СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с художественным текстом на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены виды чтения, формы работы на разных этапах изучения художественного текста.

Просмотр содержимого документа
«Работа с художественным текстом на уроках литературы»

С большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим Скажи мне- и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня- и я научусь Китайская пословица

С большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим

Скажи мне- и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня- и я научусь

Китайская пословица

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов».   Марина Цветаева   «Текст меня не слышит никогда, а я его не слышу, если не имею филологической подготовки».   М. Л. Гаспаров
  • «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов». Марина Цветаева «Текст меня не слышит никогда, а я его не слышу, если не имею филологической подготовки». М. Л. Гаспаров
 На каждой возрастной ступени развития ребенка складывается определенный психофизический уровень, от которого во многом зависят структура и функциональные возможности будущей личности. Из «естественного нечитателя» ребенок может превратиться в функционально неграмотного человека, не способного критически воспринимать информацию и применять ее в практической деятельности.
  • На каждой возрастной ступени развития ребенка складывается определенный психофизический уровень, от которого во многом зависят структура и функциональные возможности будущей личности. Из «естественного нечитателя» ребенок может превратиться в функционально неграмотного человека, не способного критически воспринимать информацию и применять ее в практической деятельности.
 Виды чтения Изучающее Ознакомительное Просмотровое

Виды чтения

Изучающее

Ознакомительное

Просмотровое

 Несплошной текст Задание : сформулируйте 3 задания: - на умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)    - на умение интегрировать и интерпретировать информацию  (Когда был в Москве человек, купивший билет? )    - на умение осмыслить и оценить информацию  (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)  

Несплошной текст

  • Задание : сформулируйте 3 задания:

- на умение найти и извлечь информацию

(Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)

 

- на умение интегрировать и интерпретировать информацию

(Когда был в Москве человек, купивший билет? )

  - на умение осмыслить и оценить информацию

(На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)

 

 1.Поскольку современные школьники, как известно, читают неохотно, если читают вообще, остро стоит вопрос мотивации к чтению. Здесь я часто пользуюсь приемом незабвенной Шахразады (Шахерезады). Рассказываю детям о книге, останавливаясь на самом интересном месте. Или нарочно упускаю какую-либо деталь, дети замечают это и хотят узнать, чего не хватает. Без заинтересованности очень сложно организовать работу на уроке. 2.Чтобы заинтересовать учащихся ,вызвать интерес к чтению использую фрагменты художественных текстов, составляя к ним проблемные вопросы, требующие прочтение всего текста. ( Работа с фрагментом текста из рассказа В. Быкова « Маникюр»)
  • 1.Поскольку современные школьники, как известно, читают неохотно, если читают вообще, остро стоит вопрос мотивации к чтению. Здесь я часто пользуюсь приемом незабвенной Шахразады (Шахерезады). Рассказываю детям о книге, останавливаясь на самом интересном месте. Или нарочно упускаю какую-либо деталь, дети замечают это и хотят узнать, чего не хватает. Без заинтересованности очень сложно организовать работу на уроке.
  • 2.Чтобы заинтересовать учащихся ,вызвать интерес к чтению использую фрагменты художественных текстов, составляя к ним проблемные вопросы, требующие прочтение всего текста. ( Работа с фрагментом текста из рассказа В. Быкова « Маникюр»)
Фазы прочтения текста ПРЕДЧТЕНИЕ ЧТЕНИЕ это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла: ПОСТЧТЕНИЕ  - просмотр извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста установление значений - упорядочивание -классификация это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления .  слов -объяснение суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы  воспроизведение и пересказ.

Фазы прочтения текста

ПРЕДЧТЕНИЕ

ЧТЕНИЕ

это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла:

ПОСТЧТЕНИЕ

- просмотр

извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста

  • установление значений

- упорядочивание -классификация

это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления .

слов

-объяснение суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами

  • нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы
  • воспроизведение и пересказ.
 1.  Предчтение  Формы работы 11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!» Мозговой штурм. Поставь проблему. Предложи решение. Рассечение вопроса. Прогноз и впечатления .

1. Предчтение

Формы работы

11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!»

  • Мозговой штурм.
  • Поставь проблему. Предложи решение.
  • Рассечение вопроса.
  • Прогноз и впечатления .
Вопросы к игре (мозговой штурм) Задание: Чьи эти слова: «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» На что мне совесть? Я – не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…». «Все люди на земле лишние…» «Во что веришь, то и есть…» «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» «Христос всех жалел и нам велел». «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…» 10. «Что такое правда? Человек – вот правда!» 11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»  12. «Все сказки». После проведения игры – выход на тему урока.          

