СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа социального педагога по преодолению агрессивности у детей школьного возраста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект- "Работа социального педагога по преодолению агрессивности у детей школьного возраста".

Просмотр содержимого документа
«Работа социального педагога по преодолению агрессивности у детей школьного возраста»

Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

Кафедра педагогики и психологии образования





Проект

на тему:

«Работа социального педагога по преодолению агрессивности у детей школьного возраста»



Выполнила: Изергина М.Н.,

социальный педагог

МБОУ «Многопрофильная гимназия № 38»

г. Махачкала













Махачкала, 2015

Содержание

Введение……………………….…………………………….…..…................. 3

Глава I. Проявление агрессивности у детей школьного возраста и практические аспекты деятельности социального педагога по преодолению агрессивного поведения………………………………………5

1.1.Понятия агрессия и агрессивность……………………….................5

1.2.Агрессивное поведение детей школьного возраста: виды, факторы, причины, признаки агрессивности…….……………………………..…6

1.3.Основные этапы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения школьников……… ……………………….….12

Глава II. Практическая часть…..……...…………………………………….14

Заключение….………………..………………………………………………...22

Литература……………………………..…………………………...………….23

Приложение



























Введение

Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.
Дж.Самюэль

Очень часто социальный педагог в своей работе сталкивается с агрессивным поведением школьников. Формы проявления и причины могут быть абсолютно разными, и зависят от разных факторов: и от возраста ребенка, и от социальной среды, и от индивидуальных особенностей личности. Острую обеспокоенность вызывает и тот факт, что родители часто сами являются примером для подражания своих детей. Или одобряют проявление физического насилия ребенка по отношению к другим. Нередко можно слышать от родителей такие наставления: «Не будь трусом, не прощай обиду и оскорбления, если тебя ударили- ударь сильнее». Мальчиков отдают на борьбу, дзюдо, бокс, не объясняя, что отрабатывать удары на беззащитных- это противоречит кодексу чести любого уважающего себя мастера.

Медиапродукция, которая выходит сейчас в прокат, пронизана идеей насилия и агрессии. Играя в, казалось бы, безобидные компьютерные «стрелялки», ребенок учится убивать и не жалеть о содеянном. Снижается ценность человеческой жизни. Это может привести к очень страшным последствиям. А в школе все начинается с мелочей; когда школьник может душить или до сотрясения мозга избить сверстника из-за, казалось бы, не существенных причин. При этом он абсолютно себя не контролирует и не в силах остановиться, считая справедливым нанесение телесных и моральных отрицательных воздействий такому же школьнику, как и он.

Актуальность данного исследования определена ростом агрессивных тенденций в школьной среде и необходимостью найти пути и методы коррекции деструктивного поведения детей.

Цель: Изучить теоретический материал о социально – педагогической деятельности по преодолению агрессивного поведения школьников и реализовать её диагностический этап.

 Задачи:

  1. Определить причины агрессивного поведения школьников.

  2. Рассмотреть содержание, методы, формы и средства по преодолению агрессивного поведения школьников социальным педагогом;

  3. Провести диагностику, направленную на выявление видов агрессивного поведения школьников.

  4. Изучить и проанализировать научную литературу по психологии агрессии детей и подростков.

  5. Систематизировать материал, дать методические рекомендации по предупреждению и коррекции агрессивного поведения школьников.

Объект исследования: агрессивность детей школьного возраста.

Предмет: исследование видов агрессии у детей школьного возраста.

Гипотеза: выявить оптимальные формы работы социального педагога по снижению агрессивности у детей школьного возраста.

Методы:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной).












Глава I. Проявление агрессивности у детей школьного возраста и практические аспекты деятельности социального педагога по преодолению агрессивного поведения

1.1.Понятия агрессия и агрессивность

Агрессию различают как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции.

Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания [6].


1.2.Агрессивное поведение детей школьного возраста: виды, факторы, причины, формы, признаки агрессивности


Виды агрессии, которые чаще всего выделяют:

  • - физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)

  • - вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)

  • - косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).

  • аутоагрессия, это, когда при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя– она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.). [6]


Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения

В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:

  • индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;

  • психолого-педагогический фактор — дефекты школьного (нежелание учителя применить индивидуально-личностный подход к ребенку, понять суть его проблем, авторитарный стиль воспитания) и семейного воспитания (стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека), общая бездуховность семьи, отсутствие нравственных ориентиров, ссоры родителей, частые наказания);

  • социально-психологический фактор —неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье (социально-культурный статус семьи), на улице, в коллективе сверстников;

  • личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения. Сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения, эгоизм и циничность во взглядах, преобладание потребительской позиции, озлобленность и недовольство окружающими, вспыльчивость;

  • социальный фактор, нестабильная социально-экономическая обстановка . [ 4,9]

  • Гормональные перестройки пубертатного периода. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

  • Фактор здоровья- органические поражения головного мозга – травмы, арахноидиты, менингиты и т п.[10]



Причины агрессивности детей школьного возраста:

Основная часть жизни, которую ребенок тратит на учебу в школе, приходится на подростковый возраст. Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

 Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

  1. Одна из основных причин подростковой агрессивности - повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным.

