СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с семьями группы риска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и методы работы с семьями группы риска

Просмотр содержимого документа
«Работа с семьями группы риска»

Работа с семьями группы риска

Сложные условия, в которых находится сейчас наше общество, когда практически одновременно осуществляются экономические, политические и правовые преобразования, накладывают особый отпечаток на сферу семейных отношений. Семьей группы риска (или социально проблемной семьей) можно считать такую семью, в которой нарушены ее основные функции или их часть. Причины недостаточно качественного выполнения семейных функций разные. Основные из них, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, следующие: ошибки воспитания, незрелость супружеских отношений, отсутствие системы правового образования родителей и детей, асоциальный образ жизни родителей.

Семья – первый и главный институт социализации в жизни каждого человека. Близкий

взрослый выступает для ребенка в качестве носителя опыта – важнейшего источника развития. В тоже время ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономность. При этом влияние родителей постепенно дополняется воздействием детских коллективов, школы и пр. однако на всю жизнь человека оно остается самым важным и наиболее сильным. Семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни. Социальная неустроенность родителей приводит к увеличению числа семейных конфликтов, обострению супружеских и детско-родительских отношений. Постепенно социальное функционирование семьи по объективным или субъективным причинам затрудняется, таким образом, семья попадает в категорию «семья, находящаяся в социально опасном положении». Под ситуациями, попадающими под определение «социально опасное положение», понимается совокупность причин и условий, вызывающих внутрисемейные конфликты, асоциальное поведение родителей и детей, безнадзорность несовершеннолетних.

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны и в разной степени могут влиять на функционирование различных категорий семей.

К ним относятся:

1. Социально-экономические: низкий средний доход членов семьи из-за отсутствия работы; низкая заработная плата или ее несвоевременная выплата; избыточная иждивенческая нагрузка на одного работающего члена семьи, многодетная семья, неполная семья и т.д.

2. Психологические: нарушение детско-родительских и супружеских отношений, нарушение коммуникативных и поведенческих навыков.

3. Факторы социального риска: алкоголизм, наркомания, девиантное поведение.

4. Медико-социальные: хронические заболевания, инвалидность.

Одним из приоритетных направлений в работе специалистов социальной сферы на сегодняшний день, можно выделить выявление социально неблагополучных семей, проведение профилактической работы с семьями «группы риска». Специалисты должны уметь своевременно и грамотно диагностировать проблемы семьи, соблюдая следующие принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении:

1. Принцип индивидуального подхода – реализация реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи;

2. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства;

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода работы с семьей;

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

Необходимо дифференцировать семьи на типы деформации семейных структур. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества подразделяют на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60% из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Происходит наслоение конфликтов, выражающееся в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие 10 согласовывать свой образ жизни с общепринятыми.

Профилактическая работа с семьёй "группы риска"

  1. Изучение семей "группы риска"

  2. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности

  3. Правовая и экономическая защита личности ребенка. Педагогическое консультирование. Права и обязанности родителей

  4. Рассмотрение вариантов социальной помощи родителям и детям оказавшимся в тсж

  5. Приглашение родителей на заседания школьного Совета профилактики правонарушений и безнадзорности

  6. Посещение семей на дому

  7. Анкетирование родителей и детей из семей "группы риска" с целью выявления степени неблагополучия;











































Сл.1«ГРУППЫ РИСКА» ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ПОДРОСТКАМИ И

Сл.2

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. От 21.07.2007 г.) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 30.06.2007 г.) Работа с семьей «группы риска» и подростком должна проводиться на основе знания следующих нормативных документов: Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска.

Сложные условия, в которых находится сейчас наше общество, когда практически одновременно осуществляются экономические, политические и правовые преобразования, накладывают особый отпечаток на сферу семейных отношений. Семьей группы риска можно считать такую семью, в которой нарушены ее основные функции или их часть.



Сл.3 Причины недостаточно качественного выполнения семейных функций разные. Основные из них, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, следующие:

ошибки воспитания,

незрелость супружеских отношений,

отсутствие системы правового образования родителей и детей,

асоциальный образ жизни родителей.

Семья – первый и главный институт социализации в жизни каждого человека. Близкий взрослый выступает для ребенка в качестве носителя опыта – важнейшего источника развития. В тоже время ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономность. При этом влияние родителей постепенно дополняется воздействием детских коллективов, школы и пр. однако на всю жизнь человека оно остается самым важным и наиболее сильным. Семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни. Социальная неустроенность родителей приводит к увеличению числа семейных конфликтов, обострению супружеских и детско-родительских отношений. Постепенно социальное функционирование семьи по объективным или субъективным причинам затрудняется, таким образом, семья попадает в категорию «семья, находящаяся в социально опасном положении». Под ситуациями, попадающими под определение «социально опасное положение», понимается совокупность причин и условий, вызывающих внутрисемейные конфликты, асоциальное поведение родителей и детей, безнадзорность несовершеннолетних.

Сл.4. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, разнообразны и в разной степени могут влиять на функционирование различных категорий семей.

К ним относятся:

1. Социально-экономические: низкий средний доход членов семьи из-за отсутствия работы; низкая заработная плата или ее несвоевременная выплата; избыточная иждивенческая нагрузка на одного работающего члена семьи, многодетная семья, неполная семья и т.д.

2. Психологические: нарушение детско-родительских и супружеских отношений, нарушение коммуникативных и поведенческих навыков.

3. Факторы социального риска: алкоголизм, наркомания, девиантное поведение.

4. Медико-социальные: хронические заболевания, инвалидность.

Сл. 5 Одним из приоритетных направлений в работе специалистов социальной сферы на сегодняшний день, можно выделить выявление социально неблагополучных семей, проведение профилактической работы с семьями «группы риска». Специалисты должны уметь своевременно и грамотно диагностировать проблемы семьи, соблюдая следующие принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении:

1. Принцип индивидуального подхода – реализация реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи;

2. Принцип законности – соблюдение требований действующего законодательства;

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода работы с семьей;

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

Сл. 6

Необходимо дифференцировать семьи на типы деформации семейных структур. Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества подразделяют на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60% из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Происходит наслоение конфликтов, выражающееся в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие 10 согласовывать свой образ жизни с общепринятыми.

Профилактическая работа с семьёй "группы риска"

  1. Изучение семей "группы риска" (МБО)

  2. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности

  3. Правовая и экономическая защита личности ребенка. Педагогическое консультирование. Права и обязанности родителей

  4. Рассмотрение вариантов социальной помощи родителям и детям оказавшимся в тсж

  5. Приглашение родителей на заседания школьного Совета профилактики правонарушений и безнадзорности

  6. Посещение семей на дому

  7. Анкетирование родителей и детей из семей "группы риска" с целью выявления степени неблагополучия;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!