Вопросы к игре (мозговой штурм)

Задание: Чьи эти слова:

  • «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
  • На что мне совесть? Я – не богатый!»
  • «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…».
  • «Все люди на земле лишние…»
  • «Во что веришь, то и есть…»
  • «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
  • «Христос всех жалел и нам велел».
  • «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»

10. «Что такое правда? Человек – вот правда!»

11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

12. «Все сказки».

После проведения игры – выход на тему урока.

 

 

 

 

 

 2) Поставь проблему. Предложи  решение.    11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе». Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.

2) Поставь проблему. Предложи решение.

  • 11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе».
  • Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.
Прием « Дерево предсказаний » На « стрелочках »  – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Прием « Дерево предсказаний »

На « стрелочках » – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

2. Чтение Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1.Стратегии ТРКМЧП- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками) 2. Чтение с вопросами   Текстовая деятельность 4. Ментальная карта

2. Чтение

  • Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

1.Стратегии ТРКМЧП- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

2. Чтение с вопросами

 

Текстовая деятельность

4. Ментальная карта

Чтение с остановками  Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой. Текст не должен быть знаком учащимся. Текст заранее делится на части. Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).

Чтение с остановками

Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой.

  • Текст не должен быть знаком учащимся.
  • Текст заранее делится на части.
  • Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).

  • 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»

Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».

 

 

 

 

 

 

 

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)

Диалог с текстом   Текст нередко содержит в себе скрытые вопросы. А когда вопрос возник, мы начинаем рассуждать, выдвигать гипотезы, нам, естественно, хочется узнать, правы ли мы – возникает интерес к чтению. Диалог с текстом – чтение, которое прерывается вопросами, возникающими по ходу. Для такой работы подойдет не всякий текст, а лишь тот, который содержит какую-то загадку. Например, авторы задачника-практикума по литературе предлагают попробовать построить диалог с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек» ( Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Концевая Л. А., ШаповалС. А. Литература. Задачник-практикум 8–11 классы. М. АСТ «Астрель», 2004):

Диалог с текстом Текст нередко содержит в себе скрытые вопросы. А когда вопрос возник, мы начинаем рассуждать, выдвигать гипотезы, нам, естественно, хочется узнать, правы ли мы – возникает интерес к чтению. Диалог с текстом – чтение, которое прерывается вопросами, возникающими по ходу. Для такой работы подойдет не всякий текст, а лишь тот, который содержит какую-то загадку. Например, авторы задачника-практикума по литературе предлагают попробовать построить диалог с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек» ( Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Концевая Л. А., ШаповалС. А. Литература. Задачник-практикум 8–11 классы. М. АСТ «Астрель», 2004):

Приём «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание:

Приём «Чтение в кружок»

  • Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
  • Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
3.Постчтение Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.  -синквейн кубик Блума (ромашка) Методика «Где ответ?»

3.Постчтение

Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

-синквейн

  • кубик Блума (ромашка)
  • Методика «Где ответ?»

Осмысление (через синквейн) Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.  1.Тема (одно существительное)  2. Описание темы (два прилагательных или причастия  3. Характеристика темы (три глагола)  4. Отношение к теме (фраза из четырех слов)  5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. 

Осмысление (через синквейн)

Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн. 1.Тема (одно существительное) 2. Описание темы (два прилагательных или причастия 3. Характеристика темы (три глагола) 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов) 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы. 

      3)                     3) Чтение про себя с вопросами  Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы .    «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? 1.Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?) Объясните, почему...?  Почему вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если Что, если ... Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? 2.Что? 3. Когда? 4. Как звать ...? 5. Было ли ...?

3) 3) Чтение про себя с вопросами Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы .

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...?

1.Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)

  • Объясните, почему...?
  • Почему вы думаете ...?
  • Почему вы считаете ...?
  • В чём различие ...?
  • Предположите, что будет, если
  • Что, если ...
  • Может ...?
  • Будет ...?
  • Мог ли ...?
  • Согласны ли вы ...?
  • Верно ли ...?

2.Что?

3. Когда?

4. Как звать ...?

5. Было ли ...?

Эссе   П розаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета . Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.

Эссе

  • П розаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета .
  • Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.
Признаки эссе Небольшой объем Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка Свободная композиция Непринужденность повествования Склонность к парадоксам Внутреннее смысловое единство Ориентация на разговорную речь

Признаки эссе

  • Небольшой объем
  • Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка
  • Свободная композиция
  • Непринужденность повествования
  • Склонность к парадоксам
  • Внутреннее смысловое единство
  • Ориентация на разговорную речь
10-минутное эссе . После общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.  5-минутное эссе . Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Поэтому учащимся можно предложить два пункта: 1) написать, что они узнали по новой теме; 2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
  • 10-минутное эссе . После общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.

  • 5-минутное эссе . Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!