СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с этнической сказкой как средство повышения интереса младших школьников к познанию окружающего мира, к быту и культуре разных народов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья - результат моей работы с детьми по развитию речевых творческих способностей, используя региональный компонент, краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«Работа с этнической сказкой как средство повышения интереса младших школьников к познанию окружающего мира, к быту и культуре разных народов»

РАБОТА С ЭТНИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, К БЫТУ И КУЛЬТУРЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ


Домнина Т.А.

г.Певек

Перед современным обществом остро стоят проблемы нравственного воспитания, бережного отношения к памятникам истории, формирования патриотических чувств. Поэтому система воспитания и образования должна предусматривать формирование у ребенка чувств сопричастности традициям. Устное народное творчество передает характер нации, дух эпохи.

Народные песни, сказки, пословицы и поговорки, этнические игры сопровождают каждого ребенка с самого раннего детства. От того, что ребенок слышит в детстве, зависит его дальнейшее осознанное отношение к окружающему миру. В устном народном творчестве, в огромном разнообразии жанров таится большой творческий и воспитательный потенциал. С потешек и колыбельных начинается знакомство с окружающим миром, а в сказках формируется понятие добра и зла. Без привития любви и уважения к своей «малой Родине», ее культуре и традициям невозможно воспитание любви к Родине. Народные (этнические) жанры близки эмоциональной, жаждущей активной деятельности натуре ребенка. Множество мудрых пословиц и поговорок укрепляет нравственный облик народа. Приобщение детей к истокам народной культуры важно в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка.

Сказки занимают особое место в огромном многообразии жанров народного творчества. Все этнические сказки богаты неиссякаемой любовью к своему миру, своему народу, семье. Они учат ребенка добру, справедливости, честности, уважительному отношению к старшим. В сказках прослеживается поклонению человеку труда, воспевается сила взаимовыручки,  и совместной деятельности. Сказки помогают лучше понять окружающую действительность, разобраться в отношениях людей, в них большое внимание уделяется положительным чертам характера и порокам людей: высмеивается жадность, глупость, непослушание, корысть и т.д. Искусство народов учит человека ценить жизнь, быть стойким в борьбе с ложью, хитрость, злом. Сказки формируют и гендерные  понятия, нравственные ценности. Для девочек  — это красавицы, рукодельницы, умницы; для мальчиков – это смелый, сильный, честный, трудолюбивый герой. Идеал, сформированный в детстве, во многом формирует   его личность в дальнейшем. Таким образом, не ошибусь, если скажу, что каждый народ желаем своему ребенку быть честным, трудолюбивым, счастливым.

Одна из важнейших особенностей сказок – дидактизм. Сказки всех народов – всегда поучительны и назидательны. Народ делится своей мудростью с подрастающим поколением. Оптимизм, который несет в себе практически любая сказка, близок  к детской психологии и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Очень люблю работать с разделом «Устное народное творчество». Подбор материала учебника даёт практически безграничные возможности. В работе с этнической сказкой большой упор делаю на образность, которая облегчает восприятие сюжета сказки детьми.  Герои сказок - яркие, живые образы. На их примерах мне удаётся ярко показать положительные человеческие черты, такие как смелость, наблюдательность, желание помочь слабым и др.


При знакомстве детей с этническими сказками придерживаюсь следующего алгоритма:

  1. Кратко знакомлю с новыми словами, давая элементарные сведения о быте и культуре народности. При необходимости, подбираются иллюстраций изображений для определения этнического слова. Если у слова нет перевода, предполагаем, что оно могло бы обозначать, а позже возвращаемся к нему и обсуждаем его уже в контексте текста сказки, подтверждаем или отвергаем догадки. Убеждена, что какими бы маленькими не были слушатели этнической сказки, не стоит заменять слова на русские, ведь тогда теряется самобытность сказки.

  2. Знакомлю со сказкой. Для более яркого восприятия использую народную музыку, демонстрацию иллюстративного материала, показ слайдов с помощь мультимедийной техники.

  3. После прочтения провожу краткую беседу с детьми о том, что они узнали из сказки. Этим закрепляю знания о быте и культуре народности, о значении новых слов.

  4. Во время беседы  также обсуждаем, какой эпизод наиболее запомнился, почему он показался наиболее ярким. После этого предлагаю детям творческое задание: нарисовать понравившийся отрывок из сказки, или же подобрать атрибуты и разыграть драматизацию отрывка.


С учащимися своего класса мы создали проект «Народная северная сказка». Мы живем в удивительном месте – на Чукотке. Уникальная растительность и животный мир не открываются человеку невнимательному. Только понаблюдав и задумавшись, можно увидеть особенности заполярья, объяснить вроде бы очевидные вещи понятным детям языком сказки. Героями наших сказок стали животные, проживающие на Чукотке. Первым этапом дети собрали информацию об этих животных. Источниками знаний стали беседы с родителями, энциклопедии, сеть интернет. Вторым этапом мы обсудили собранные материалы и высказали мнения о том, какие из них могут быть использованы в наших сказках. Третий этап стал для нас вспоминанием того, какие особенности построения имеет народная сказка (зачин, троекратные повторы, концовка и др.).

