С большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим
Скажи мне- и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня- и я научусь
Китайская пословица
- «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов». Марина Цветаева «Текст меня не слышит никогда, а я его не слышу, если не имею филологической подготовки». М. Л. Гаспаров
- На каждой возрастной ступени развития ребенка складывается определенный психофизический уровень, от которого во многом зависят структура и функциональные возможности будущей личности. Из «естественного нечитателя» ребенок может превратиться в функционально неграмотного человека, не способного критически воспринимать информацию и применять ее в практической деятельности.
Виды чтения
Изучающее
Ознакомительное
Просмотровое
Несплошной текст
- Задание : сформулируйте 3 задания:
- на умение найти и извлечь информацию
(Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)
- на умение интегрировать и интерпретировать информацию
(Когда был в Москве человек, купивший билет? )
- на умение осмыслить и оценить информацию
(На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет? Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)
- 1.Поскольку современные школьники, как известно, читают неохотно, если читают вообще, остро стоит вопрос мотивации к чтению. Здесь я часто пользуюсь приемом незабвенной Шахразады (Шахерезады). Рассказываю детям о книге, останавливаясь на самом интересном месте. Или нарочно упускаю какую-либо деталь, дети замечают это и хотят узнать, чего не хватает. Без заинтересованности очень сложно организовать работу на уроке.
- 2.Чтобы заинтересовать учащихся ,вызвать интерес к чтению использую фрагменты художественных текстов, составляя к ним проблемные вопросы, требующие прочтение всего текста. ( Работа с фрагментом текста из рассказа В. Быкова « Маникюр»)
Фазы прочтения текста
ПРЕДЧТЕНИЕ
ЧТЕНИЕ
это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла:
ПОСТЧТЕНИЕ
- просмотр
извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста
- упорядочивание -классификация
это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления .
слов
-объяснение суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами
- нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы
- воспроизведение и пересказ.
1. Предчтение
Формы работы
11 класс. Тема урока «Три правды в пьесе А.М.Горького «На дне». Игра «Угадай-ка!»
- Мозговой штурм.
- Поставь проблему. Предложи решение.
- Рассечение вопроса.
- Прогноз и впечатления .
Вопросы к игре (мозговой штурм)
Задание: Чьи эти слова:
- «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…»
- На что мне совесть? Я – не богатый!»
- «Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
- «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…».
- «Все люди на земле лишние…»
- «Во что веришь, то и есть…»
- «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
- «Христос всех жалел и нам велел».
- «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
10. «Что такое правда? Человек – вот правда!»
11. «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
12. «Все сказки».
После проведения игры – выход на тему урока.
2) Поставь проблему. Предложи решение.
- 11 класс. Тема урока: «Символизм в русской литературе».
- Задание: по названию урока сформулируйте проблему. Предложите своё решение.
Прием « Дерево предсказаний »
На « стрелочках » – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
2. Чтение
- Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
1.Стратегии ТРКМЧП- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)
2. Чтение с вопросами
Текстовая деятельность
4. Ментальная карта
Чтение с остановками
Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой.
- Текст не должен быть знаком учащимся.
- Текст заранее делится на части.
- Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).
- 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель»
Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту?
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками)
Диалог с текстом Текст нередко содержит в себе скрытые вопросы. А когда вопрос возник, мы начинаем рассуждать, выдвигать гипотезы, нам, естественно, хочется узнать, правы ли мы – возникает интерес к чтению. Диалог с текстом – чтение, которое прерывается вопросами, возникающими по ходу. Для такой работы подойдет не всякий текст, а лишь тот, который содержит какую-то загадку. Например, авторы задачника-практикума по литературе предлагают попробовать построить диалог с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек» ( Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Концевая Л. А., ШаповалС. А. Литература. Задачник-практикум 8–11 классы. М. АСТ «Астрель», 2004):
Приём «Чтение в кружок»
- Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
- Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
3.Постчтение
Цель: достижение понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
-синквейн
- кубик Блума (ромашка)
- Методика «Где ответ?»
Осмысление (через синквейн)
Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн. 1.Тема (одно существительное) 2. Описание темы (два прилагательных или причастия 3. Характеристика темы (три глагола) 4. Отношение к теме (фраза из четырех слов) 5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
3) 3) Чтение про себя с вопросами Цель: научить вдумчиво читать текст, задавать вопросы .
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...?
1.Кто? (Кто автор рассказа «Злоумышленник»?)
- Объясните, почему...?
- Почему вы думаете ...?
- Почему вы считаете ...?
- В чём различие ...?
- Предположите, что будет, если
- Что, если ...
- Может ...?
- Будет ...?
- Мог ли ...?
- Согласны ли вы ...?
- Верно ли ...?
2.Что?
3. Когда?
4. Как звать ...?
5. Было ли ...?
Эссе
- П розаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета .
- Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы.
Признаки эссе
- Небольшой объем
- Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка
- Свободная композиция
- Непринужденность повествования
- Склонность к парадоксам
- Внутреннее смысловое единство
- Ориентация на разговорную речь
- 10-минутное эссе . После общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять . При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.
- 5-минутное эссе . Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.