Сценарий родительского собрания «Музыка – это интересно!
Для родителей старших групп
Цель: привлечь внимание родителей к НОД «Музыка», вызвать желание стать участником музыкального занятия и окунуться в мир музыки, укреплять взаимодействие семьи и коллектива дошкольного учреждения.
Задачи:
Познакомить с прекрасным видом искусства – музыка: раскрыть ее содержание, через музыкальное занятие;
Познакомить с разделами музыкального занятия, приемами и методами;
Вызвать эмоциональный отклик на музыку, желание слушать, петь и играть.
Вызвать желание стать активными участниками музыкального процесса игры;
Используемый материал: ИКТ (портрет композитора, «Клоуны», «Ежик и бычок», видео – оркестр) платочки, шапочки зверей, музыкальные инструменты, мнемокарточки эмоций, деревянные палочки, кубики по количеству участников, дирижерская палочка.
Используемый музыкальный материал: «Вариации с остановками»
музыкальное приветствие, Д.Б.Кабалевский «Клоуны» упр.- е «Передача платочка» Т. Ломова, Песня- попевка «Ежик и бычок», «Весенний оркестр».
Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей встречи: Музыка- это интересно! Сегодня мы с вами окунемся теоретически и практически в этот прекрасный вид искусства. Приходя на праздники к ребенку, вы видите яркий, красивый результат музыкальной деятельности и выступление ваших деток, а сегодня я предлагаю вам станеть участниками простого музыкального занятия и на себе ощутите, красоту, гармонию и эмоциональность музыкального воспитания.
Маленький ребенок пришел в большой мир взрослых. И в этом многоголосом мире мы должны помочь нашим детям найти красоту и полюбить музыку. Музыка входит в нашу жизнь с детства. Ребенок слышит колыбельную песню, которую поет ему мама, живо реагирует на потешку- «Ладушки», радостно улыбается и начинает хлопать в ладоши под услышанную музыку. И постоянно песня и музыка сопровождает его жизнь.
Воспитательное значение ее велико. Она возбуждает чувство любви к Родине, окружающему миру, открывает духовное богатство. Музыка дает радость, вызывает благородные чувства, развивает эмоциональное настроение. Приближение к музыке вводит ребенка в свет радостных переживаний.
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются творческие способности, художественный вкус, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Прежде всего, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что наши занятия соответствуют принципу развивающего образования, целью которого является гармоничное развитие ребёнка. Основной - формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Каждое музыкальное занятие — это обучение в виде игры.
Итак, вы готовы ощутить себя снова маленькими детьми?
Вводная часть:
Музыкальное занятие начинается с приветствия, оно может звучать в виде песенки или дети приветствуют друг друга с помощью движений.
Такие приветствия эмоционально настраивают детей на занятие, прививают уважение к педагогу и другим детям, развивают коммуникативные навыки. Как бы вы хотели сейчас друг друга поприветствовать? (песенкой или с помощью движений)
1 приветствие –песенка:
Доброе утро! –Доброе утро
Как настроение? – Класс настроение!
Будем заниматься? – Да, да, да, да!
Будем все стараться - Да, да, да, да!
2 приветствие: Звучит музыка разного ритма с остановками. Участники двигаются в ритме музыки и на остановку приветствуют друг друга поклоном, рукопожатием, приемом «обнимашки», похлопывание по плечу.
1 часть: «Музыкально – ритмические движения»
После приветствия дети выполняют разные музыкально – ритмические.
Эта часть занятия направлена на взаимосвязь музыки и движений, которые
улучшают осанку ребёнка, координацию, формируют у детей навык ритмического восприятия в соответствии с характером музыки, учат самостоятельно менять движения, в соответствии с формой музыки (2 – 3х частная)
Дети осваивают, совершенствуют танцевальные движения как: «пружинка», «фонарики», «кружение», «лодочка», «упражнения руками с атрибутами» (ленты, кубики, помпоны), платочки, «листики», «цветочки» и др., выполняют «всевозможные перестроения», «ставить ножку на носок, пятку», осваиваем «различные виды ходьбы», «бег», «прыжки», «марш» и др.
Сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение: «Передача платочка».
Будем продолжать играть и правой рукой платочек передавать.
Нужно встать в круг и передавать по кругу с небольшим поклоном точно
на сильную долю музыки правой рукой платочек и правой рукой его
принимать.
С помощью этого упражнения закрепляем правую руку и развиваем чувство ритма.
2 часть: «Основная». В нее входит разделы «Слушание» «Пение» «Игра на музыкальных инструментах».
В задачу раздела «Слушание» входит:
- Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её, чувствовать характер, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном произведении, закреплять знания о жанрах в музыке (песнях, танцах, маршах).
- Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему
развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.
- Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться,
слушать внимательно до конца).
- Совершенствовать умение замечать выразительные средства музыкального
произведения (тихо, громко, медленно, быстро).
