Проект:
Работа со словарями русского языка как средство повышения речевой культуры
Творческое название проекта:
«Язык мой – друг или враг?»
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, - означено словами.
Одно – давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно!
А.Шибаев
Аннотация проекта
Цель данного проекта – привлечь внимание учащихся к живому слову, вызвать интерес к русскому языку как к учебному предмету, а также к художественной книге.
Проект позволяет усвоить темы, наименее охваченные в учебниках, а также предусмотреть задания для учеников с различным уровнем подготовки.
Задачи:
- Развитие грамотной, образной, выразительной речи школьников, обогащение их словарного запаса, расширение кругозора.
- Формирование умений и навыков речевого общения, то есть умения воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание, а также повышение культуры устной и письменной речи.
- Воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.
- Приобретение навыков самостоятельной работы с источниками информации, умений обобщать, обрабатывать и усваивать информацию в виде новых знаний.
Этапы и сроки проведения проекта
с 7 ноября по 7 декабря
- Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем.
- Обсуждение плана работы.
- Работа с различными источниками информации.
- Самостоятельная работа в группах.
- Подготовка творческого отчета о проделанной работе в виде презентации.
- Представление результатов на итоговом мероприятии.
Темы исследований
- 5 класс "Что за прелесть, эти сказки!«
( учитель Зорина Т.В .)
- 6а класс "Слово о словарях"
( учитель Рудакова О.А .)
- 8 класс "Моё имя в мире слов" ( учитель Котмакова О.А .)
- 10 класс "Что такое фразеологический словарь"
( учитель Лёвочкина Н.М .)
- 12 класс "Увлекательная этимология или тайны русских слов"
( учитель Зорина Т.В .)
Мини-проект в 5 классе "Что за прелесть, эти сказки!"
Учитель: Зорина Татьяна Владимировна
Цель проекта:
Прививать интерес к устному народному творчеству через театрализованную деятельность.
Задачи:
-приобщение детей к народному творчеству;
-активизация словарного запаса;
- развитие исполнительского умения детей в создании художественного образа, используя для этого игровое творчество;
-развитие связной речи, памяти, мышления, воображения, внимания; раскрытие творческого потенциала детей.
-воспитание положительных нравственных качеств личности;
-привитие любви к литературе, художественному творчеству, бережного отношения к книгам;
- овладение навыками общения и коллективного взаимодействия.
Продукт проектной деятельности
Театрализованная сказка «Лиса-лапотница».
Презентация проекта.
Премьера спектакля «Лиса-лапотница» на новогоднем представлении.
Мини-проект в 6а классе «Слово о словарях».
Учитель:
Рудакова Оксана Александровна
Цель проекта:
Познакомить учащихся со словарями русского языка и научиться пользоваться ими.
Задачи :
- Прививать интерес к русскому слову.
- Побудить учащихся чаще пользоваться словарями.
- Развивать способность краткого и яркого изложения своих мыслей.
- Приобрести навыки работы со словарями.
Результаты проекта
- Познакомились со словарями русского языка.
- Научились кратко и ярко излагать свои мысли.
- Приобрели навыки работы со словарями.
Мини-проект в 8 классе "Моё имя в мире слов"
учитель:
Котмакова Ольга Анатольевна
Цель проекта:
Узнать, что такое имя, какова история и происхождение имен.
Задачи проекта - познакомиться со словарями В.И.Даля, С.Ожегова,Н.А.Петровского и изучить определение имени;
- изучить из различных источников интернета информацию о происхождении и значении интересующих имён;
- понаблюдать за своими поступками и сравнить с полученной информацией;
- проанализировать и оформить полученные при исследовании результаты.
Результаты проекта
Посетили школьную библиотеку и познакомились со словарями
В.И.Даля,
С.Ожегова,
Никандра Александровича Петровского
«Словарь русских личных имен»
Результаты проекта
Было проведено анкетирование.
Результатом данной работы стали
«Словарики имен своей семьи» и
«Словарь имен 8а класса».
С результатами своих исследований дети выступили перед учениками нашей школы и перед родителями.
Мини-проект в 10 классе «Фразеологический словарь»
Учитель:
Лёвочкина Наталия Михайловна
Цель исследования: выяснить, что мы можем узнать из фразеологического словаря.
Задачи исследования: - выяснить, что такое «фразеологический словарь»; - узнать историю создания первого фразеологического словаря; - создать самим фразеологический словарь.
Результаты проекта
Узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение;
примеры употребления фразеологизмов в современной литературе;
синонимичные и антонимичные пары фразеологизмов.
Выяснили, что фразеологический словарь самый молодой в сравнение с другими словарями.
Создали свой фразеологический словарь и презентовали его обучающимся.
Мини-проект в 12 классе "Увлекательная этимология или тайны русских слов»
Учитель: Зорина Татьяна Владимировна
Цель проекта: познакомить с помощью этимологического словаря с богатством и выразительностью русского языка, потому что «этот язык силен, свеж, богат, краток и ясен».
Результаты проекта
- Познакомились с основными типами словарей.
- Появился интерес к изучению происхождения слов.
- Сформирована положительная мотивация к изучаемому разделу языкознания.
- Научились пользоваться этимологическим словарем.
- Создали презентация «Как и где я могу пользоваться этимологическим словарем» и выступили перед младшими школьниками.
Смирновой Н.Н. было проведено мероприятие «Пословицы и поговорки» в библиотеке центра. На мероприятии дети познакомились с пословицами и поговорками, ребята 8а класса подготовили сценку.
Результаты проекта
Каждая группа представила результаты исследования и защитила свои проекты: "Что за прелесть, эти сказки!",
"Словарь имён",
"Словарь фразеологизмов",
"Словари русского языка",
"В гостях у этимологического словаря".
По каждому проекту были созданы буклеты.
Результаты проекта
Сформировано представление о разнообразии словарей русского языка и функциях каждого из них.
Освоены приемы работы со словарями.
Научились обрабатывать, обобщать полученную информацию и представлять результаты труда с использованием ИКТ.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !