СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом. Использование дидактического материала на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Практика многих лет работы выявила необходимость в подборе и систематизации дидактических материалов с учетом специфики изучаемого материал по теме "Работа с текстом." Карточки  использую в начале следующих уроков в качестве фронтальных, групповых, индивидуальных заданий для повторения пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом. Использование дидактического материала на уроках русского языка.»

Карточки "Работа с текстом"

I.

Спиши, разделяя текст на предложения,

подчеркни главные члены.

Подчеркни главные члены.


Задание № 1.

Пришла настоящая зима выпал пушистый снег снежинки кружатся в воздухе мороз нарисовал на окнах ледяные узоры мальчики катаются на лыжах и коньках девочки лепят снеговика.


Задание № 2.

На широком лугу зеленеет трава выше колен кланяются лиловые колокольчики вьётся цепкий горошек белеют высокие ромашки порхают мохнатые шмели на листке подорожника сидит большой зелёный кузнечик.

Задание № 3.

Кончилась летняя тёплая ночь занимается над лесом утренняя заря над лесными полянами стелется лёгкий туман прохладная роса покрыла листву на деревьях из травы глядит беленький глазок земляники рядом уже краснеет душистая ягода.


Задание № 4.

Ещё дуют холодные ветры а на весенних проталинах показались первые ранние цветочки из душистой кельи медовой вылетела первая пчёлка скоро луга зазеленеют у кудрявой берёзы распустятся клейкие листочки зацветёт белая черёмуха.

Задание № 5.

Наступила ночь в кустах заливался соловей беззвучно носятся летучие мыши чуть слышно журчат лесные ручейки пахнут душистые ночные фиалки.

Задание № 6.

Бьют барабаны играют трубы льётся над площадью торжественная мелодия твёрдым шагом идут солдаты впереди шагает знаменосец ветер колышет знамя

II.

Из слов составить предложения. Напиши.

Подчеркни главные члены.

Составь словосочетания.

1) колючий, храбро, ёрш, в, плавает, озере


Сделай звукобуквенный разбор слова ЁРШ

2) наливается, под, спелым, солнцем, рожь, ярким, зерном


Сделай звукобуквенный разбор слова РОЖЬ


3) сегодня, по, гуляли, аллее, дети, берёзовой


Сделай звукобуквенный разбор слова АЛЛЕЯ

4) в, закружились, листья, воздухе, осенние


Сделай звукобуквенный разбор слова ЛИСТЬЯ

5) белочка, с, ветки, ветку, на, перепрыгивает, быстро, рыжая


Сделай звукобуквенный разбор слова ВЕТКА


6) попугаем, охотник, с, старый, саду, клетку, в, вешает, на, дерево,


Сделай звукобуквенный разбор слова САД

7) бродит, по, важно, огороду, ворона, большая

Сделай звукобуквенный разбор слова ОГОРОД

8) под, частой, построил, ёлочкой, дом, свой, заяц-беляк

Сделай звукобуквенный разбор слова ЗАЯЦ

9) На, перелётные, осенью, юг, улетают, птицы.

Сделай звукобуквенный разбор слова ЮГ


10).

III.

Прочитай. Подумай, какие слова-признаки

в предложениях пропущены. Напиши рассказ,

вставляя пропущенные слова.


Задание № 1 .

Солнечный дождик.

День был … и … . Вдруг набежала … тучка. Посыпался … дождик. … солнце продолжало светить. … капли падали на землю. В каплях дождя играли … лучики. Вот дождик кончился. По … небу дугой протянулась … радуга.

IV.

Составь их данных слов предложения. .

У тебя получился рассказ. Озаглавь его.

Подумай, какие буквы в словах пропущены.

Напиши.


____________________


Старшеклассники, на, в, прогулку, пригласили, лес, малышей.


В, школ.ники, воскресен.е, у, собралис., школы, под.езда.


От.ехали, школы, от, р.бята, гур.бой, лыжах, на.


Дети, лес, в, в.ехали, и, разные, в, стороны, раз.ехалис..

________________________


Заиграло, в.сёлое, зимнее, над, солнышко, лесом.


Н.чных, глубоких, т.терева, из, лунок, выл.тели.


Б.рёзе, птицы, кр.сивые, расселись, на.


