СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оглавление

  1. Введение.
  2. Основная часть.
    1. Актуальность притчи.
    2. Понятие «притча».
    3. Функции притчи.
    4. Результативность.
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 6. Результативность»

Таблица результатов анкетирования учащихся по ОРКСЭ

(4 классы) участвовало 84 человека (на начало учебного года)

Вопрос

Количество

1

Изучаемый модуль

ОСЭ – 65,

ОПК – 19

2

Интересно ли тебе на уроках ОРКСЭ?



Очень интересно

24


Иногда бывает интересно

50


Не интересно

10

3

Какие трудности ты испытываешь при изучении нового предмета?

Нет – 30


Не интересно

16


Много времени на подготовку домашнего задания

16


Сложный материал

19


Учитель объясняет материал непонятно

3

4

Нравится ли тебе учебное пособие?



Да

67


Нет

4


Не очень

13

Таблица результатов анкетирования учащихся по ОРКСЭ

(4 классы) участвовало 84 человека (на конец учебного года)

Вопрос

Количество

1

Изучаемый модуль

ОСЭ – 65,

ОПК – 19

2

Интересно ли тебе на уроках ОРКСЭ?



Очень интересно

59


Иногда бывает интересно

23


Не интересно

2

3

Какие трудности ты испытываешь при изучении нового предмета?

Нет – 53


Не интересно

2


Много времени на подготовку домашнего задания

16


Сложный материал

10


Учитель объясняет материал непонятно

3

4

Что запомнилось на уроках?


а

Отметить конкретные темы

Добро и зло, Христос и Его крест, Зачем творить добро, Совесть, Пасха и др.

б

Виды работ



Обсуждение примеров из жизни

34


Творческие задания

41


Работа в группах

51


Притчи

62


Работа с учебником

21

5

Чему вы научились на уроках?

Доброте, пониманию, дружбе, справедливости, чести, долгу, узнали много нового.































Таблица результатов анкетирования родителей по ОРКСЭ

(4 классы)

участвовало 73 человека

(на начало учебного года)

Вопросы

да

нет

1

Ознакомились ли вы с содержанием и условиями введения курса ОРКСЭ?

61

12

2

Вам была предоставлена возможность участвовать в классном или школьном родительском собрании по введению курса?

51

22

3

Как вы относитесь к выбору модулей курса по ОРКСЭ?




Это правильно, выбор должен быть

66



Выбор не нужен, лучше изучать всем классом модуль, который определит родительское собрание

6



Выбор не нужен, лучше изучать всем классом модуль, который определит администрация школы

1


4

Вы ознакомились с «Книгой для родителей»?

11

62

5

Заинтересованы ли вы курсом, который изучает ваш ребенок?




Считаю, что это важный курс

32



Обсуждаю с ребенком отдельные темы курса

37



Абсолютно равнодушно отношусь

12


6

Как вы считаете преподавать модуль ОРКСЭ лучше:




Учителю истории и обществознания

29



Учителю начальных классов

10



Учителю других предметов основной школы, прошедшему переподготовку на курсах

24



Священнику

13


7

Хотели бы вы, чтобы данный модуль дети продолжали изучать в 5 классе и далее до 9 класса?




Только в 4 классе

21



В 5 классе

19



С 5 по 9 включительно

35


8

Ваши пожелания учителю курса ОРКСЭ, администрации школы, ОИУУ по обучению курсу.

Терпения вам, успехов в пед. деятельности, приглашать священнослужителей, увеличить часы














Таблица результатов анкетирования родителей по ОРКСЭ

(4 классы)

участвовало 75 человек

(на конец учебного года)

Вопрос

Количество

1

Фамилия, имя, отчество родителей


2

Модуль, который изучает ребенок


3

Почему вы выбрали именно этот модуль?


4

Ваше отношение к изучению комплексного учебного курса



Считаю полезным для детей

66


Не вижу необходимости в изучении

9


Готовы предложить варианты, альтернативные курсу


5

Оценка родителями учащихся учебных пособий



Вызвали интерес

46


Возникли вопросы

8


Не успели ознакомиться с учебными пособиями

21

6

Повлияло ли изучение этого предмета на поведение вашего ребенка?



Да

45


Всё остается без изменений

23


Другое мнение

7

7

Впечатления учащихся от уроков ОРКСЭ (по мнению родителей)



Положительное впечатление

43


Неоднозначные

20


Отрицательные

2


Дети не делятся своими впечатлениями

10

8

Интересен ли для Вас этот курс?



