СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация  российской системы образования, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентностного  подхода,  введение новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»


Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО


Дохтова Э.Д.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МКОУ»Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»




















г.Усть – Джегута, 2016 год

Модернизация  российской системы образования, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентностного  подхода,  введение новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.

Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня подрастающего поколения.

Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа»   обозначила начало  формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной  задачей  тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих  нестандартным  мышлением,  склонных к научным исследованиям,  тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации, на мой взгляд, становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, я вижу решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Работа с одаренными детьми должна быть одним из приоритетных направлений и в  нашей гимназии. Думаю, именно данная проблема стала темой моего доклада «Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»




Основные формы работы и поддержки одаренных детей

Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся - обеспечение  оптимальных условий их обучения и развития.

Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая)

  • организация факультативных и кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;

  • работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных

форм работы на уроке);

  • проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках;

  • поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;

  • участие в акции «Я - гражданин России»; научно-практической конференции «Шаг в будущее»;

  • проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста, развитию креативности;

  • психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;

  • консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.


Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие считаю одним из важнейших аспектов в своей работе. В работе по развитию детской одарённости по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты: работа на уроках - дифференцированный подход; проблемное обучение; проектная деятельность; развитие критического мышления; работа в группах; применение педагогических технологий.

Во внеурочной деятельности немаловажным в работе с высокомотивированными и одарёнными учащимися, на мой взгляд, является подготовка к проводимым творческим и интеллектуальным конкурсам различных уровней: федерального, регионального, муниципального, школьного. Так, мои воспитанники с огромным желанием участвовали в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» и во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе, организованной центром проведения олимпиад ФГОСТЕСТ».

В рамках реализации программы «Одарённые дети» с 2013 года в нашей гимназии успешно осуществляется научно-исследовательская деятельность учащихся под непосредственным руководством педагогов-исследователей. В гимназии продуктивно работает научное сообщество, куда входят и мои воспитанники. Их деятельность выходит за рамки гимназии: учащиеся принимают участие и имеют хорошие результаты на районном, республиканском, всероссийском уровнях, что, несомненно, способствует развитию и реализации творческого потенциала учащихся. Темы научных исследований носят различный характер: предметный, общепредметный, исследовательский, творческий. В 2014-2015 учебном году в номинации «Историко-культурная» стали победителями Дедова Елизавета (5 класс) и Петренко Глеб (10 класс); в 2015-2016- Гаврилова Александра (10 класс) в номинации «Русский язык».

Работу с одаренными детьми по русскому языку и литературе провожу в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий. Мною разработаны памятки по технологии обучения и рекомендации по написанию исследовательских работ. Оформила тематическую папку «Работа с одарёнными детьми». В 2016 году, участвуя во Всероссийском проекте «Публикация статей об одарённых детях и их наставниках», мною создан банк данных способных и одарённых детей.

С 2013 года сотрудничаю с «Центром дополнительного образования детей» Карачаево-Черкесской республики; научным сообществом молодых исследователей «Шаг в будущее» Карачаево-Черкесской республики; всероссийским «Центром поддержки талантливой молодежи»; всероссийским центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея»; Всероссийским центром проведения олимпиад «ФГОСТЕСТ».

Так же во внеурочной деятельности актуальными для учащихся считаю олимпиады, позволяющие выявить способных и одарённых детей. Отрадно отметить, что с 2013 года по инициативе Главы Карачаево-Черкесской республики Темрезова Р.Б. для поддержки талантливой молодёжи проводится Республиканская телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умники и умницы Карачаево-Черкесии». Во всех трёх турах олимпиады мои воспитанники приняли участие. Дотдаев Герий и Кизилбекова Камила стали призёрами, а Копсергенов Сагид и Батчаев Таулан- финалистами.

Помимо интеллектуального направления в своей работе использую и творческое направление, реализуя его через открытые уроки и внеклассные мероприятия: конкурсы чтецов, стихотворения собственного сочинения, конкурсы сочинений, международная дистанционная олимпиада по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок». Безусловно, это способствует созданию ситуации успеха, раскрытию творческих способностей.

Для выхода учеников гимназии на более высокий уровень, особое значение придаю их участию в конкурсах различного уровня. Ребята получают возможность проявить свои таланты за пределами гимназии, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.

Узденова Асият, моя выпускница 2015 года, стала победителем в республиканском конкурсе сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне, посвящённого 70-летию Победы.


Очень радует своими успехами моя воспитанница, ученица 6 класса Дедова Елизавета. Она неоднократно принимала участие в различных конкурсах чтецов

и являлась победителем в 2014,2015 году, а в 2016 году заняла 2 место во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика-2016» (муниципальный этап); 1 место в районном конкурсе чтецов «Мама всех дороже, по-другому быть не может!», посвящённом Году матери и ребёнка в КЧР; 1 место в городском конкурсе чтецов, посвящённом Дню Победы. Такие конкурсы позволяют Дедовой Елизавете в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал.


С целью стимулирования интереса к предмету практикую участие детей и в конкурсах собственного сочинения стихотворений, эссе.

Этому способствует и проведение недели русского языка, в рамках которых одарённые учащиеся проявляют способности, участвуя в выставках творческих работ; в викторинах по русскому языку и литературе, формирующие определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивающие объём знаний и расширяющие кругозор.



























В числе самых значимых проблем в гимназии по работе с одаренными детьми являются следующие: 

  • отсутствие научного руководителя в школе; 

  • отсутствие возможности обмена опытом; 

обобщение опыта работы с одаренными детьми. 



Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Я считаю, что организация работы с одарёнными детьми как направление внеурочной работы является важным способом формирования и развития ключевых компетенций учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность детям развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, а значит, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. 

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, создать «развивающую среду», в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!