СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках биологии»

К оровина Вера Эдуардовна,

учитель биологии и географии

ГОУ ЛНР «Кировская средняя школа №3»









РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и  реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. В своей работе я придерживаюсь на протяжении своей педагогической деятельности следующей системы.

Первым этапом является выявление   детей, проявляющих интерес и высокую активность при изучении биологии. Деятельность учителя должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что большинство учащихся обладают той или иной талантливостью. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства и не потерять цепочку преемственности в среднем и старшем звене школы. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех школах имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. У меня имеется свой банк данных, который ежегодно пополняется учащимися 5 класса, пришедшими из начальной школы.

Вторым этапом является помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Годы работы в школе меня привели к убеждению, что только широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого на своих уроках максимально стараюсь учитывать индивидуальные способности и интересы учащихся. Практикую изучение программного материала по индивидуальной траектории, под которой подразумеваю углублённое изучение отдельных тем учащимися, которые проявляют особый интерес к предмету. Результатами такого подхода являются научно-исследовательские проекты учащихся и участие в научно-исследовательских проектах.

Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. Для этого мои воспитанники принимают участие  в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах.

В своей педагогической деятельности стараюсь

Проект озеленения и декоративного оформления кабинета



использовать современные педагогические технологии. Одна из них - технология развития критического мышления. Эта технология помогает мне во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения. Применение элементов технологии развития критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.

Работая с одаренными детьми на уроках биологии, я организую и активизирую самостоятельную познавательную деятельность учащихся, ориентирую их на получение знаний на частично-поисковом и творческом уровнях. Уделяя особое внимание творческому развитию учащихся, предлагаю им, проблемные вопросы и задания, заставляющие активно работать мысль, стимулировать познавательную потребность, которая проявляется в стремлении постоянно задавать вопросы, желании что-то изучать (например, поведение животных, жизнедеятельность растений), придумывать собственные методики исследования и применять их на практике, прогнозировать результаты. Нужно учесть, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ.

В ходе работы с одаренными детьми, акцентирую внимание на теоретической важности и практической значимости изучаемого материала, делаю упор именно на практическую часть, предлагаю перенести уже имеющиеся знания в новую нестандартную ситуацию. Проводим обсуждение на уроках биологии интересных и новых фактов, связанных с новыми биотехнологиями и биологическими открытиями, так как это способствует стремлению к познанию неизвестного, чтению дополнительной литературы, рождению новых оригинальных идей.

Основная задача учителя, работающего с одаренными детьми, постоянно организовывать работу, направленную на развитие творческого мышления, включая в учебную деятельность решение различных видов развивающих заданий.

Вот примеры некоторых заданий, которые я использую для развития одаренности учащихся при обучении биологии:

Задания на нахождение закономерностей:

а) найти в окружающей действительности и нарисовать объекты с одной осью симметрии;

б) подумать, что общее имеют: Млечный Путь, морская раковина, горный баран, последовательность чисел 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4.... и т. д.? (последовательность чисел описывает спираль). Попробовать найти примеры спиралей в природе и технике.

в) дорисовать вторую половину рисунка: частей тела, органов животного, растения и т. д.

Задания на конструирование. Например, сконструировать из бумаги или пластилина изображения животных или растений, схему цикла развития животных и т. д.

Задания на нахождение аналогий. Например, найти технические объекты, делая которые, люди пользовались аналогиями с живой природой.

Задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.

Задания на классификацию, нахождение сходств и различий при изучении объектов.

Таким образом, виды деятельности по развитию одаренности довольно разнообразны и хорошо, если они будут сочетаться между собой.

Подводя итог ко всему вышесказанному необходимо отметить, что одаренные дети – это особый мир детства, и задача педагогов понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум своего опыта и знаний, используя разные виды деятельности, но главное помнить, что обычные «мерки» к ним не подходят. Необходимо знать природу одаренности и стимулировать ее проявление. Целостный подход к одаренному ребенку как к личности позволит максимально реализовать его дар.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!