Да

42


Нет

7


Затрудняюсь ответить

26

9

Пожелания родителей в отношении дальнейшего изучения курса

заниматься факультативно, изучать в старших классах, продолжать изучение.













Просмотр содержимого документа
«Приложение 8. Буклет»



Прием  «ассоциации» или, как я его называю «лучики» —  актуализация субъективного опыта при анализе текста притчи. Посередине листа (доски) рисуется круг, в котором записывается название притчи. Заголовок может быть дан, а могут учащиеся выполнить задание и озаглавить текст самостоятельно. От круга ребята рисуют стрелочки. Сверху записывается тема притчи (о чем?), слева, справа, внизу – ассоциации, мысли, чувства, синквейн.

Прием «Облако мыслей». Автор этого приема Ш. Амонашвили. Учащиеся слышат название притчи, обдумывают и записывают все, что приходит в голову в связи с этой темой.






Прием «Акварелька». Ребята получают листочки разных цветов (белый, красный, синий, жёлтый, зелёный) и делятся на 5 групп. Первая группа (белые) будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Вторая группа (красные) – проанализирует притчу с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении притчи. Третья группа (синие) попытается предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Четвёртая группа (жёлтая) будет искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста. Пятая группа (зелёные) попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.







Прием «Вселенная» помогает строить предположения по поводу развития сюжета притчи. Солнце в центре – тема, планеты - предположения со словами «возможно», «вероятно»; спутники – обоснования этих предположений, подбор аргументов. Этот приём своего рода кластер. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован для рефлексии знаний на любом из этапов урока для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.









Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями.

А потом подошел к Мастеру и спросил: 

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 

- Все в твоих руках.









Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ.





















Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

  • обсуждение основной идеи и смысла притчи; формулировка вопросов; выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием; определение ценностей, которые отражает притча.

  • формулировка названия притчи;

  • притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

  • инсценировка притчи;

  • подбор пословиц, поговорок на идею притчи;

  • сравнение с басней, видеороликом, с другой притчей;

  • редактирование притчи (вставить пропущенные слова в текст притчи);

  • притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.).

  • составление кроссвордов, ребусов по идее притчи;

  • составление синквейна;

  • иллюстрация притчи.





Просмотр содержимого документа
«Приложения 1-5. Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ»

Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ.

Приложение 1.

Урок на тему  «Добро и зло» (Основы светской этики) я начала с притчи, используя приём незаконченного чтения:

Учитель предлагает ученикам послушать притчу и ответить на вопросы.

Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ...

- Что могло сказать Добро? (выслушиваются предположения детей) А сейчас послушайте, как заканчивается притча.

«Что – то сахар у вас не очень сладкий, вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Вопросы и задания.

- Озаглавьте текст.

- Определите основную мысль текста

- Кто из героев понравился и почему?

- Как бы вы поступили на месте героев?

После обсуждения притчи учащиеся совместно с учителем легко сформулируют тему и цели урока.

На уроке по теме «Зачем творить добро» (Основы православной культуры) я рассказала притчу «Юноша и звезды».

Учитель предлагает ученикам послушать притчу и ответить на вопросы. (Притчу читает хорошо подготовленный ученик или учитель).

«Юноша и звезды»

Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»…

Вопросы и задания.

- Как можно оценить поступок юноши?

- Что такое доброта?

- Напишите мини-сочинение на тему «Дорога добра… Какая она?»

- Составьте «Кодекс доброты» (правила доброты).

- Нарисуйте рисунок на тему: «Как вижу я добро и зло».





Приложение 2.

На уроке можно создать проблемную ситуацию, анализируя притчу. Данную ниже притчу можно также использовать в уроке «Добро и зло» или «Зачем творить добро».

«Мудрый царь Соломон»

Однажды пришли к Соломону две спорящие женщины и принесли маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала: «Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!» другая же закричала: « Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его».

Которая же из них была матерью? Почему? (Выслушать высказывания детей). Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой и пожертвует своим счастьем, лишь бы ее ребенок остался живым.

На уроке «Христос и его крест» (Основы православной культуры) я также предлагаю учащимся решить проблемную задачу с помощью притчи.

Учитель предлагает ученикам выслушать притчу и ответить на вопросы. (Притчу читает хорошо подготовленный ученик или учитель).

Шли два человека, каждый нес свой крест, но один постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу, а другой нес его со смирением, хотя сам склонялся под тяжестью креста.