Все эти задачи попробуем с вами прочувствовать, слушая интересное музыкальное произведение «Клоуны» Д.Б.Кабалевский
Ступени взаимодействия с родителями:
Слушаем произведение
Знакомимся с композитором Д.Б. Кабалевским (портрет или видео портрет) Д.Б. Кабалевский, замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества, много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость «приобщать детей к серьезной, классической музыке. Не может быть развитого человека, который любил бы только «легкую» литературу – фельетоны, басни, повести.
Наводящие вопросы: Кто такие клоуны? Где они выступают? Как звучала музыка? Какое настроение? Почему композитор назвал «Клоуны», а не клоун?
Клоуны в цирке могут все и жонглировать тоже. Мы тоже попробуем поиграть с кубиками. Одна группа под музыку точно в ритм будет переставлять кубик рядом стоящему по кругу, а несколько человек будут ритмично стучать по барабану, выделяя эту сильную долю.
Мы услышали, что в этом произведении три части. Когда будет звучать веселая музыка, вы поднимите мнемокарты эмоций (весело –грустно)
В разделе слушание мы развиваем разные музыкальные способности.
Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.
Раздел «Пение» не менее интересный и полезный раздел в музыкальном воспитании, в его задачи входит:
Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжно,
подвижно, согласованно.
Развивать умение брать дыхание между фразами, перед началом пения.
Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, чётко произносить
слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
В разделе «Пение» работаем над артикуляцией и дикцией.
Обязательно применяем речевые игры, прием «вслух и про себя», пение по рядам, подгруппам, цепочкой, по ролям, с солистами, прием «эхо» прохлопывание ритма, пение по слогам, музыкальным фразам, без
музыкального сопровождения, с атрибутами, инсценирование песни.
Викторина для родителей.
Назовите дерево, родившееся в лесу (Ёлочка)
Назовите русскую народную плясовую имени насекомого (камаринская)
Какой овощ звали копать в песне «Антошка»? (картошка)
Как называется известный балет П. И. Чайковского, посвященный прекраснейшим птицам? («Лебединое озеро»)
Какое знаменитое животное в пушкинской сказке напевало свою любимую песенку «Во саду, ли в огороде»? (белка)
Кто не ловится, и какой орех не растет на острове Невезения? (крокодил не ловится, не растет кокос)
Мы все знаем, что такое эхо. И сейчас мы споем песенку –попевку «Ежик и бычок», используя прием «Эхо». Я пою, а вы повторяете.
Встретил ежика бычок и лизнув его бочок
И лизнув его бочок, уколол свой язычок.
А теперь первую фразу поем, а эхо будет игра на палочках.
эту песенку можно проиграть с помощью музыкальных инструментов (одна группа играет- другая отвечает)
Раздел «Игра на музыкальных инструментах» может проходить через все другие разделы. Игра на инструментах
развивает ритмический и тембровый слух;
учит правильно обращаться с инструментами;
учит правильному звукоизвлечению;
дети знакомятся с названиями инструментов, группами, оркестрами, угадывают их по звучанию.
Хотите стать настоящими музыкантами? Выбирайте любой музыкальный инструмент, теперь смотрим на экран, какой на экране нарисован, тот и играет.
«Видео –оркестр»
Здорово! Молодцы!
Ну и последним разделом нашего творческого занятия должна быть «игра или танец». Так как дети занимаются с хореографом, то на музыкальном занятии я большее внимание уделяю играм.
Игры воспитывают в детях чуткое отношение друг к другу, чувство коллективизма и коммуникативные навыки.
Развивают творческие способности, внимание и ловкость.
Они бывают сюжетные, со словами и без слов, с предметами, с ведущими ролями и подгрупповые
Чтобы продолжить играть, мы так же используем знакомые уже нам музыкальные инструменты.
Игра «Музыкально – танцевальный оркестр»
Описание: выкладываются музыкальные инструменты и платочки и шапочки зверушек по кругу, все идут под музыку по кругу, когда остановилась музыка – все останавливаются и берут инструмент или шапочку надевают или платочек, который лежит рядом. Считалкой выбирается «дирижер»:
Ре, фа, си, ре, фа, си –дирижером будешь ты
под аккомпанемент музыкального руководителя «дирижер» поворачивается в определенную сторону и дирижирует теми, кто попадает в его поле зрения, участники начинают подстраиваться под звучание мелодии на своем музыкальном инструменте, танцевать с платочком или передавать образ героя. Поочередно поворачиваясь в разные стороны, дирижер обращается к разным музыкальным инструментам. Когда прозвучали все музыкальные инструменты – игра заканчивается.
Заключительная часть:
Музыка – многообразна и для каждого случая существует своя музыка: для радости и для грусти, для общения и для веселья, для отдыха и для работы, и что важно уметь подбирать музыку соответственно ситуации и настроению.
Была ли интересна и познавательна встреча?
Полезны ли, показались вам музыкальные игры для развития детей?
Какие замечания и предложения возникли в течение проведения собрания?
Музыкальный руководитель подводит итоги, отвечает на вопросы родителей.
В заключении: «Все хорошее когда-нибудь заканчивается, но не заканчивается история дружбы, любви и понимания между взрослыми и детьми!» Любите своих детей, уделяйте им внимание, играйте с ними – цените в своих детях самое прекрасное и неповторимое – пору детства!» До новых встреч!