Т.терева, почками, душистыми, к.рмились, б.рёзовыми.


За, л.сник, изд.лека, сл.дил, кр.сивыми, старый, птицами.



V.

Прочитай предложения. Расположи их так, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь его.


Богатым оказался улов. Мальчики рыбачили на реке Каме. Братья Саша и Алёша отправились на рыбалку. Мелкие рыбёшки пошли на уху. Крупного окуня рыбаки принесли домой.

VI.


Перед тобой текст, в котором «спрятались»

шесть предложений.

Если ты их найдёшь, получится интересное стихотворение.

Напиши.

Подчеркни главные члены во 2-6 предложениях.


Много зверюшек живёт в уголке рыжая белка сидит на сучке рыбки в воде затевают игру кролик грызёт на поляне кору здесь черепаха и ёжик живут каждому дети гостинец несут.


VII.

Составь предложения из слов каждой группы.

Напиши.

Подчеркни главные члены.


Над, высоко, поднялось, солнце, землёй.



Сосульки, тают, длинные, солнце, на.


Зачирикали, воробьи, весело, деревьях, на.


Ручейки, зазвенели, по, говорливые, дорогам.


Грачи, возвратились, и, скворцы, из, стран, далёких.

VIII.

Составь предложения из слов каждой группы.

Напиши.

Подчеркни главные члены во2, 3, 4 предложениях.


1)

Чаща, полна, лесная, звуков, разных.


2)

По, дятел, стучал, пёстрый, старому, дубу, огромному.


3)

Над, кружились, высокой, елью, клесты, шумные.


4)

Искали, птицы, пищу, для, птенцов, маленьких.



IX.

Спиши, раскрывая скобки.

Выделяй приставку,

подчеркивай пробел.

Выдели приставки,

подчеркни орфограмму-пробел у предлога.


Задание № 1.

(До)води дело (до)конца.

Цветы (под)резали (под)корень.

Тропинка (с)пускалась (с)горы.

Ленту (в)плели (в)косу.

Лодка (от)плыла (от)берега.


Задание № 2.

Колобок (с)катился (с)окошка, (по)катился (по)дорожке, (до)катился (до)леса.


Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел.



X. Спиши, вставляя нужное по смыслу


однокоренное слово с корнем СНЕГ(ж).

слова-признаки, чтобы получился рассказ про зайца.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _____.

Тёплым одеялом укроет землю ____. ___ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут строить ______ крепости, лепить ________ , играть в ________.

Этот _____ зверёк живёт в лесу. У него _______

________ уши, _____ хвост. Передние лапы ____, а задние _____. Шубка у зверька летом ________, а зимой - _______. Морковка, ________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и _____кора хороша. ________ зверёк всего боится.


XI.

Расположи предложения по порядку.

Запиши текст, поставь в словах знак ударения.

На ней растут цветы. Большие цветы золотыми головками качают. Есть у нас во дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А маленькие цветы лепестками машут. Это так красиво!

Расположи предложения по порядку. Запиши текст, поставь в словах знак ударения.

У него голубая крыша и длинная ножка. А живёт в домике весёлая птица скворец. Стоит у нас в саду домик. Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. Кто же там живёт?

XII.

Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Озаглавь. Запиши получившийся текст, поставь в словах знак ударения.

Сначала пришла жирафа Анюта, потом обезьянка Мария Францевна. Кроме того, к строителям присоединилась девочка Маруся. У неё тоже не было друзей.

И вот на стройке стали появляться помощники.

Работали строители до самого вечера. А когда становилось темно, жирафа брала в зубы фонарь и освещала строительную площадку.


Наконец стихи были готовы, и он сказал: - Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил! Сначала стихи про Знайку!

Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи.

Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

XIII.

Прочитай и озаглавь текст. Запиши заглавие и текст. Ставь в словах знак ударения.


Пошёл дождь. Все звери попрятались, любопытный ёжик вылез из своей норки. Он очень хотел посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ёжик совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо было бы посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.

Кузнечик не ходил, а всё время прыгал. Лесные звери очень этому удивлялись.

- Почему ты не ходишь, как все мы? – спрашивали они кузнечика.

- Просто я радуюсь жизни. Вот и прыгаю всё время от счастья! – весело ответил кузнечик и быстро ускакал прочь.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!