И, наконец, четвертый этап стал непосредственно этапом сочинения сказки. Критериями для своих сказок мы выбрали:

  • простое восприятие;

  • яркий, динамичный сюжет;

  • краткость содержания.


Результат нашей работы над проектом представлен в Приложении 1.


Думаем, что представленные нами этнические сказки доступны для понимания детей, раскрывают перед ними особенности животного мира родного края. В этнических сказках легко прослеживается быт народов. Легко проследить и ремесла народностей: рыболовство, ткачество, охота и т.д.

Все сочиненные сказки мы собираем в Большую Книгу Сказок, которая, планируем, будет продолжать пополняться.

Данная книга сказок предназначена для чтения детям 5-7 лет (планируем предложить ее воспитанникам детского сада для прочтения и критической оценки), но будет она интересна и полезна и младшим школьникам.

Сказки, созданные моими учениками, служат не только развлечению, они несут познавательный смысл, развивают воображение, формируют толерантное отношение к культуре разных народов.

Весной 2016 года одну из сказок мы проиллюстрировали, озвучили и представили на региональный конкурс «Сохраним и приумножим». Результатом для нас стал диплом III степени.

Результативность такой работы, конечно, не в конкурсных победах. У ребят развивается интерес к народному устному творчеству (пословицы, поговорки, сказки и др.), развиваются творческие способности, формируется любовь и гордость к малой Родине.

Для меня, как педагога – это, безусловно, повышение уровня профессиональной компетентности в области реализации национально-регионального компонента. Это еще один урок и некоторый опыт в организации проектной деятельности детей.

Для родителей такая работа - это возможность включиться вместе с детьми в совместную исследовательскую и творческую деятельность.









Приложение 1


КАК ЛЕММИНГ БРАТА НАШЁЛ

Эта история произошла на Севере, где зимою много льда и снега, а короткое лето наряжает тундру яркими цветами и замечательными запахами. В этих местах и жил – поживал Лемминг: устраивал себе уютную норку, питался осокой, ветками ивы и ягодами. И всё было бы хорошо, если бы не был Лемминг так одинок. Никто не хотел водиться с Леммингом. А всё потому, что, хоть он и был мышью, не был он похож на своих родственников. У него на лапках были самые настоящие копытца. Надо сказать, что Леммингу они очень нравились и были просто необходимы: без них в тундре и норку не построишь, и сквозь толстый снег зимой не пробьёшься.

Однажды Лемминг подумал: «Плохо мне одному. Не найти ли мне братца?»

Пошёл лемминг по тундре брата себе искать.

Увидел Лемминг Зайца и говорит:

- Заяц, не хочешь ли ты быть моим братом, будем дружно жить, от врагов защищаться.

- Нет, Лемминг, боюсь я быть твоим братом.

- Почему? Быть моим братом совсем не страшно.

- Просто потому, что я всего боюсь.

Пригорюнился Лемминг, пошёл дальше, увидел Евражку и говорит:

- Евражка, хочешь быть моим братом?

- Братом? – удивился Евражка. – Но братья – родственники, а мы с тобой совсем не похожи. Да и оба мы маленькие, кто же нас будет защищать?

- И то верно, - согласился Лемминг.

Мимо Песец бежит.

- Привет, Лемминг! Почему ты не веселый?

- Брата себе ищу. Не хочешь ли ты стать моим братом?

- С удовольствием, Я стану тебе братом, а ты станешь мне отличным обедом, - облизнулся Песец. Понял Лемминг, что съест его Песец, шмыгнул в ближайшие заросли карликовых берёзок и был таков.

Побрёл Лемминг по тундре. Солнце согревало всё вокруг, радовались солнышку и тёплому деньку шмели и бабочки. Только Лемминг был невесел. Нашёл он куст седого ягеля, похожий на сказочный лес, забрался в него и горько заплакал.

Услышал плач Лемминга Олень.

- О чём плачешь Лемминг?

- Очень я хочу, чтобы у меня был братец, да никто не хочет быть им.

- Я могу стать братцем тебе.

- А ты не боишься быть моим братом?

- Конечно, нет.

- Но ты такой большой, а я совсем маленький.

- Я могу стать тебе старшим братом.

- Но братья должны быть похожи, а мы с тобой такие разные.

- Ну что ты, мы очень даже похожи, ведь и у тебя, и у меня есть копытца.

- Значит, ты сможешь стать мне братом?! – обрадовался Лемминг.

Так стали жить в радости и в печали два брата - маленькая тундровая мышь Лемминг и гордый Северный Олень.



ЕВРАЖКИНА СКАЗКА

В далёкой северной стране, там, где царит вечная мерзлота, среди белых медведей, оленей и росомах, в самом начале полярного лета родилась маленькая Евражка. Евражка – полярный суслик - была очень похожей на белочку: серенькая, с маленькими забавными ушками, озорными глазками, с коротким, но пушистым хвостиком. Евражка жила со своей мамой в норке, которая располагалась на холмике, заросшем пахучим багульником и брусникой.

