СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с родителями»

Работа с родителями детей, имеющих нарушение слуха

Семья как, социальный институт воспитания, занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Только в этом случае возможно формирование полноценного члена общества.

Семья с детьми с нарушением слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка. Появление в семье ребенка с нарушением слуха связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Paxманов):

  • 1 стадия — шок,

  • 2 стадия —понимание,

  • 3 стадия — «защитное отрицание»,

  • 4 стадия — «принятие глухоты»,

  • 5 стадия —конструктивные действия.

Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.

Существуют разные типы отношений родителей к ребенку с нарушением слуха

• полное принятие: родители понимают и принимают нарушение слуха ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокойсамооценки и адекватной личности;

• сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;

• нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок с нарушением слуха, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;

• безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежание общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.

Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Задачи работы сурдопедагога с родителями детей с нарушенным слухом заключаются в следующем:

• разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;

• оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;

• ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;

• информировании об особенностях и перспективах развития ребенка;

• знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;

• оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;

• содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;

• в выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.

Содержание работы с родителями детей с нарушениями слуха включает ряд направлений:

  • укрепление здоровья, совершенствование физического развития детей, преодоление отклонений, связанных с нарушением слуха;

  • нравственное воспитание учащихся с нарушениями слуха, ознакомление их с общечеловеческими ценностями, нормами общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков;

  • изучение условий пребывания ребенка с нарушением слуха в семье, психолого-педагогическая коррекция внутрисемейных отношений;

  • привлечение родителей к сотрудничеству со школой-интернатом для детей с недостатками слуха, активизация общения с педагогами и детьми в условиях совместной деятельности.

Формы организации работы с родителями, достаточно разнообразны:

  • коллективные: общешкольные и классные собрания, лекции и семинары для родителей, конференции, мастер –классы, дни открытых дверей;

  • групповые: работа с родительски комитетом, привлечение родителей к решению организационных, культурно-массовых, хозяйственных, воспитательных вопросов;

  • индивидуальные: беседы, посещения семей, консультации, переписка.

Работа с родителями

Месяц

Тема

Форма работы



Сентябрь


Значимость использования устной и устно –

дактильной речи при усвоении ребенком

словаря



Консультация



Октябрь


Игра - основная форма взаимодействия с

ребенком. Необходимость поощрения

коммуникативных проявлений ребенком



Консультация



Ноябрь


Значимость постоянного ношения ИСА (КИ)

ребенком для максимально полноценного

восприятия речи и звуков окружающего мира.

Роль бинурального протезирования.



Консультация




Декабрь


Значение развития сниженного и

остаточного слуха у слабослышащих и

глухих детей.



Консультация




Январь


Фонетическая ритмика.

Проведение промежуточных итогов

обучения детей

Мастер –класс для

родителей.

Родительское собрание

Февраль


Развитие графических навыков.


Консультация

Картотека упражнений

Март


Артикуляционная гимнастика.

Как и зачем ее проводить?

Консультация

Картотека упражнений

Апрель

Роль дидактической игры в усвоении

математических понятий.

Консультация


Май


Роль семьи в воспитании детей с

нарушением слуха.

Родительское собрание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!