Работа с семьями группы риска
Сложные условия, в которых находится сейчас наше общество, когда практически одновременно осуществляются экономические, политические и правовые преобразования, накладывают особый отпечаток на сферу семейных отношений. Семьей группы риска (или социально проблемной семьей) можно считать такую семью, в которой нарушены ее основные функции или их часть. Причины недостаточно качественного выполнения семейных функций разные. Основные из них, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, следующие: ошибки воспитания, незрелость супружеских отношений, отсутствие системы правового образования родителей и детей, асоциальный образ жизни родителей.
Семья – первый и главный институт социализации в жизни каждого человека. Близкий
взрослый выступает для ребенка в качестве носителя опыта – важнейшего источника развития. В тоже время ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономность. При этом влияние родителей постепенно дополняется воздействием детских коллективов, школы и пр. однако на всю жизнь человека оно остается самым важным и наиболее сильным. Семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни. Социальная неустроенность родителей приводит к увеличению числа семейных конфликтов, обострению супружеских и детско-родительских отношений. Постепенно социальное функционирование семьи по объективным или субъективным причинам затрудняется, таким образом, семья попадает в категорию «семья, находящаяся в социально опасном положении». Под ситуациями, попадающими под определение «социально опасное положение», понимается совокупность причин и условий, вызывающих внутрисемейные конфликты, асоциальное поведение родителей и детей, безнадзорность несовершеннолетних.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны и в разной степени могут влиять на функционирование различных категорий семей.
К ним относятся:
1. Социально-экономические: низкий средний доход членов семьи из-за отсутствия работы; низкая заработная плата или ее несвоевременная выплата; избыточная иждивенческая нагрузка на одного работающего члена семьи, многодетная семья, неполная семья и т.д.
2. Психологические: нарушение детско-родительских и супружеских отношений, нарушение коммуникативных и поведенческих навыков.
3. Факторы социального риска: алкоголизм, наркомания, девиантное поведение.
4. Медико-социальные: хронические заболевания, инвалидность.
Одним из приоритетных направлений в работе специалистов социальной сферы на сегодняшний день, можно выделить выявление социально неблагополучных семей, проведение профилактической работы с семьями «группы риска». Специалисты должны уметь своевременно и грамотно диагностировать проблемы семьи, соблюдая следующие принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении:
1. Принцип индивидуального подхода – реализация реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи;
2. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства;
3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода работы с семьей;
4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
Необходимо дифференцировать семьи на типы деформации семейных структур. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества подразделяют на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.
Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60% из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Происходит наслоение конфликтов, выражающееся в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.
Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования.
Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие 10 согласовывать свой образ жизни с общепринятыми.
Профилактическая работа с семьёй "группы риска"
Изучение семей "группы риска"
Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности
Правовая и экономическая защита личности ребенка. Педагогическое консультирование. Права и обязанности родителей
Рассмотрение вариантов социальной помощи родителям и детям оказавшимся в тсж
Приглашение родителей на заседания школьного Совета профилактики правонарушений и безнадзорности
Посещение семей на дому
Анкетирование родителей и детей из семей "группы риска" с целью выявления степени неблагополучия;
Сл.1«ГРУППЫ РИСКА» ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПОДРОСТКАМИ И
Сл.2
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.) Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.
Сложные условия, в которых находится сейчас наше общество, когда практически одновременно осуществляются экономические, политические и правовые преобразования, накладывают особый отпечаток на сферу семейных отношений. Семьей группы риска можно считать такую семью, в которой нарушены ее основные функции или их часть.
Сл.3 Причины недостаточно качественного выполнения семейных функций разные. Основные из них, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, следующие:
ошибки воспитания,
незрелость супружеских отношений,
отсутствие системы правового образования родителей и детей,
асоциальный образ жизни родителей.
Семья – первый и главный институт социализации в жизни каждого человека. Близкий взрослый выступает для ребенка в качестве носителя опыта – важнейшего источника развития. В тоже время ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономность. При этом влияние родителей постепенно дополняется воздействием детских коллективов, школы и пр. однако на всю жизнь человека оно остается самым важным и наиболее сильным. Семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни. Социальная неустроенность родителей приводит к увеличению числа семейных конфликтов, обострению супружеских и детско-родительских отношений. Постепенно социальное функционирование семьи по объективным или субъективным причинам затрудняется, таким образом, семья попадает в категорию «семья, находящаяся в социально опасном положении». Под ситуациями, попадающими под определение «социально опасное положение», понимается совокупность причин и условий, вызывающих внутрисемейные конфликты, асоциальное поведение родителей и детей, безнадзорность несовершеннолетних.
Сл.4. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны и в разной степени могут влиять на функционирование различных категорий семей.
К ним относятся:
1. Социально-экономические: низкий средний доход членов семьи из-за отсутствия работы; низкая заработная плата или ее несвоевременная выплата; избыточная иждивенческая нагрузка на одного работающего члена семьи, многодетная семья, неполная семья и т.д.
2. Психологические: нарушение детско-родительских и супружеских отношений, нарушение коммуникативных и поведенческих навыков.
3. Факторы социального риска: алкоголизм, наркомания, девиантное поведение.
4. Медико-социальные: хронические заболевания, инвалидность.
Сл. 5 Одним из приоритетных направлений в работе специалистов социальной сферы на сегодняшний день, можно выделить выявление социально неблагополучных семей, проведение профилактической работы с семьями «группы риска». Специалисты должны уметь своевременно и грамотно диагностировать проблемы семьи, соблюдая следующие принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении:
1. Принцип индивидуального подхода – реализация реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи;
2. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства;
3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода работы с семьей;
4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
Сл. 6
Необходимо дифференцировать семьи на типы деформации семейных структур. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества подразделяют на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.
Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60% из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Происходит наслоение конфликтов, выражающееся в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.
Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования.
Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие 10 согласовывать свой образ жизни с общепринятыми.
Профилактическая работа с семьёй "группы риска"
Изучение семей "группы риска" (МБО)
Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности
Правовая и экономическая защита личности ребенка. Педагогическое консультирование. Права и обязанности родителей
Рассмотрение вариантов социальной помощи родителям и детям оказавшимся в тсж
Приглашение родителей на заседания школьного Совета профилактики правонарушений и безнадзорности
Посещение семей на дому
Анкетирование родителей и детей из семей "группы риска" с целью выявления степени неблагополучия;