СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с информацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тексты для отработки смыслового чтения. Данные тексты можно использовать для выполнения заданий: чтение и пересказ, составление вопросов к содержанию, выделение ключевых слов

Просмотр содержимого документа
«Работа с информацией»

Гости

            Серёжа сделал под окном кормушку для птиц. В морозные дни по нескольку раз мальчик кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

            Первое время к кормушке прилетали только воробьи. Но вот однажды он заметил среди них синичку. Зимняя стужа загнала её сюда.

            Новая гостья охотно посещала его столовую. Серёжа подвесил на ниточке кусочек сала. Синичка мигом догадалась, что это угощение для неё. Она зацепилась за сало лапками и стала клевать.

             Кормил Серёжа своих птиц всегда утром в одно и то же время. Воробьи это время уже ждали. Но особенно ждала завтрака синичка.









Петя помог

            Над  .кном дома  было ласточкино гн.здо. Из него выглядывали четыре птенчика.

            Вдруг   .дин птенчик  вып.л  из гн.зда. Ласточки круж.лись  над ним, п.щ.ли, а помочь не м.гли.

            Это  увидел Петя. Он поднял птенчика и п.с.дил его в гн.здо.

            Ласточки весело зачирикали и стали к.рмить св.его птенчика.







Ручная ворона

         У леса Костя увидел большую ворону. У неё было сломано крыло. Мальчик притащил ворону домой.

         Дома он нашёл большую клетку. Костя вынес клетку во двор. В клетку он поставил чашку с водой и пустил ворону.

          Ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по двору. Так она прожила всю зиму. Весной она улетела.





Бобр печку топит.

Лежит на дне озера дровяной склад. Сучья, поленья свалены в кучу. Это бобр дрова на зиму запас, для живота. Он себя вместо печки дровами топит. Огложет полено. Осинка в животе бобра греет сильнее печки. Даже в стужу из бобровой хатки парок вьётся. Бобр печку топит. (По Н. Сладкову)

ПОЛЕНО – кусок распиленного и расколотого бревна для топки.
СУЧЬЯ – боковые отростки от ствола дерева.
ХАТКА – ?
ХАТА - крестьянский (деревенский) дом на юге России.

1. Где лежит дровяной склад? На дне озера
2. Что свалено в кучу? Сучья, поленья
3. Кто это дрова на зиму запас? Бобр
4. Кого он вместо печки топит дровами? Себя
5. Что он огложет? Полено
6. Как греет осинка в животе бобра? Сильнее печки
7. Что вьётся из бобровой хатки даже в стужу? Парок
8. Что бобр топит? Печку



Как много может п..дсказать вн..мательному ч..ловеку п..в..дение ж..вотных Была(у) .дного г..олога с..бака. Самая ..быкн..ве..ая с..бака. ..днажды поз..ним веч..ром г..олог с..дел (за) ст..лом карты г..ол..гические Ра..матривал. Рядом (в) к..ляске мал..нькая доч..ка спала. (В )углу др..мала с..бака.(В)дру.. с..бака рв..нулась (с) места (с)хв..тила девоч ..ку (за) рубашку (вы)хв..тила ее (из) к..ляски и кинулась (в )дверь. Г..оло.. очень (ис)пугался. Он реш..л что с..бака взб..силась.(С) руж..ем (в )руках он (вы)б..жал (из) дома. И тут (за)тр..слась з..мля рухнул дом. Н..ч..лось з..мл..тр..сение.Так с..бака спасла св..его х..зяина и его мал..нькую доч..ку.



 Барсук.

                 Барсук – хищный зверь. Встретит лягушку или мышку             не пропустит. Но он ест и насекомых. Барсук отыскивает их в земле и вытаскивает сильными лапами с длинными когтями. Иногда добывает маленьких зайчат.

                Барсук – пример аккуратности. Возле его норы всегда чисто , нет костей, остатков еды. Даже на охоту барсук не идет, пока не наведет туалет. Обязательно чистит шкурку от земли, расправляет примятые в норе волоски.





