Тема выступления на районном методическом объединении учителей начальных классов: «Работа психолого-медико- педагогического консилиума МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого - медико - педагогический консилиум МКОУ Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского муниципального района Костромской области (далее ПМПк) является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения. Психолого-медико-педагогический консилиум создан в школе в ноябре 2015 года. Деятельность ПМПк направлена на решение проблем, связанных с оказанием специальной помощи детям, предлагающей наличие специалистов особой квалификации.
Деятельность ПМПк осуществляется в интересах ребенка, во имя реализации его права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его достоинство, способствующих обретению его уверенности в себе и облегчающих его активное участие в жизни общества. ПМПк в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «Методическими рекомендациями по психилого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», Уставом МКОУ Межевская СОШ и локальными актами, регулирующими организацию образовательного процесса в школе, настоящим Положением.
Целью школьного ПМПк (далее ШПМПк) является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
—выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии;
—профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
—выявление резервных возможностей развития;
—определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
—подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
Основные направления работы школьного ПМПк.
1. Диагностическое: выявление причин школьной неуспеваемости, а также проблем в социальной адаптации ребенка. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или педагогов образовательного учреждения с согласия родителей и на основании устава школы.
2. Консультативное: оказание консультативной помощи педагогам школы и родителям детей с ОВЗ с целью формирования активно-положительной позиции взрослых и эмоционально – положительного фона в детском коллективе.
3. Просветительское: повышение профессиональной компетентности педагогов, обучающих детей с ОВЗ.
4. Методическое: формирование банка диагностических и коррекционных методик, учебно-методического и дидактического комплексов для обучения детей с ОВЗ, банка консультационного материала для учителей и родителей (законных представителей), заинтересованных в обучении, воспитании детей с ОВЗ.
В состав консилиума входят специалисты: учитель-деффектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, медицинская сестра. Председателем консилиума является заместитель директора по УВР.
Прием детей и подростков на ШПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей), педагога класса, в котором обучается ребенок, любого специалиста ШПМПк (в этом случае должно быть получено письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка на основании договора между родителями (законными представителями) и образовательным учреждением.
При обследовании на ШПМПк должны быть предоставлены следующие документы:
* заявление родителей (законных представителей) с просьбой об обследовании ребенка с указанием точного домашнего адреса;
* педагогическое представление, в котором отражены проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребенком (характеристика);
* письменные работы по письму и развитию речи, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
Обследование ребенка проводится каждым специалистом ШПМПк индивидуально.
По результатам обследований составляются представления по утвержденной схеме.
На основании представлений специалистов составляются коллегиальное заключение ШПМПк и рекомендации об образовательном маршруте или его изменении, воспитании ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты направляют ребенка на ПМПК г. Шарья для углубленной диагностики.
В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением ШПМПк об изменении образовательного маршрута ребенок и родители (законные представители) направляются в вышестоящую ПМПК для подтверждения или уточнения рекомендаций.
Любые изменения образовательного маршрута, как в пределах школы, так и при изменении вида образовательного учреждения могут быть осуществлены только при наличии согласия на это родителей (законных представителей). В ситуации выведения ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из решений ШПМПк, в
которой в обобщенной форме отмечаются заключения всех специалистов, содержание и результаты проведенной коррекционной работы, дается краткая характеристика ребенка, итоговое заключение ШПМПк. Выписка выдается родителям (законным представителям) по специальному запросу из того образовательного учреждения, в котором будет обучаться ребенок.
Председатель и члены ШПМПК несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходящих обследование.
Порядок подготовки и проведения ШПМПк.
Заседания ШПМПк подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые заседания проводятся 1 раз в квартал и проводятся под руководством председателя ШПМПк. Внеплановые ШПМПк собираются по запросам специалистов (в первую очередь – учителей), ведущих с данным ребенком работу, а также родителей.
Поводом для внепланового консилиума является выяснение или выявление новых обстоятельств динамики его обучения или развития либо улучшение динамики его обучения и развития.
На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
Документация школьного ПМПк.
-журнал записи и учета детей, прошедших консультацию;
-журнал регистрации заключений;
-протокол обследования ребенка;
-план работы и протоколы заседаний.
Права и обязанности специалистов ПМПк.
Специалисты ШПМПк имеют право:
Самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
Обращаться к педагогическим работникам, администрации школы, родителям (законным представителям) обучающихся для координации коррекционно-развивающей работы с детьми, обучающимися, воспитанниками;
Проводить в образовательном учреждении индивидуальные и групповые обследования (медицинские, логопедические, психологические);
Требовать от администрации школы создания условий, необходимых для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей, обеспечения инструктивной и методической документацией;
Получать от директора школы информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
Вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний;
Обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т.д.
Специалисты ШПМПк обязаны:
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
В решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность получаемой информации;
Принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность вреда здоровью (в т.ч. психическому), чести и достоинства обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников.
Оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, всем участникам образовательного процесса в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития эмоционально-волевой сферы детей и индивидуального подхода к ребенку.
Участвовать в управлении коллективом, содействовать созданию благоприятного психологического климата в школе, разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с детьми.
Осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов, организовать лечебно-оздоровительные мероприятия;
Готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучающихся для представления на ПМПК г.Шарьи.
09 октября 2017 года
социальный педагог МКОУ
Межевская СОШ: Смирнова Т.Н.