По утрам вылезала Евражка из своей норки, вставала столбиком, чтобы посмотреть нет ли врагов рядом, и полюбоваться летней тундрой. А вокруг красота: солнце светит, травка пахнет, море блестит. Умывалась Евражка водой из холодного ручья, завтракала грибами и ягодами брусники. И бежала играть в салки со своими друзьями.

Так прошло короткое лето, наступила осень (на севере осень наступает очень рано). Евражка не успела вдоволь наиграться. Как-то утром Евражка, как обычно, весёлым призывным свистом стала звать своих друзей поиграть с ней в салки:

- Раз, два, три,

четыре, пять.

Посмотри,

моржата спят.

Хорошо им спится,

видно море снится.

Рядом умка показался,

морж ничуть не испугался,

и давай друзей будить.

Не зевай - тебе водить!

Долго звала Евражка друзей, но никто не отозвался. Побежала она по тундре, ищет, с кем бы поиграть?

Встретила Лемминга:

- Пойдём в салки играть!

- Некогда мне, к зиме готовлюсь.

- Как это, к зиме готовишься? – удивилась Евражка.

- Грибы, ягоды собираю – запасы делаю – ответил Лемминг и убежал.

Стала маленькая Евражка тоже запасы делать, да только, что не соберёт, всё тут же съедает.

Вдруг видит Евражка Пуночка летит. Обрадовалась Евражка:

- Пойдём скорее играть!

- Не могу, подружка - Евражка, к зиме готовлюсь.

- И ты к зиме готовишься? Расскажи мне, как?

- Я маленькая птичка, трудно мне на Крайнем Севере зимовать. К перелёту готовлюсь.

- А вот я не умею летать, - печально вздохнула Евражка.

Побежала дальше, видит в кустах Заяц сидит.

- Давай поиграем!

- Не могу, к зиме готовлюсь!

- А как ты к зиме готовишься?

- А вот сижу под кусточком и бурую шубку на белую меняю.

Как же захотелось Евражке белую шубку! Побежала она скорее домой к маме.

- Мама, я тоже хочу к зиме готовиться, - заплакала Евражка, - Но запасы делать у меня не получается и летать я не умею. Можно мне хотя бы белую шубку к зиме, как у Зайки!

Улыбнулась мама, прижала Евражку к себе и стала рассказывать, как они, евражки, к зиме готовятся. Слушала Евражка мамин рассказ и незаметно для себя уснула. Так узнала маленькая Евражка, что все тундровые суслики зимой спят.


ПОЧЕМУ ПОЛЯРНУЮ СОВУ НАЗЫВАЮТ СНЕЖНОЙ БАБУШКОЙ?

Всем известно, что полярная сова – самая сильная северная птица. Коренные жители Чукотки называют её снежной бабушкой. Хотите узнать почему? Ну, слушайте.

Жила – была за синими морями, за высокими сопками, в краю, где суровая зима и очень короткое лето, Мудрая Сова. Много лет жила она в этих местах и знала, как пережить длинную полярную ночь и холодную зиму. Наряжалась Сова в тёплую белую шубу из пуха и перьев, поэтому не мёрзла даже в самые сильные морозы. Несмотря на свой возраст (а была она уже старой), Сова отлично видела своими жёлтыми глазами и днём, и ночью.

Была старая Сова мудра и добра, и разные тундровые звери приходили к ней за советами.

Прибегал к Сове Песец:

- Тётушка Сова, как мне быть? Не хотят звери дружить со мной. А я так хочу с кем-нибудь подружиться.

- Много друзей у того, кто добрый. Делай добрые дела, звери заметят это, и кто-нибудь обязательно подружится с тобой.

Приходила к Сове молодая Евражка и спрашивала:

- Бабушка Сова, давно живёшь ты на свете, научи, как мне, маленькому и слабому суслику, зиму пережить?

- Подскажу тебе: всё лето гуляй, бегай по тундре, ешь грибочки-ягодки – жирок нагуливай, а зима настанет – спать ложись в свою тёплую и уютную норку. Так незаметно и весна придёт.

Прибегал к Сове Заяц:

- Трудно мне, Мудрая Сова, живётся в тундре. Научи меня, как от хищных зверей прятаться?

- А ты, Зайчишка, шубку меняй: зимой будь белым, как снежок, а летом сереньким, как камни.

Многим тундровым животным помогла старая Мудрая Сова. Советы её были полезными и нужными. За возраст, доброту и мудрость стали все животные её бабушкой величать. А за белый наряд бабушку стали называть снежной.

А Сова и не против: встанет на кочке столбиком, замрёт, ждёт, кто к ней за советом придёт. Сама вся белая, голова круглая, без ушей, как будто платком или шалью повязана. Настоящая снежная бабушка.





Используемая литература:

  1. Н.К. Андриенко, С.И. Семенака, Е.А. Тупичкина «Духовно-нравсвтенное воспитание и социальное развитие дошкольников: программы, педагогические проекты: учебно-методическое пособие – Армавир РИО АГПА, 2014 г.

  2. Батурина Г.И.. Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.. 1995

  3. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой — М.: Просвещение, 1989

  4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование.- № 8-2008




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!