Первый просил со слезами, и Господь всё более и более облегчал его ношу, крест становился всё меньше и меньше; а второй терпел.
И вот они подошли к глубокой пропасти. Тот, который нес тяжелый большой крест, положил его над пропастью и легко перешел на другую сторону, а у второго крест был настолько мал, что он не смог перейти по нему.
Человек горько заплакал, говоря: «Ах, если бы я знал»...

Вопросы.

1. Два разных человека вели себя по-разному по отношению к ноше. Как вел себя первый (постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу). Чем для него закончилось роптание?

2. Как вел себя второй? Чем помогло ему смирение?

3. Притча называется «Просто неси свой крест». Как, по-вашему мнению, связано название притчи и поведение первого человека?

4. Что означает выражение «нести свой крест»?

Объяснение учителя.

Выражение «нести свой крест» означает, что каждый человек должен спокойно выполнять свой долг, справляться с проблемами, тяготами жизни, которые случаются, как бы тяжело это не было.

В христианстве крест – это символ, который означает очень важные идеи христианской веры.



Приложение 3.

Притчи можно использовать для рефлексии в конце урока. Данная ниже притча может быть использована на разных уроках.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями.

А потом подошел к Мастеру и спросил: 

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? 

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. 

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: 

- Все в твоих руках.

Приложение 4.

Притча «О камнях»

Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.

— Здравствуй, — сказали они, — это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения.

Человек ответил:

— Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

Вопросы и задания:

1. Придумайте новое название притче.

2. В чем нравственный урок ее? О какой ценности идет речь?

3. Как вы объясните смысл понятия «совесть»?

4. Составьте кластер или синквейн со словом «СОВЕСТЬ»

5. Какая из данных поговорок  о совести отражает смысл притчи:

А)  Совесть – тысяча свидетелей.

Б) Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

В) У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Г) Человек с нечистой совестью всего боится.

Е) С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.


Перед работой с притчей учащимся предлагается задание которое они выполняют по группам (собрать пазлы и узнать героя притчи).

Работа с текстом. (Название притчи умышленно не дается).

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет …….: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет ……: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины …….. словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце …………? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда ………… тот волк, которого ты ………….

Вопросы и задания.

1. Вставьте пропущенные слова в текст.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

2. В чём нравственный урок притчи?

3. Какое название можно придумать к этой истории?

(Учитель раскрывает название притчи.)

Только поразмыслив, мы понимаем, что в  притче  «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух  волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле.  И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать  выбор между добром и злом.




Приложение 5.

Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

  • обсуждение основной идеи и смысла притчи; формулировка вопросов; выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием; определение ценностей, которые отражает притча.

  • формулировка названия притчи;

  • притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

  • инсценировка притчи;

  • подбор пословиц, поговорок на идею притчи;

  • сравнение с басней, видеороликом, с другой притчей;

  • редактирование притчи (вставить пропущенные слова в текст притчи);

  • притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.).

  • составление кроссвордов, ребусов по идее притчи;

  • составление синквейна;

  • иллюстрация притчи.

Прием  «ассоциации» или, как я его называю «лучики» —  актуализация субъективного опыта при анализе текста притчи. Посередине листа (доски) рисуется круг, в котором записывается название притчи. Заголовок может быть дан, а могут учащиеся выполнить задание и озаглавить текст самостоятельно. От круга ребята рисуют стрелочки. Сверху записывается тема притчи (о чем?), слева, справа, внизу – ассоциации, мысли, чувства, синквейн.

Прием «Облако мыслей». Автор этого приема Ш. Амонашвили. Учащиеся слышат название притчи, обдумывают и записывают все, что приходит в голову в связи с этой темой.

Прием «Акварелька». Ребята получают листочки разных цветов (белый, красный, синий, жёлтый, зелёный) и делятся на 5 групп. Первая группа (белые) будет искать в тексте только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Вторая группа (красные) – проанализирует притчу с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при чтении притчи. Третья группа (синие) попытается предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. Четвёртая группа (жёлтая) будет искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание притчи с позиции оптимиста. Пятая группа (зелёные) попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Прием «Вселенная» помогает строить предположения по поводу развития сюжета притчи. Солнце в центре – тема, планеты - предположения со словами «возможно», «вероятно»; спутники – обоснования этих предположений, подбор аргументов. Этот приём своего рода кластер. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован для рефлексии знаний на любом из этапов урока для организации индивидуальной и групповой работы в классе и дома.

Просмотр содержимого документа
«работа с текстом притчи»








Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ






Титова Юлия Олеговна,

учитель русского языка и литературы,

учитель ОРКСЭ







Оглавление

  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. 2.1. Актуальность притчи.

