Работа с родителями детей, имеющих нарушение слуха
Семья как, социальный институт воспитания, занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Только в этом случае возможно формирование полноценного члена общества.
Семья с детьми с нарушением слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка. Появление в семье ребенка с нарушением слуха связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Paxманов):
1 стадия — шок,
2 стадия —понимание,
3 стадия — «защитное отрицание»,
4 стадия — «принятие глухоты»,
5 стадия —конструктивные действия.
Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.
Существуют разные типы отношений родителей к ребенку с нарушением слуха
• полное принятие: родители понимают и принимают нарушение слуха ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокойсамооценки и адекватной личности;
• сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
• нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок с нарушением слуха, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
• безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежание общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Задачи работы сурдопедагога с родителями детей с нарушенным слухом заключаются в следующем:
• разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;
• оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
• ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;
• информировании об особенностях и перспективах развития ребенка;
• знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
• оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
• содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
• в выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.
Содержание работы с родителями детей с нарушениями слуха включает ряд направлений:
укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;
нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;
изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;
привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.
Формы организации работы с родителями, достаточно разнообразны:
коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и семинары для родителей, конференции, мастер –классы, дни открытых дверей;
групповые: работа с родительски комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;
индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.
Работа с родителями
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | Значимость использования устной и устно – дактильной речи при усвоении ребенком словаря | Консультация |
Октябрь | Игра - основная форма взаимодействия с ребенком. Необходимость поощрения коммуникативных проявлений ребенком | Консультация |
Ноябрь | Значимость постоянного ношения ИСА (КИ) ребенком для максимально полноценного восприятия речи и звуков окружающего мира. Роль бинурального протезирования. | Консультация |
Декабрь | Значение развития сниженного и остаточного слуха у слабослышащих и глухих детей. | Консультация |
Январь | Фонетическая ритмика. Проведение промежуточных итогов обучения детей | Мастер –класс для родителей. Родительское собрание |
Февраль | Развитие графических навыков. | Консультация Картотека упражнений |
Март | Артикуляционная гимнастика. Как и зачем ее проводить? | Консультация Картотека упражнений |
Апрель | Роль дидактической игры в усвоении математических понятий. | Консультация |
Май | Роль семьи в воспитании детей с нарушением слуха. | Родительское собрание |