СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»



Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности

Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации), способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.

«Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» . Эти слова положены в основу нашей системы работы по формированию читательской грамотности у младших школьников, основанной на соблюдении следующих принципов: постепенности, последовательности, от простого к сложному, систематичности.

Система работы включает следующие направления: 1) формирование навыков чтения, 2) начитанность учащихся, 3) умение работать с книгой,

4)формирование навыков читательской деятельности, 5) внеурочная деятельность, повышающая у детей интерес к чтению, 6) проектно-исследовательская деятельность, 7) работа с родителями.

В период обучения грамоте мы проводим активную работу над формированием навыка чтения, т.к. у детей, испытывающих трудности в чтении, возни- кают проблемы с пониманием прочитанного. В этот период эффективны следующие приёмы: чтение строчек наоборот по словам, восполнение пропусков букв в словах, чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов и т.д. Эти приёмы помогают формировать у учащихся навыки чтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его. В это же время начинаем работать и над формированием начитанности учащихся, предусматривающей знание детьми авторов и книг, соответствующих их возрасту и входящих в круг чтения, определённый программой. Для этого на уроках проводим пятиминутки чтения, используем прием

«Рассказ о книге», когда дети стараются увлечь своей книгой, начинаем вести дневники читателя, организуем конкурсы на лучшего чтеца.

Особое внимание уделяем формированию навыков читательской деятельности. Это смысловое понимание прочитанного, умение составлять план к рассказу, выделять главную мысль текста, находить информацию, данную в неявном виде, выбирать из текста предложения по заданию, уметь выразить свое мнение. Для этого используем приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, что позволяет формировать у ученика способность к выполнению необходимых мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации.

На разных этапах урока мы используем следующие приёмы:

1.«Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагаются несколько утверждений по изучаемой теме, из которых дети, опираясь на собственный опыт, выбирают верные. Таким образом, дети настраиваются на изучение темы, выделяются основные моменты.

2.«Мозговой штурм» (организуем с целью выяснения того, что дети уже знают по теме, выдвижения предположений по теме). На этом этапе важно, чтобы учащиеся с помощью вопросов и предположений сами сформулировали значимые для себя конкретные цели изучения нового материала, и это вызывает у них естественное желание узнать новое

3. «Путаница», «Логическая цепочка». когда отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

4«Толстые и тонкие вопросы». Таблица «толстых и тонких» вопросов может быть использована на любой из стадий урока. По ходу работы с таблицей в одну колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (фактический ответ), в другую вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (обстоятельный ответ).

5.«Чтение с остановками» - учащимся предлагается ответить на вопросы, задаваемые учителем или самими учащимися по ходу чтения. Это могут быть простые, уточняющие, объясняющие, творческие, практические вопросы.

На уроках литературного чтения эффективны разные приёмы работы с текстом, способствующие формированию читательской грамотности: выделение главной мысли текста, нахождение в тексте или составление предложений, наиболее полно отражающих главную мысль произведения, составление плана произведения, подбор пословиц к произведению, нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героев произведения и т.д. Большой интерес у учащихся вызывает работа по комплексному анализу текстов на уроках литературного чтения. Для этого используем небольшие по объёму художественные или научно-познавательные тексты. Предлагаемые задания (подбор заголовка к тексту, продолжи предложение, определи последовательность событий и др.) помогают детям лучше понять содержание текста и способствуют обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. А сами тексты познавательного характера способствуют расширению кругозора учащихся.

Упражнения для развития навыков чтения.

В течение урока работаю над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения:

- чтение вслух;

- чтение про себя;

- жужжащее чтение;

- хоровое чтение;

- чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу);

- динамическое чтение;

- чтение в темпе скороговорки;

- «Буксир» (учитель читает, дети следят за ним, в любой момент можно попросить ребенка продолжить чтение);

- «Очередь» (Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!» и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/);

- «Прыжки» (через слово, через строчку);

- «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);

- «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);

- «Прятки» (найти слово с определённым признаком);

- «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);

- антиципация слов, предложений, пословиц;

- чтение через решётку (из полосок бумаги);


Для формирования навыков выразительного чтения использую:

- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

- выделение голосом различных слов в предложении;

- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);

- чтение одного предложения с разной интонацией;

- «Эхо» (за учителем);

- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика)

- «Голоса» (подражая кому-либо);

- по ролям;

- разметка текста (паузы, логическое ударение);

- работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения);

- конкурс чтецов.


Начиная с октября месяца  в 1 классе и продолжаем во 2 классе еженедельно посещаем городскую детскую библиотеку, проводя библиотечные уроки. А дома ребята с интересом читают биографии авторов, приносят в школу книги, ведут читательские дневники, работают с книгами в домашних библиотеках. Хочу отметить, что благодаря такой работе увеличился процент посещаемости детьми библиотек.

Формированию читательской грамотности также проектно-исследовательская деятельность, в процессе которой требуется найти необходимую информацию по теме, обработать её и представить результаты работы перед аудиторией. Первыми помощниками нам в этой работе являются родители. С родителями мы проводим собрание на тему «Проектная деятельность

младших школьников», где разбираем основные этапы работы над проектом, и какую помощь могут оказать родители на каждом из этапов. Проекты ежегодно представляем на конференции, которая проходит в классе, где присутствуют и родители учащихся, а лучшие проекты представляем на школьной конференции.

Родители являются не только первыми помощниками для своих детей, но и примером для них. «Если родители сами не вовлечены в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат». Поэтому проводим собрания для родителей на следующие темы «Семейное чтение», «Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка» и т.д.

Сложившая система работы от обучения чтению к овладению навыками чтения для обучения способствует достижению необходимого для продолжения образования уровня читательской грамотности выпускника начальной школы на второй ступени обучения.

В рамках работы по формированию читательской грамотности информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей  ресурсов  Интернета. Часто применяю  на уроках работу в группе и в паре.  

В конце учебного года запланировала диагностику читательской грамотности с использованием образовательной платформы Учи.ру.

В результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учащихся начальной школы будут заложены основы формирования грамотно го читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Я считаю, что только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!