    2. 2.2. Понятие «притча».

    3. 2.3. Функции притчи.

    4. 2.4. Результативность.

  3. Заключение.

  4. Список литературы.





















Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ. (Слайд 1)

1. Введение

Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания школьников волновали общество всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить проявления зла, жестокость и насилие, эта проблема становится все более актуальной. Самое страшное сегодня – это потеря духовно-нравственных устоев ребенка: его отношения к труду, его веры, совести, этики. Основой воспитания, является формирование таких личных ценностей, как долг, честь, совесть, достоинство.

Я хочу остановиться на значимости и важности внедрения в школьный курс обучения новой дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель обучения модулям ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный предмет знакомит с нравственными идеалами и ценностями, религиозными, духовными и светскими традициями России в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.

Обучение ориентировано на общее знакомство с основами религий, их историей, традициями, нравственными и культурными ценностями.

2.1. Актуальность притчи

Мои уроки ориентированы на интерес учащихся.

Ведущими технологиями в изучении курса ОРКСЭ стали игровые, диалоговые, ИКТ.

Применяя диалоговые технологии, я работала с текстом. Чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч и т.д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Эти тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в них.

Я остановлюсь на притчах. Именно притча обладает, на мой взгляд, наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление. Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

Как учитель русского языка и литературы, я заметила, что часто дети читают текст, глубоко не вникая в содержание. Притча учит их осмысливать слово, в ней все кратко, просто, но полно мудрости. Я стараюсь вызвать учащихся на откровенный разговор, затронуть их «душу». Мне так же помогает тот факт, что курс безоценочный.

2.2. Понятие «притча»

Притча – это короткий иносказательный, поучительный рассказ. (Слайд 2) Слово притча является переводом  на славянском языке  «притъка»-случай, происшествие- иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин,  с греческого слова «paraballo», что значит «располагать в ряд». Таким образом, притча — это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную  истину.  В них отражается  жизнь человека, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.

Несомненными достоинствами притчи является то, что она не требует доказательств; подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации; не содержит прямого наставления, морали (слушатель сам должен его вывести); строится на сравнении; предполагает мыслительную деятельность; несет в себе определенный  поучительный урок; помогает постичь важную нравственную истину; способ передачи мудрости старшего поколения.

2.3. Функции притчи

Притчи выполняют следующие функции: (Слайд 3)

1. Функция зеркала.  Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.                                   

2. Функция модели.  Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Она может мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.

3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Притча – это изумительная кладовая опыта, который передается от поколения к поколению в обобщенном и занимательном виде, завораживая и привлекая внимание слушателя:

По объему притчи очень короткие, и на уроке удается обсудить, сравнить 2-3 притчи. Часть текстов на уроках использовались как раздаточный материал, часть воспринимались учениками на слух, просматривались видеофрагменты.

Притча уместна на этапе мотивации, целеполагании в начале урока, чтобы заинтересовать учащихся, «заставить» думать.  (Приложение 1) (Слайд 4, 5, 6, 7)

На уроке можно создать проблемную ситуацию, анализируя притчу. (Приложение 2) Притчи можно использовать для рефлексии в конце урока. (Приложение 3)

Притчи призывают ребят «пережить» ситуацию, поставить себя на место героя. Эти маленькие тексты наполнены эмоциональным содержанием, поэтому имеют успех у ребят. Притчи легко запоминаются и несут глубокую смысловую нагрузку. (Приложение 4) (Слайд 8, 9)

Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повышает мотивацию учащихся и делает уроки наиболее продуктивными. (Приложение 5) (Слайд 10, 11)

2.4. Результативность

Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки на уроках ОРКСЭ, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и прочности навыков.

Проведённая в конце учебного года повторная диагностика направленности мотивации изучения ОРКСЭ показала следующие результаты: высокий уровень мотивации к изучению ОРКСЭ – 70 %, средний уровень – 27 %, низкий – 3 %. По сравнению с диагностикой в начале учебного года: количество учащихся с высоким уровнем мотивации выросло на 42 %, а с низким - уменьшилось на 9 % (Приложение 6). (Слайд 12) Это однозначно свидетельствует о положительной динамике мотивации учащихся к изучению предмета ОРКСЭ, а в дальнейшем ведёт к заинтересованности обществознанием и историей, а также литературой.

3. Заключение

Чтение и разбор притч помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Здесь, в доступной для ребят форме, ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, любви, верности, гуманности, патриотизме.

