Конспект открытого урока по предмету «Фортепиано»
МБОУДО «Красноуфимская РДШИ»
Преподаватель: Сафонова Ольга Ивановна.
Учащаяся: Галимзянова Карина - 3 класс ДОПП
Дата проведения: 13.04.2023г.
Тема урока: «Работа с вариациями» на примере вариаций Н.Любарского на тему русской народной песни «Уж как я свою коровушку люблю».
Цель урока:
Повторение, закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на материале изучаемого произведения.
Задачи урока:
- образовательные: закрепление теоретических знаний, совершенствование практических навыков, формирование грамотного подхода к прочтению нотного текста;
- развивающие: развитие памяти, внимания, музыкального мышления, навыков слухового контроля, творческой активности учащейся через различные виды деятельности;
- воспитательные: воспитание трудолюбия и усидчивости, умения самостоятельно работать с музыкальным материалом;
Вид урока – практическое занятие.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: два фортепиано, нотный материал.
План урока:
I. Организационный этап. - приветствие, посадка за инструмент, вступление педагога.
II. Основной этап:
игра Ганона № 9
Тема
1 вариация
2 вариация
3 вариация
Возвращение темы
III. Подведение итогов. Оценка. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности ученика к уроку, посадка за инструментом. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово преподавателя.
II. Основной этап.
Преподаватель: Для начала проиграем Ганон № 9. В темпе четверть – 104 - 108, с опорой на первую долю.
Ученик играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
Для укрепления ровности и силы звука используем приём игры в пунктирном ритме.
Преподаватель: Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает «изменение». Вариации в музыке – форма произведения (или его части), которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Сегодня мы покажем работу с вариациями Н.Любарского на тему русской народной песни «Уж как я свою коровушку люблю».
Ученик: Играет произведение целиком. Затем, по просьбе преподавателя, еще раз повторяет только тему вариаций.
Тема.
Преподаватель: Расскажи, пожалуйста, о теме. Какой у нее характер?
Ученик: Певучий, плавный, грустный, ласковый, очень простой и душевный.
Преподаватель: А что использует композитор, чтобы передать этот характер? Какие средства музыкальной выразительности?
Ученик: Лад – минор, тональность соль-минор, штрих – legato (плавно, связно), неторопливый темп.
Преподаватель: Все верно. И ровное движение мелодии восьмыми с остановками на четвертных в основном нисходящее. А изложение – полифоническое: партия правой руки - главный голос, партия левой руки – подголосок. Это свойственно многоголосной русской песне, а в основу темы положена мелодия русской народной песни «Уж как я свою коровушку люблю».
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ли свежей травки ей нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, Буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была Буренушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала!
Покажи, пожалуйста, как ты учила тему.
Ученик: 1. Играет тему и поет текст песни.
Преподаватель: 2. А теперь я играю партию левой руки, а ты поешь сольфеджио партию правой руки и попробуем наоборот.
Практическая работа: В медленном темпе проучиваем тему отдельно руками. Добиваемся хорошего legato. Выстраиваем мотивы (в теме четыре трехтактовых мотива), находим в них главные (опорные) ноты.
Затем ученик играет двумя руками так, выстраивая мелодическую линию в мотивах.
Преподаватель: Важно, чтобы тема не исполнялась однообразно. Тема – это целое предложение, которое необходимо динамически выстроить и найти в нем кульминацию. Например (показ на фортепиано): первый мотив можно сыграть тихо и спокойно; второй – более настойчиво, с динамическим подъемом; третий мотив исполнить ярко (кульминация предложения); в четвертом мотиве вернуться в первоначальное настроение. В этом случае тема прозвучит цельно и выразительно.
Ученик: Играет медленно, с остановками, а затем в темпе, стараясь динамически выстроить тему, достичь целостности в исполнении. Попутно добивается качественного legato, слышания параллельных голосов, выразительного исполнения.
1 вариация.
Ученик: Играет первую вариацию.
Преподаватель: Какие изменения произошли в первой вариации?
Ученик: Появился новый штрих – staccato (отрывисто) и на смену восьмым пришли триоли.
Преподаватель: Поэтому движение стало более энергичным и, соответственно, изменился характер музыки. Он стал скерцозным, т.е. стал…
Ученик: Игривым, шутливым.
Преподаватель: А осталась ли тема или хотя бы ее элементы?
Ученик: Да, начала мотивов и окончания.
Преподаватель: Давай сыграем вдвоем, в ансамбле. Я буду играть тему, а ты – первую вариацию. (Играем в ансамбле, одновременно тему и первую вариацию). Звучит достаточно необычно, но интересно. (Играем вдвоем еще раз. При этом преподаватель играет тему в трехдольном размере. В этом варианте ансамбль звучит достаточно органично и благозвучно. Первая вариация очень украшает тему и как бы оплетает кружевом ее мелодию).
Преподаватель: Основной штрих в этой вариации – staccato (отрывистое исполнение). Исполнение этого штриха может быть разным.
Практическая работа: Играем в медленном темпе отдельно руками. Работаем над штрихом. Staccato в первой вариации легкое, короткое и острое. Легкий удар и быстрый отскок. Пальцы собраны в «домик» (но не поджаты), кончики направлены строго вниз, в клавиши. Плечи и локти свободные, движение кисти как при легком постукивании по твердой поверхности (вспоминаем курочек, клюющих зернышки; важно не играть крупным движением от локтя, это – ошибка). Ученик играет двумя руками, добивается качественного исполнения staccato. Далее работаем с мотивами. Ищем опорные ноты и выстраиваем мотивы так же, как делали это в теме. Работаем в медленном темпе, с остановками. Важно хорошо интонировать мелодию и следить, чтобы грань между мотивами была понятной и внятной. Далее ученик играет в темпе, контролирует исполнение staccato, добивается выразительного исполнения.
