СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа со словарем на уроках в начальных классах."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья в помощь учителю начальных классов при работе со словарными словами .

Просмотр содержимого документа
«"Работа со словарем на уроках в начальных классах."»

СТАТЬЯ

«Работа со словарём на уроках в начальных классах»

                                                                   

                подготовила

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             Федорова Галина Александровна


Одна из задач моей работы – развитие речи учащихся, расширение их кругозора.

Кругозор – это объём интересов, знаний. А это значит, для того, чтобы развивать особое внимание к чему-либо, должно возникнуть желание узнать, понять и поэтому работа должна быть интересной, занимательной, с учётом психолого-педагогических особенностей этого возраста.

Основное внимание в своей работе я уделяю работе со словарём.

Но обычно у детей нет желания работать с такой скучной книгой – словарём, поэтому я строю свою работу так, чтобы привлечь детей, заинтересовать, ведь дети любят загадки и с большим удовольствием принимают участие в игре.

Младшие школьники с интересом отгадывают загадки и сочиняют их сами. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей.

Например:

  1. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома (трамвай)

  1. Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост-

И поднимется до звёзд  (ракета)

Отгадывая загадку, дети объясняют лексическое значение этих слов, пользуясь словарём:

Трамвай – вагон городской электрической железной дороги.

Ракета – снаряд с реактивным двигателем.

Также выясняют многозначность словарных слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Я прослушиваю все варианты, чтобы не отбить инициативу ребёнка. Лучшие предложения записываем на доске и в тетрадях.

Работаем над произношением, ударением, отрабатываем орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения: магазин, километр, портфель.

Также рассматриваем ударение в таких словах:

 фрукт – слива.

- А как же будет называться сок?

Как правило, многие говорят сливовый. А давайте найдём это слово в словаре. Оказывается – правильно произносим – сливовый. Составляем предложение с прилагательным, пользуясь словарём.

И дети с удивлением открывают для себя ударение в этом слове.

Продолжая работу со словарём, я использую такие виды упражнений:

  1. Выпишите из словаря, в учебнике русского языка, слова на заданную тему: «Птицы», «Овощи», «Одежда».

Найдите в каждой строчке лишнее слово. По какому принципу отобраны слова:

- автомобиль, урожай, трамвай, самолёт;

- капуста, помидор, солома, морковь;

- пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

  1. Дополните предложения подходящими по смыслу словами:

- На берегу возвышается старинный … .

- Квартира была закрыта на … .

- Билет в театр … десять рублей.

- Телефон … на тумбочке.

Подсказка:  стоит, стоит, замок, замок.

В словарной работе нам помогают наши помощники – словарики. Но они у нас не простые, а с подсказкой, с рисунком, что так необходимо для детей начальных классов.

Словарик – это рабочая тетрадь детей, где они сами записывают словарное слово и по мере возможности стараются выполнить рисунок к новому слову, чтобы лучше его запомнить. Также дети сочиняют сказку про это слово, или рассказ, в котором много раз употребляется словарное слово.

Творчество ребёнка в работе со словариком способствует развитию речи, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

Сейчас появилось много иностранных слов, которыми мы засоряем речь и не знаем их правильное значение и правильное произношение.

У нас в магазинах продают грейпфруты, и ни в одном магазине на ценниках  нет правильной записи. И чтобы разрешить эту задачу: узнать, как же правильно он называется, мы обращаемся к толковому словарю.

Правильная запись этого слова: грейпфрут. И оказывается это самостоятельное цитрусовое дерево или сочный, ароматный, горьковато-кислый плод с жёлтой кожурой.

Я считаю, что очень полезно привлечение этимологического анализа слов с непроверяемым написанием, так как использование слова в речи требует понимания его точного смысла.

Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к языковому материалу, создаёт благоприятные условия для запоминания слов, расширяет кругозор.

Например, значение слова:

Апельсин – это слово пришло в русский язык из Германии. Апфель –  по немецки яблоко, а чина или сина – Китай. Впервые эти плоды были привезены в Европу и не имели названия, но они круглые и были привезены из Юго-восточной Азии, поэтому им дали название апфель и син, а у нас апельсин.

Работа со словарём присутствует не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

Ребёнок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает,  прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – обогатить словарь детей.

Так, например, уроки чтения способствуют обогащению, расширению кругозора.

Общая закономерность в настоящее время – дети не любят читать. Некоторые дети не хотят читать и не могут пересказать. А это происходит оттого, что многие слова детям непонятны. И опять же нам на выручку приходит словарь.

Например, в учебниках встречается слово «лапти» (произведение Андрея Платонова «Сухой хлеб). Находим значение этого слова в словаре:

Лапти – в старинное время крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу.

Тяпка – орудие для рубки чего – либо.

С помощью словаря мы узнаём точное значение непонятных слов.

На уроках математики тоже можно обогатить словарный запас ребёнка.

На своём личном опыте я убедилась в том, что дети не могут начать решать задачу, не зная значение некоторых слов. Дети приходят в школу с малым словарным запасом, так как у них маленький жизненный опыт, для этого надо обогащать словарный запас, учить детей пользоваться толковым словарём, чтобы дать  точное определение непонятного слова.        

Например, в 1 классе многим детям непонятны слова «дороже», «дешевле».

Обращаемся к толковому словарю:

«Дешёвый» – имеющий низкую цену.

«Дорогой» - имеющий высокую цену.

Значит дороже – это больше, дешевле – это меньше.

Для работы со словарём необходимо:

- Не пугаться большой информации, содержащейся в словарях, а просто усвоить основные принципы устройства словаря.

- Превратить работу со словарем в неотъемлемую часть классной и домашней работы.

Проводимая из урока в урок работа со словарями не только даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении, правописании и происхождении слов, но и позволяет употреблять слова в новых контекстах, повышать грамотность.

Литература

  1. Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся начальной школы. – М.,1994.

  2. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 1994.

  3. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М., 1991.

  4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. – М., 2012.

  5. Словарь русского языка в четырёх томах. – М., 1985.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!