Работа с родителями детей, имеющими интеллектуальную недостаточность по формированию здорового образа жизни
В статье представлен опыт работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Контингент детей нашей коррекционной школы – это дети,имеющие интеллектуальную недостаточность разной степени. Как правило – это дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, в которых не знают, что значит правильно питаться, соблюдать санитарно-гигиенические навыки, вести здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками ЗОЖ.
Мы ищем пути решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Содержание и методика коррекционной работы с родителями детей-инвалидов осуществляется в тесной связи с различными специалистами и направлена на развитие личности ребенка в целом.
Проблема сохранения здоровья и формирования у детей ЗОЖ обеспечивается сотрудничеством триады «Педагог – Ребенок – Семья».
Совместная работа с семьей в нашей специальной (коррекционной) школе-интернате города Котовска строится на основе таких основных положений, как:
1. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.
2. Систематичность и последовательность работы.
3. Индивидуальный подход к каждой семье и ребенку.
В своей работе мы учитываем несколько направлений работы с детьми, имеющими детей с ОВЗ:
- социальная диагностика с целью изучения семьи;
- разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи ребенку;
- разработка системы взаимодействия с семьями;
- просвещение родителей.
Все вышеуказанное позволяет определить этапы и формы работы с родителями в школе-интернате по формированию ЗОЖ.
Первоначально мы строим работу, анализируя собранную информацию, затем знакомим родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в школе-интернате, повышаем их психолого-педагогическую культуру; проводим целенаправленную работу среди родителей по пропаганде ЗОЖ, по выполнению общегигиенических требований, рационального и двигательного режима, сбалансированного питания и закаливания.
Взаимодействие с родителями носит дифференцированный характер.
Практика нашей работы показала, что эффективность работы с родителями определяется не только отбором содержания и форм этой работы, но и психологическим настроем, который возникает в процессе повседневных контактов между людьми, более близком знакомстве с семьей.
Наиболее трудно сотрудничать с родителями, имеющими низкую мотивацию. Мы предлагаем следующие наиболее эффективные формы индивидуального воздействия: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционно-образовательной работы; анализ причин положительной динамики в развитии детей с ОВЗ; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми.
Результаты проведенной работы показали, что повышение эффективности решения задачи формирования ЗОЖ у обучающихся можно добиться при соблюдении рационального сочетания разных форм деятельности школы и семьи, направленных на повышение педагогической грамотности родителей, единства подходов по формированию ЗОЖ ребенка в школе и семье.