Легенда о жаворонке.

                     Бродил по России волшебник. Устал. Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота.

                     Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить : ломоть хлеба, пара луковиц да кувшин родниковой воды.

                     Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье-бытье. Пожаловался пахарь – надоело слушать, как камни о плуг грохочут.

                   Бросил тогда волшебник в небо маленький камень. Ста камень птичкой. Защебетал в поднебесье серый жаворонок. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.





 В берлоге.

               Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал.

               Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашел большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил ее мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога – медвежье жилье.

                 Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснет медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.







 Ежик.

              Однажды дети пошли в лес летом гулять. Они нашли ежика. Ежик был очень колючий. Ребята взяли его и принесли домой.

              Саша и Маша пришли в гости к Вите. Они решили предложить ежику молока. Он испугался и убежал под ним. Маша и Саша ушли к себе домой. Витя читал книгу. Ежик осмелился , вылез из-под дивана и попил молока. Витя назвал его Колючка. Колючка прожил у Вити целое лето.

              Наступило первое сентября. Витя и  его друзья взяли Колючку и понесли в школьный живой уголок. Ребята ухаживали за ежиком: кормили его, чистили клетку. Колючке понравилось жить в школе.





 Клесты.

                  На занесенных снегом ветвях ели ползают, кувыркаются, висят  вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из желтых еловых шишек.

                  Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола. Корма малышам хватает, а холод в теплом гнезде не страшен.





 Листопад.

                  Осенью падают желтые листья с деревьев. Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья ее испаряют. Если воды мало, листья опадают.

                Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

                Воды то много да взять ее дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. Вот и начинается листопад.





Новый муравейник.

                   Муравей жил в старом пне. Пень развалился. Наступил конец лета. Муравей задумал строить новый дом.

                   Все   утро он бегал по тропинкам. Вот он спустился в ямку и выполз с большой крупинкой. Из таких крупинок муравьи строили муравейник.

                 Муравей выбрал место для жилья около  березы. Здесь он положил крупинку на землю. Муравей пополз на березу. С каждым встречным муравьем он останавливался. Теперь все муравьи побежали к ямке за крупинками. К зиме будет новый муравейник.



Прощальная песенка.

            Наступила осень. Поредела на березах листва. Сиротливо качается на дереве скворечник.

            Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха скользнула в скворечник. Скворец сел на веточку и тихонечко запел. Скоро песня кончилась. Скворчиха вылетела из скворечника.

            Птицы прощались с домиком. Скворцы еще прилетят сюда. Они полетят в дальний путь.





 Купание медвежат.

                       Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки. День был знойный. Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами. Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.

                      Мать   окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца. Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.

                     Прохладное купание  освежило медвежат.  



 Что надо дарить.

                   Попросил мышонок у Ойки подарок. Лопатку Ойке жалко, в кубики сама играет, машина нужна. Подала мышонку камень. Обиделся мышонок, пожаловался зверюшкам.

                  Наступил  Ойкин день рождения. Пришли гости. Бельчонок принес ореховую скорлупку, зайчонок – мухомор, медвежонок – гнилую шишку, а подружка Машенька – щепку. Принесли то, что самим не нужно.

                  Стыдно стало Ойке. Заплакала она. Стало всем ее жалко. Принес бельчонок орехов, зайчонок – морковки, медвежонок – меду, Маша – куклу.

                 - Буду дарить то, что самой нужно! – сказала Ойка.





Подсолнух.

В далекие времена Солнце было у людей божеством. Ему поклонялись, его восхваляли.

Каждый вечер в час заката люди смотрели на уходящее за край Земли Солнце и просили, чтобы оно появилось завтра и принесло с собой тепло и свет. Лишь один юноша, глядя на него, не произносил ни единого слова.

И однажды Солнце спросило этого юношу:

- Почему ты молчишь, почему ты нем как рыба?

- Когда я любуюсь на твой закат, у меня пропадает дар речи, - ответил юноша.

- Но ты хотел бы о чем-то попросить меня?

