Работа по выявлению и развитию способностей учащихся при изучении английского языка.
Учитель английского языка Бутусина Тамара Васильевна
«Одаренные дети – наше будущее!»
В течение трех лет работаю над методической темой «Деятельностный подход в обучении английского языка». Такой подход в обучении способствует реализации и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся, воспитанию личности.
Пояснительная записка
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей.
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Цели и задачи
Цели:
Повышение уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности одаренных учащихся и их подготовки к олимпиадам, создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.
Задачи:
Использование на уроке английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету:
применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов и жанров, языком современной прессы и литературы, с материалами сети Интернет;
формирование умений языковой догадки;
приемы активной поддержки, управление беседой;
формирование умений обосновывать, аргументировать свою позицию при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;
навыки употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;
развитие таких общеучебных умений, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия.
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по английскому языку.
Содержание и формы работы:
Основные формы работы с одаренными учащимися:
Принципы работы с одаренными учащимися:
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся и развития личности;
принцип добровольности и свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Функции учителя иностранного языка:
- выявление одарённых детей;
- создание для учащихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
- корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровня;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;
- создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности;
- консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
План работы с одарёнными детьми на 2020-2021 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки | Направления и формы работы | |
| | | | |
1. | Диагностика одаренных детей, со- | сентябрь | Анкетирование, тестирование по | |
| ставление базы данных учащихся, | | |
| | | |
| имеющих высокий интеллектуальный | | предмету | |
| и учебно-познавательный интерес. | | |
| | | |
| | | | |
2. | Организация индивидуальной работы | сентябрь | Составление графика индивиду- | |
| с одаренными детьми. | | альных занятий. | |
| | | | |
3. | Подготовка к олимпиаде. | сентябрь- | Выработка рекомендаций учи- | |
| | октябрь | теля-предметника и психолога по | |
| | | подготовке к олимпиаде | |
| | | | |
4. | Организация и проведение школьного | октябрь | Консультации учителя, выпол- | |
| этапа Всероссийской олимпиады по | | нение олимпиадных заданий | |
| английскому языку. | | | |
| | | | |
5. | Подготовка учащихся к участию в | ноябрь | Консультации учителя, выпол- | |
| региональных и муниципальных | | нение олимпиадных заданий | |
| олимпиадах. | | | |
| | | | |
6. | Осуществление анализа участия в | январь | Коррекционная работа через | |
| олимпиадах | | выполнение заданий | |
| | | | |
7. | Привлечение одаренных, мотивиро- | постоянно | Организация работы | |
| ванных учащихся к осуществлению | | | |
| помощи слабоуспевающим в классе. | | | |
| | | | |
8. | Подготовка учащихся к участию в | в течение | Индивидуальная работа |
| дистанционных конкурсах различного | года | |
| уровня (Британский бульдог, и др.) | | |
| | | |
9. | Организация и проведение внекласс- | в течение | Создание видеороликов, органи- |
| ных мероприятий, направленных на | года | зация международных праздни- |
| развитие творческих способностей | | ков |
| учащихся. | | |
| | | |
10. | Проведение предметной недели по | по плану | Викторины, праздники, инсце- |
| английскому языку с активным уча- | | нировки |
| стием одаренных детей | | |
| | | |
11. | Индивидуальные консультации по | в течение | Индивидуальные занятия, груп- |
| сложным вопросам грамматики и | года | повые занятия с одаренными |
| других аспектов английского языка | | детьми |
| | | |
12. | Проектная деятельность учащихся на | в течение | Индивидуальные и групповые |
| уроках английского языка. | года | занятия. |
| | | |
13. | Проектная деятельность учащихся и | в течение | Индивидуальные и групповые |
| участие в научно-практических кон- | года | занятия. |
| ференциях | | |
| | | |
14. | Консультирование родителей ода- | в течение | Индивидуальная работа |
| рённых детей по вопросам развития | года | |
| способностей их детей. Подготовка | | |
| отчетов о работе с одаренными деть- | | |
| ми; | | |
| | | |
15. | Изучение опыта работы учителей по | в течение | Консультации с учителями, за- |
| вопросу работы с одаренными детьми. | года | седания МО |
| | | |
16. | Создание банка олимпиадных заданий | в течение | |
| и исследовательских работ учащихся. | года | |
| | | |
17. | Анализ работы с одаренными уча- | Май | |
| щимися, перспективы работы на бу- | | |
| дущий год. | | |
| | | |
18. | Организация и проведение консуль- | Июнь | |
| таций при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, | | |
| дополнительных занятий в летний | | |
| период. | | |
| | | |
Достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, НПК
Год | Мероприятие | ФИ учащегося | Уровень | Результат |
2015 | «Олимпиада» | Молоткова Татьяна | Муниципальный | 3 место |
2016 | «Мириада открытий» | Власенко Дарья | Международный | Диплом 1 степени |
2016 | «Мириада открытий» | Королева Анастасия | Международный | Диплом 1 степени |
2016 | «Мириада открытий» | Мухамедова Хадижа | Международный | Сертификат |
2016 | «Мириада открытий» | Борисова Валерия | Международный | Сертификат |
2017 | «Конкурс – старт» | Игумнова Софья | Международный | Диплом 2 степени |
2018 | НПК «Старт в науку» | Сукнева Ангелина | Муниципальный | Диплом 3 степени |
2018 | «Конкурс – старт» | Игумнова Софья | Международный | Диплом 3 степени |
2018 | «Конкурс – старт» | Негода Дия | Международный | Диплом 3 степени |
2018 | «Конкурс – старт» | Какаулина Валерия | Международный | Сертификат |
2020 | НПК «Шаг в будущее» | Тамоева Джульетта | Муниципальный | Диплом 3 степени |
Грамоты учащихся