Тема: В. Осеева. «Просто старушка»
Цели:
Обучающая: развивать умение прогнозировать текст, правильно, осознанно читать, подобрать пословицу к тексту, выражать свое отношение к прочитанному задавать вопросы к тексту, давать характеристику героям, анализировать и делать выводы, формировать навыки выразительного чтения.
Воспитывающая: добрые чувства, чувство ответственности за свои поступки, высокие моральные качества, формировать систему нравственно – этических ценностей на основе прочитанного текста, доброе отношение к людям.
Развивающие: развивать навыки монологической речи, развивать внимание, память, развивать умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, высказывать свое мнение, развивать навыки правильного и осознанного чтения.
Планируемые достижения учащихся: осознание понятий « великодушие, добрые слова, доброта, добро», «жизнь дана на добрые дела», умение определять главную мысль произведения, умение находить в тексте слова, позволяющие охарактеризовать героя произведения, умение участвовать в коллективной беседе.
Ход урока:
Организационный момент
-Ребята, давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
Актуализация знаний
-Плохой ли, хорошей рождается птица. Ей суждено летать. Человеку же так не годится. Человеку мало родиться, им еще надо стать.
- о чем говорится?
- о чем будем говорить?
Постановка темы и цели урока (диалог с учащимися)
- Я хочу, чтобы вы сегодня сами узнали, с каким произведением мы познакомились и кто его автор.
Прием «Кроссенс» (на экране картинка) (Приложение 1)
- найдите связь между изображениями и выясним какое произведение будем сегодня читать.
- кто автор? Какое произведение? Какой жанр? О чем? Кто герои? Какие они?
- рассказ называется «Просто старушка»
-мы будем сегодня читать, рассуждать, дискутировать и обобщать свои знания.
3. Стадия «Вызов».
-ребята, предположите, как вы считаете, просто старушка, какая это старушка? (простая, непростая, обычная, как все, прохожая, чужая)
-Какая цель урока? (мы будем говорить о добрых делах, поступках)
- давайте познакомимся с рассказом «Просто старушка» и узнаем, оказалось ли наше предположение верным.
4. Первичное восприятие текста
-возьмите белый листок бумаги и прочитайте.
- оказалось ли наше предположение верным или нет?
- какие чувства вызвали у вас этот рассказ?
-какое время года описано в тексте?
- кто главный герой рассказа?
5.Самостоятельное чтение текст. Прием «Фишбоун» (Приложение 2)
- теперь вы поработайте в группе, прочитаете еще раз и выполните – фишбоун, возьмите у себя на парте синий листок.
-Голова рыбы- это герой, у каждой группы свой герой.
-Верхние косточки- факты -будете находить и записывать слова и выражения из текста
-Нижние косточки-причины- будете записывать –какой герой, характеризующие героя.
Один из группы выходит, показывает, делает вывод.
6.Физминутка. (Приложение 3)
Звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты», ребята берут свою веревочку или ленточку встают и выкладывают на свободном месте, то, что связано со словом «доброта»
7. Прием «Литературное домино» (Приложение 4)
После того, как мы с вам разобрали каждого героя, я вам предлагаю поработать в паре. Вам нужно собрать домино. К каждому герою подобрать такое домино, чтобы характеризовало его.
- возьмите конверт желтого цвета, достаньте домино и на парте выложите. Вам нужно собрать последовательность, можете пользоваться текстом.
- сверьте, правильно ли у вас получилось (на экране)
- молодцы, у всех получилось!
8. Вторичное восприятие текста с предварительным заданием. Индивидуальная работа. Соотношение иллюстрации и текста (Приложение 5)
- сейчас вы поработать самостоятельно, возьмите конверт красного цвета, вам нужно соотнести картинку с текстом. Подберите к каждой картинке нужный текст и приклейте. А в конце у вас не иллюстрация, а пословица. Вам нужно найти и подобрать пословицу, которая подходит к рассказу.
- подпишите свою работы и в конце урока мне сдадите.
9. Выразительное чтение диалога « по ролям» на «Радиопередаче».
-найдите в тексте диалог детей.
- ребята, если бы мы сейчас попали на радиопередачу и нам нужно озвучить этот отрывок, сколько бы героев нам понадобилось? (мальчик и девочка)-автор
- давайте с каждой группы возьмем по герою. Выходите.
- с какой интонацией будем читать мальчика?(торопливо, удивленно, добродушно)
- с какой интонацией будем читать девочку?(удивленно)
-итак, мы с вами попадаем в радиостанцию( звучит музыка)
10.Подведение итогов урока . Рефлексия
- Итак, с каким рассказом мы сегодня познакомились? ( Мы сегодня познакомились с рассказом «Просто старушка» )
- О чем он? ( Этот рассказ о доброте, помощи, внимательности, заботе.)
- Какими нам с вами нужно быть? ( Нам нужно быть внимательными, добрыми, заботливыми.)
- Да, ребята, действительно, сейчас в нашей жизни не хватает уважения, взаимопонимания, доброты, заботы. Не хватает великодушия. Нам нужно учиться быть внимательными друг к другу, заботливыми, великодушными. А сегодняшний урок мне бы хотелось закончить отрывком из стихотворения Эдуарда Успенского:
«Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту, всегда.
И, если, кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.
На свете живешь ты не зря».
-и в конце нашего урока, я вам хочу подарить такие открытки- виде сердечек с пожеланием (Приложение 6.)
-Спасибо за урок!