмотрите на эту картинку. Бабушка печет пирог или пирожки? Дима, скажи.

Дима: Бабушка печет пирожки.

Учитель: Ребята, все согласны?

Ученики: Да!

Учитель: Правильно, на этой картинке бабушка печет пирожки.

    1. Продуктивные упражнения

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на картинку. Что делает девочка? Аким, скажи.

Аким: Девочка печет пирог.

Учитель: Молодец, Аким. Вот еще картинка. Что делает девочка? Вика, скажи.

Вика: девочка печет печенье.

Учитель: Правильно, молодец.

  1. Подведение итогов словарной работы

Самооценка и оценка детей, повторение изученного материала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!