- Сделай так, чтобы я смог все время смотреть на тебя. Даже днем, когда ты ярко сияешь.

- Хорошо, пусть будет так,- сказало Солнце и скрылось на краю Земли.

А на следующий день, когда оно взошло вновь, юноша убедился, что может смотреть на Солнце без боли в глазах.

- Ты доволен?- спросило оно у юноши.- Может, ты хочешь чего-то еще?

- Хочу быть похожим на тебя,- дерзко ответил он.

- Я сделаю и это. Но люди не могут походить на Солнце.

И оно превратило юношу в цветок, украшенный венцом золотых лепестков.

- Когда тебе надоест быть цветком, ты отвернись от меня. Я вновь превращу тебя в человека, - сказало Солнце.

(Г. Гранова, О. Тихомиров)

Божество - Предмет обожания, преклонения



- Кем было Солнце для людей?

- Что делали люди по отношению к Солнцу? Смотрите по тексту.

- А что делал юноша?

 Что сделало Солнце в это части? Что сказало про юношу, с кем сравнило?

- Правильно.

- Что хотел сделать юноша в третьей части?

- Как сияет Солнце?

- Когда появилось Солнце в четвертой части?

- Что сделал юноша? Как он мог смотреть на Солнце?

- Что еще он попросил у Солнца?

- Что сделало Солнце с юношей в пятой части?

- Кем стал юноша? Как стал выглядеть?





Алёшина яблоня.

        Перед самой войной посадил Алёша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алёши – Марфа щедро угощала всех яблоками.

      Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоньку. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

      Как была рада бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!


Фронт – боевое расположение войск.

     Угощать- с радушием дать, предложить что-нибудь

     Щедро - бескорыстно, не скупясь.

          Выдалась-случилась.



 о чём этот рассказ? 

о какой войне идёт речь в рассказе? 

Что случилось с Алёшей? 

Медаль за отвагу

Это случилось летом. Игорь Кугай и его друг играли во дворе в шашки.              

Вдруг мальчики увидели дым из окна соседнего дома.  Игорь забрался на подоконник, ногой разбил стекло и спрыгнул в комнату. Комната была полна дыма. Горел шкаф. Плакали и кричали дети. Игорь вытащил из угла комнаты Лёню. В коридоре он нашёл Сашу. Игорь попробовал открыть дверь, но она не поддавалась. Тогда он подвел малышей к окну и помог им вылезти. К дому уже подъезжала пожарная машина.  

В двенадцать лет Игорь Кугай получил медаль «За отвагу на пожаре».


Зяблик с колечком.

(По Н. Сладкову.)


Осенью птицы в теплые края летят.

Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.

Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)



Анализ.

Что можно узнать по надписи на кольце? В какое время суток летят зяблики на юг? Какой враг летит вдогонку? Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План:

    1.К югу.

   2. Когда летят зяблики?

               3. Что делают они днем?

              4. Что сделали с пойманной птичкой?

              5. Зачем окольцованную птицу отпустили?

Вороны и чайка.

(Из газеты «Известия».)

Город Сочи стоит на берегу моря.

Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.

Люди с изумлением следили за поведением птиц. (91 слово.)

Орфография: падежные окончания существительных; слова из «Словарика» (интересный, однажды, электрический); проверяемые безударные гласные.

Анализ и подготовка к составлению плана.

 Почему люди с изумлением следили за птицами? Почему чайка самостоятельно не могла найти дорогу к морю? Как догадались о ее беде вороны? Где было дерево с их гнездом? (На аллее.) В каком падеже встретится еще раз слово аллея? О ком говорится в самом начале и конце заметки? 





Пчела из пластмассы.

(Из сборника «Хочу все знать».)

Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям. Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.

Орфография: наиболее употребительные наречия; безударные окончания глаголов 3-го лица; окончания прилагательных.

Анализ. Почему пчелы этого улья собирают теперь мед быстрее, чем раньше? Как пчелы узнают о новых медоносных полях? (Объяснить слова медоносные, нектар.) Чем может помочь искусственная пчела? Как вы понимаете слово телекоманда'} Какие движения выполняет пчелка из пластмассы по команде издалека? 