2 вариация.
Преподаватель: Что происходит во второй вариации? Как изменяется характер музыки?
Ученик: Появились шестнадцатые, движение увеличилось, характер стал беспокойным и взволнованным. (Играет вторую вариацию).
Преподаватель: В этой вариации большое значение имеет то, как левая рука исполняет свою партию. Она отмечает начало каждой доли, держит темп, выстраивает мотивы в непрерывном движении шестнадцатых. Она – дирижер. В нотах партия левой руки выделена определенным штрихом – staccato-partamento.
Практическая работа: Работаем над штрихом в партии левой руки. Этот штрих не легкий и острый, как в первой вариации. Движение кисти здесь более тяжелое и вязкое. Играем и как будто ставим точку на каждой ноте (вспоминаем, как начинается гроза: с больших, тяжелых, жирных капель). Ученик играет партию левой руки в темпе, следит за исполнением штриха, стремится к опорным нотам в мотивах, слушает разрешения. Далее работаем двумя руками в медленном темпе. Правая рука легко подхватывает левую (с места, от клавиши) и заполняет долю до конца шестнадцатыми. Движения правой руки очень экономные, работают только цепкие пальцы. Исполнение должно быть ровным, гладким. Обращаем внимание на последние такты в мотивах – здесь есть несколько переходов мелодии из руки в руку. Проучиваем эти такты отдельно. Здесь важно играть гибко и ловко, сделать кистевую передачу из руки в руку минимальной и не заваливаться на пятый палец в левой руке. Далее ученик играет вариацию в среднем темпе, следит за ровным звуковедением и качественным исполнением штриха в левой руке.
Преподаватель: А ещё можно проучить вторую вариацию аккордами.
Ученик: 1. Играет аккордами. (Можно собрать партии обеих рук в аккорды и поиграть в подвижном темпе. В этом варианте становится явно слышна тема (начала мотивов) в верхнем голосе.)
2. Играет партию левой руки как написано в нотах, а партию правой руки собирает в интервалы. (В этом варианте мелодия звучит на слабую долю (на «и».)
(В этой вариации нет авторских указаний по поводу какого-либо выделения мелодии темы. Ведущая здесь – левая рука.)
3 вариация.
Ученик: Играет третью вариацию - разбор.
Преподаватель: Третья вариация самая яркая, энергичная, праздничная, солнечная. Она – кульминация всего произведения. Первая фраза этой вариации полностью повторяет первую фразу темы (за исключением последней ноты), но с существенными изменениями. Какие это изменения? Сделай, пожалуйста, сравнительный анализ первых фраз темы и третьей вариации.
Ученик: Тема написана в миноре, а вариация – в мажоре. Тональность темы – соль-минор, вариации – соль-мажор (уточняем, что это одноименные тональности). Тема исполняется штрихом legato, а вариация – staccato. Тема неторопливая, динамически негромкая, характер – спокойный и задумчивый. Третья вариация исполняется в быстром темпе, forte (громко), характер – веселый, энергичный, танцевальный. (Играет первые фразы темы и третьей вариации.)
Преподаватель: Теперь разберем вторую фразу. Это новый музыкальный материал, простой мотив, который повторяется четыре раза. И, чтобы эти четыре мотива не звучали однообразно, нам предлагают сделать crescendo и accelerando, то есть…
Ученик: Постепенно увеличить силу звука и ускорить темп.
Практическая работа: Работаем со второй фразой. Играем первый мотив на piano и каждые следующие три такта делаем crescendo: p – mp – mf – f. Accelerando начинаем с третьего мотива. Проучиваем вторую фразу, придерживаясь этого плана, а затем ученик исполняет всю вариацию. Важно ровно распределить crescendo во второй фразе и правильно выбрать начальный темп вариации, чтобы качественно исполнить accelerando. В этом случае кульминация прозвучит действительно ярко и убедительно.
Возвращение темы.
Преподаватель: И после этого праздника и веселья звучит знакомая тема: певучая и задумчивая, в основной тональности соль-минор, в первоначальном темпе Andante (не спеша). Поэтому нужно очень быстро переключиться на другое настроение и на другой штрих.
Практическая работа: Ученик играет первый мотив, который заканчивается не разрешением в тонику, а неожиданным появлением VI ступени (прерванный оборот). Этот эпизод следует проинтонировать особенно выразительно и как бы удивиться звучащему «ми-бемоль» в левой руке. Далее работаем со вторым мотивом. Уточняем аппликатуру, проучиваем отдельно руками. В правой руке добиваемся максимального legato. Проучиваем со словами песни (связь с дыханием). В левой руке присутствует достаточно большой скачок вниз. Чтобы сгладить прерывание мелодической линии, используем замедление темпа, удлиняем снятие «до» вторым пальцем и низко над клавиатурой переносим левую руку в квинту («соль» - «ре»). Окончание берем мягко, но цепко (кончиками пальцев). Ученик играет второй мотив двумя руками, добиваясь ровного, плавного звуковедения и, затем, исполняет тему целиком.
Подведение итогов.
Домашнее задание: Проработать каждый раздел произведения предложенными приемами. В теме выстроить мотивы и предложение; в первой вариации поработать над штрихом и направлением в мотивах; вторая вариация - работа над штрихом в партии левой руки и ровным звуковедением при игре двумя руками; третью вариацию нужно учиться исполнять ярко, смело и энергично, а возвращение темы играть качественным legato, не теряя плавности и гибкости в окончании.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.
Нотный материал:
1. «Альбом ученика – пианиста». Хрестоматия 3 класс. Учебно-методическое пособие./ Составители: Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.