Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО
Дохтова Э.Д.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МКОУ»Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
г.Усть – Джегута, 2016 год
Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.
Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня подрастающего поколения.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации, на мой взгляд, становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, я вижу решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.
Работа с одаренными детьми должна быть одним из приоритетных направлений и в нашей гимназии. Думаю, именно данная проблема стала темой моего доклада «Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС ООО»
Основные формы работы и поддержки одаренных детей
Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.
Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая)
организация факультативных и кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;
работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных
форм работы на уроке);
проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках;
поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;
участие в акции «Я - гражданин России»; научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста, развитию креативности;
психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;
консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.
Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие считаю одним из важнейших аспектов в своей работе. В работе по развитию детской одарённости по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты: работа на уроках - дифференцированный подход; проблемное обучение; проектная деятельность; развитие критического мышления; работа в группах; применение педагогических технологий.
Во внеурочной деятельности немаловажным в работе с высокомотивированными и одарёнными учащимися, на мой взгляд, является подготовка к проводимым творческим и интеллектуальным конкурсам различных уровней: федерального, регионального, муниципального, школьного. Так, мои воспитанники с огромным желанием участвовали в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок» и во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе, организованной центром проведения олимпиад ФГОСТЕСТ».
В рамках реализации программы «Одарённые дети» с 2013 года в нашей гимназии успешно осуществляется научно-исследовательская деятельность учащихся под непосредственным руководством педагогов-исследователей. В гимназии продуктивно работает научное сообщество, куда входят и мои воспитанники. Их деятельность выходит за рамки гимназии: учащиеся принимают участие и имеют хорошие результаты на районном, республиканском, всероссийском уровнях, что, несомненно, способствует развитию и реализации творческого потенциала учащихся. Темы научных исследований носят различный характер: предметный, общепредметный, исследовательский, творческий. В 2014-2015 учебном году в номинации «Историко-культурная» стали победителями Дедова Елизавета (5 класс) и Петренко Глеб (10 класс); в 2015-2016- Гаврилова Александра (10 класс) в номинации «Русский язык».
Работу с одаренными детьми по русскому языку и литературе провожу в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий. Мною разработаны памятки по технологии обучения и рекомендации по написанию исследовательских работ. Оформила тематическую папку «Работа с одарёнными детьми». В 2016 году, участвуя во Всероссийском проекте «Публикация статей об одарённых детях и их наставниках», мною создан банк данных способных и одарённых детей.
С 2013 года сотрудничаю с «Центром дополнительного образования детей» Карачаево-Черкесской республики; научным сообществом молодых исследователей «Шаг в будущее» Карачаево-Черкесской республики; всероссийским «Центром поддержки талантливой молодежи»; всероссийским центром гражданских и молодёжных инициатив «Идея»; Всероссийским центром проведения олимпиад «ФГОСТЕСТ».
Так же во внеурочной деятельности актуальными для учащихся считаю олимпиады, позволяющие выявить способных и одарённых детей. Отрадно отметить, что с 2013 года по инициативе Главы Карачаево-Черкесской республики Темрезова Р.Б. для поддержки талантливой молодёжи проводится Республиканская телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умники и умницы Карачаево-Черкесии». Во всех трёх турах олимпиады мои воспитанники приняли участие. Дотдаев Герий и Кизилбекова Камила стали призёрами, а Копсергенов Сагид и Батчаев Таулан- финалистами.
Помимо интеллектуального направления в своей работе использую и творческое направление, реализуя его через открытые уроки и внеклассные мероприятия: конкурсы чтецов, стихотворения собственного сочинения, конкурсы сочинений, международная дистанционная олимпиада по русскому языку и литературе проекта «Инфоурок». Безусловно, это способствует созданию ситуации успеха, раскрытию творческих способностей.
Для выхода учеников гимназии на более высокий уровень, особое значение придаю их участию в конкурсах различного уровня. Ребята получают возможность проявить свои таланты за пределами гимназии, что зачастую положительно сказывается на их дальнейшем творческом росте и позволяет выйти на более высокий уровень.
| Узденова Асият, моя выпускница 2015 года, стала победителем в республиканском конкурсе сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне, посвящённого 70-летию Победы. Очень радует своими успехами моя воспитанница, ученица 6 класса Дедова Елизавета. Она неоднократно принимала участие в различных конкурсах чтецов | |
и являлась победителем в 2014,2015 году, а в 2016 году заняла 2 место во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика-2016» (муниципальный этап); 1 место в районном конкурсе чтецов «Мама всех дороже, по-другому быть не может!», посвящённом Году матери и ребёнка в КЧР; 1 место в городском конкурсе чтецов, посвящённом Дню Победы. Такие конкурсы позволяют Дедовой Елизавете в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал. |
С целью стимулирования интереса к предмету практикую участие детей и в конкурсах собственного сочинения стихотворений, эссе.
Этому способствует и проведение недели русского языка, в рамках которых одарённые учащиеся проявляют способности, участвуя в выставках творческих работ; в викторинах по русскому языку и литературе, формирующие определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивающие объём знаний и расширяющие кругозор.
В числе самых значимых проблем в гимназии по работе с одаренными детьми являются следующие:
обобщение опыта работы с одаренными детьми.
Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Я считаю, что организация работы с одарёнными детьми как направление внеурочной работы является важным способом формирования и развития ключевых компетенций учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность детям развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, а значит, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, создать «развивающую среду», в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.