СЕМЬЯ МЕДВЕДЕЙ. 
Г. СкребицкийОтрывок из рассказа «Домик в лесу». 
На берегу разгуливала семья медведей: медведица и два медвежонка. 

Они что-то подбирали с земли и ели. 
Потом медвежата начали возню. Они кувыркались и боролись друг с другом. 
Вдруг медвежата подбежали к берегу, залезли в лодку и стали её раскачивать. 
Они возились до тех пор, пока не свалились в воду. 
Старая медведица уселась на берегу и следила за детворой. 
На берегу разгуливала семья медведей: медведица и два медвежонка. Они что-то подбирали и ели. Потом медвежата начали возню. Они кувыркались и боролись друг с другом. Вдруг медвежата подбежали к берегу, залезли в лодку и стали её раскачивать. Они возились до тех пор, пока не свалились в воду. Старая медведица уселась на берегу и следила за детворой. 

Вопросы плана. 
1.Что делала семья медведей на берегу? (разгуливала, подбирали)2.Что затеяли медвежата? (кувыркались, боролись)3. Куда медвежата забрались? Что они стали делать? (подбежали, залезли, стали раскачивать, возились, не свалились )4.Чем была занята медведица? (уселась, следила) 





Спас друга.

Костя и Саша возвращались из школы. Костя уговорил друга идти через речку. Саша сомневался. Наступила весна. Лёд таял. Костя убедил товарища. Мальчики пошли по льду. Костя побежал вперёд. Хрупкий лёд треснул. Мальчик очутился в воде. Он хватался за тонкую кромочку льда. Лёд крошился. Бежать за помощью было далеко. Саша осторожно пополз по льду к другу. Он вытащил товарища на берег.

Вопросы по тексту.

Кто из друзей был более рассудительным?

Почему весной опасно ходить по льду?

В какую беду попал Костя?

Как можно назвать Сашу? А Костю?



1. Опасная затея. 
Уговорил, сомневался, убедил. 
2. Костя попал в беду. 
Треснул, очутился, хватался 
Как Саша спас друга. 
За помощью, осторожно, пополз 



Полоски

Тигрица пекла пирог. Мука летела во все стороны. У стола сидел тигренок. Мать посмотрела на него и удивилась.  Тигренок был белый и без полос. Малыш горько заплакал и побежал искать свои полосы. На улице он встретил зебру. Тигрёнок замер от удивления. Какая она полосатая! Зебра лизнула тигренка. На шкуре появилась тёмная полоска. Она лизнула ещё раз. Вот и полоски! Тигренок засмеялся. Спасибо, зебра!

Работа над текстом 
Почему мама – тигрица не увидела полос на своём сыне?Почему малыш растроился?Почему зебра вызвала удивление у тигренка?Как зебра помогла малышу?Был ли тигренок вежливым? 

ПЛАН: Пропавшие полоски. Огорчение тигрёнка. Встреча с зеброй. Радость тигренка. 



Солнечная капля.

 Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками.  Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили звонко и радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё вокруг изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями. Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

---------------------------------------------------------------

План.

  1. Сосулька плачет.

  2. Воробьи радуются весне.

  3. Всё вокруг изменилось.

  4. Весь мир осветила крохотная капля.

_____________________________

Ребята отправились с лесником в лес убирать хворост. Он остался от зимней рубки леса.

Хорошо в эту пору в лесу! Лес казался прозрачным. Он умылся весенней водой. Ветки осин украшались длинными серёжками. Зазеленели молодые берёзки.

Мальчики добрались до вырубки. На краю вырубки была большая куча хвороста. Вдруг что-то захлопало, зашумело. Из хвороста вылетела большая пёстрая птица. Внизу было гнездо. Там лежали крупные светлые яйца.

Лесник поправил гнездо и повёл ребят на другой конец вырубки. Пусть птица выводит птенцов!