Все это способствует усвоению теоретических знаний по курсу, совершенствует практические умения учащихся, развивает самостоятельность, интерес к традициям Родины. А самое главное – они учатся не только понимать, но и уважать культурное наследие своей страны.

Этот курс является безоценочным, что дает возможность ученикам открыто рассуждать, искренне отвечать на уроках, не боясь допустить ошибку. Ребята с удовольствием вступают в беседу, часто возникают проблемные ситуации, но учащиеся часто самостоятельно решают их. Возникновение дискуссий на уроках говорит о том, что курс интересен ребятам и они не равнодушны к обсуждаемым проблемам.

Ученики с увлечением выполняют творческие задания (проекты): мини – сочинения, рисунки, газеты, плакаты и презентации.

Знание прошлого, сохранение добрых традиций, обычаев воспитывают и развивают духовно-нравственные ценности.

Курс ОРКСЭ способствует вовлечению всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в мир культуры; способствует становлению нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач ФГОС.

Главным результатом на уроках ОРКСЭ считается усвоение школьниками понятий: милосердия, сострадания, добро, понимание, любовь. И если учащиеся будут способны различать добро и зло, то сильной будет личность, сильным будет общество и сильным будет государство.

Жить   в мире и согласии мы учили  всегда.

Уважение к своей стране, к ее традициям, истории и культуре является основой любого воспитания. Нельзя вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.










4. Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г.Аверина // Нач. школа. – 2005. - № 11.

2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989.

3.      Начала мудрости. А. Лопатина, М. Скребцова –Москва; Амрита-Русь, 2005.

4.      Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.

5. Основные приёмы и технологии в работе тренера-преподавателя: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2010.

6. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

7.      Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.

8. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л.А.Турик, Н.А. Осипова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.





Просмотр содержимого презентации
«Приложение 7. Презентация»

« Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ » Титова Юлия Олеговна учитель  русского языка и литературы , МБОУ – СОШ № 50 г. Орла

« Работа с текстом притчи на уроках ОРКСЭ »

Титова Юлия Олеговна

учитель русского языка и литературы ,

МБОУ – СОШ № 50 г. Орла

- ЭТО КОРОТКИЙ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЙ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.  Достоинства притчи: Свойства притчи:

- ЭТО КОРОТКИЙ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЙ, ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ.

Достоинства притчи:

    Свойства притчи:

      • Функция зеркала;
      • Функция модели;
      • Функция опосредования;
      • Функция хранения опыта.
      Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ... - Что могло сказать Добро?

      Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: ...

      - Что могло сказать Добро?

      «Что – то сахар у вас не очень сладкий, вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло. Вопросы и задания. - Озаглавьте текст. - Определите основную мысль текста - Кто из героев понравился и почему? - Как бы вы поступили на месте героев?

      «Что – то сахар у вас не очень сладкий, вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

      Вопросы и задания.

      - Озаглавьте текст.

      - Определите основную мысль текста

      - Кто из героев понравился и почему?

      - Как бы вы поступили на месте героев?

      Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»…

      Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»…

      Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

      Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

      • обсуждение основной идеи и смысла притчи; формулировка вопросов; выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием; определение ценностей, которые отражает притча.
      • формулировка названия притчи;
      • притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);
      • инсценировка притчи;
      • подбор пословиц, поговорок на идею притчи;
      • сравнение с басней, видеороликом, с другой притчей;
      • редактирование притчи (вставить пропущенные слова в текст притчи);
      • притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.).
      • составление кроссвордов, ребусов по идее притчи;
      • составление синквейна;
      • иллюстрация притчи.
      Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: —  В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет …….: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет ……: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины …….. словами деда, задумался, а потом спросил: —  А какой волк в конце …………? Старик улыбнулся и ответил: —  Всегда ………… тот волк, которого ты ………….

      Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

      —  В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет …….: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет ……: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

      Внук, тронутый до глубины …….. словами деда, задумался, а потом спросил:

      —  А какой волк в конце …………? Старик улыбнулся и ответил:

      —  Всегда ………… тот волк, которого ты ………….

      Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: —  В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло : зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро : мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: —  А какой волк в конце побеждает ? Старик улыбнулся и ответил: —  Всегда побеждае т тот волк, которого ты кормишь .

      Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

      —  В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло : зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро : мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

      Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

      —  А какой волк в конце побеждает ? Старик улыбнулся и ответил:

      —  Всегда побеждае т тот волк, которого ты кормишь .


      Скачать

      Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

      Вебинар для учителей

      Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!