(По Г. Скребицкому)

Лесник – работник лесного хозяйства.

Вырубка – место, где вырублен, повален лес.

Хворост – сухие отпавшие ветки деревьев, высохшие тонкие сучья и стволы. Сухой хворост хорошо горит.

Выберите заголовок, который подходит к этому тексту:

В лесу.

Птица.

Пусть птица выводит птенцов!









Щедрое дерево

Жила в лесу дикая яблоня.

И любила яблоня маленького мальчика.

 И мальчик каждый день прибегал к яблоне,

 Собирал падавшие с нее листья,
Плел из них венок, надевал его, как корону

И играл в лесного короля.

Он взбирался по стволу яблони

И качался на ее ветках.

А потом они играли в прятки,

И когда мальчик уставал,
Он засыпал в тени ее ветвей.

И яблоня была счастлива


Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще

Яблоня коротала дни в одиночестве.
Как то раз пришел мальчик к яблоне.
И яблоня сказала:

- Иди сюда , мальчик, покачайся

На моих ветках, поешь моих яблок,
поиграй со мной, и нам будет хорошо!

- Я слишком взрослый, чтобы лазить

 По деревьям, - ответил мальчик.-
Мне хотелось бы других развлечений.
Но на это нужны деньги, а разве ты

Можешь мне дать их?
- Я бы рада,- вздохнула яблоня,-

Но у меня нет денег,

Одни только листья и яблоки.

Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда

У тебя будут деньги. И ты будешь счастлив!
И мальчик полез на яблоню

И сорвал все яблоки, и унес их с собой.
И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил,

И яблоня опять загрустила.

И когда однажды мальчик пришел,
яблоня так и задрожала от радости.
- Иди скорей сюда, малыш!- воскликнула

она. Покачайся на моих ветках,

и нам будет хорошо!

- У меня слишком много забот,

Чтобы лазить по деревьям,-

ответил мальчик.-
Мне хотелось бы иметь семью, завести детей.
Но для этого нужен дом, а у меня нет дома.

Ты можешь дать мне дом?

-Я бы рада,- вздохнула яблоня, -

Но у меня нет дома. Мой дом –вот мой лес.
Но зато у меня есть ветки.

Сруби их и построй себе дом.

И ты будешь счастлив.

И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой,

И построил себе дом.

И яблоня была счастлива.


После этого мальчик долго-долго не приходил.
А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

- Иди сюда, мальчик, - прошептала она, -

Поиграй со мной.

- Я уже слишком стар , мне грустно

И не до игр, - ответил мальчик. –

Я хотел бы построить лодку

И уплыть на ней далеко-далеко.

Но разве ты можешь мне дать лодку?

- Спили мой ствол и сделай себе лодку,-

Сказала яблоня,-

И ты сможешь уплыть на ней далеко- далеко.

И ты будешь счастливым.

 И тогда мальчик спилил ствол,

И сделал из него лодку,

И уплыл далеко-далеко.

И яблоня была счастлива.


…Хоть в это и нелегко поверить.

Прошло много времени.

И мальчик снова пришел к яблоне.

- Прости, мальчик, вздохнула яблоня.-

Но я больше не могу тебе дать.

Нет у меня яблок…

- На что яблоки?- ответил мальчик.-

У меня почти не осталось зубов.

- У меня не осталось ветвей, - сказала

Яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них.

- Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, -

Ответил мальчик.

- У меня не осталось ствола, - сказала

Яблоня,-

И тебе не по чему больше взбираться вверх.

- Я слишком устал, чтобы взбираться вверх.-

Ответил мальчик.

Прости,- вздохнула яблоня,-

Мне бы очень хотелось дать тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось.

Я теперь только старый пень. Прости…

- А мне теперь много и не нужно, - ответил

Мальчик. – мне бы теперь только тихое и

Спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть.

Я очень устал.

- Ну что ж, - сказала яблоня,-

Старый пень для этого как раз и годится.

Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал.

И яблоня была счастлива.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!