  2. Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они  не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии.

  3. Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей или рождение младшего брата или сестры может сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников.

  4. В семьях, где предпочитают авторитарный стиль воспитания, где подростку отдают приказания и требуют безоговорочного их исполнения, подростки также проявляют повышенную агрессию во взаимоотношениях со сверстниками.

  5. На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.

  6. Агрессия родителей

А. Открытая (Негативное восприятие происходящих событий)

Б. Скрытая: непринятие пола ребенка, особенностей, склад характера, темперамента. Похожесть ребенка на супруга, оставившего семью.

  1. Агрессия у ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада.Не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров.

  2. Усталость.

  3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

  1. Жара - стресс для нашего организма. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы.

  2. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Ребенок особенно остро начинает ощущать нехватку личного пространства, отсутствие которого постепенно раздражает и приводит к выплеску агрессии.

  3. Связь уровня шума в классе с агрессивностью очевидна.[10]

Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.

Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.

Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.[6]

Признаки агрессивности:

• упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений, игнорирование просьб учителя;

• драчливость;

• постоянная или длительная подавленность, раздраженность;

• беспричинные вспышки гнева, озлобленность;

• жестокое обращение с животными;

• стремление оскорбить; унизить;

• властность, стремление настоять на своем;

• эгоцентризм, неспособность понять других;

• эмоциональная глухота, душевная черствость;

• самоуверенность, завышенная самооценка.[5]


1.3. Основные этапы работы социального педагога по преодолению агрессивного поведения школьников

Основными этапами работы с агрессивными детьми являются:

1.диагностика эмоционального состояния

2.индивидуальное консультирование, выявление причин данной проблемы, обучение навыкам разрешения возникающих проблем, умением управлять своими эмоциями;

3.включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций;

4.индивидуальная работа с системой ценностей ребенка, работать над формированием позитивной «Я концепции»;

5.обучение эффективным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.[10]

Кроме того, необходима работа с семьей агрессивного ребенка, целью которой является установление значимых взаимоотношений между ребенком и родителями.

Работа с семьей предполагает:

  1. диагностику педагогических позиций семьи;

  2. индивидуальное консультирование;

  3. включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение

  4. эффективное родительское взаимодействие с ребенком.

На первом этапе профилактики по преодоления агрессивного поведения подростков необходимо отрегулировать эмоции и научить подростка проявлять свои переживания, говорить о них и уметь перенаправлять отрицательную энергию буквально собирающуюся в мышцах в адекватное русло.

Очень важным является и такой способ, как снятие напряжения. Но разрядка агрессивного поведения позволяет снять напряжение сейчас, и не способствует профилактике и предупреждению агрессивности.

Иногда разумнее направить агрессию подростка не на спортивные занятия, а на коллективные творческие виды деятельности, такие, как театральные, танцевальные студи, тренинги, там они научатся управлять и контролировать эмоции, свободно и продуктивно общаться, а спорт, к сожалению, не является универсальным средством укрощения агрессивности

Формирование самоконтроля – эффективный способ социализации агрессии. Самоконтроль начинается с релаксации, снятия мышечных зажимов, вызванных напряжением. Гнев, ярость, злость, - те эмоциональные состояния, которые напрямую проявляются в мышцах нашего тела. Простейший пример: глухо сжатая челюсть до боли в зубах как результат долго сдерживаемой злости.

Существенную работу в коррекции агрессивности может оказать работа с гневом как изначальной эмоциональной оставляющей, запускающей агрессивное поведение. Можно предложить подростку совместно составить шкалы гнева, где аффективные состояния будут дифференцироваться по степени интенсивности и получат название в диапазоне от 0 до 10 (точка кипения). Можно предложить подростку воспользоваться бланком и ежедневно отмечать свое настроение, преобладающее эмоциональное состояние на шкале в диапазоне от расслабленного до крайне злобного. Это позволит контролировать уровень напряжения и негативных эмоций, как источника агрессии.


Способы преодоления агрессивных состояний у подростков.

Пути социализации агрессии на уровне общественных групп:

-соревновательность вместо вражды,

-стремление разрешать конфликты вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону,

-сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели. На уровне отдельного человека:

- осознание и принятие своих переживаний,

- признание возможности существования различных точек зрения,

-стремление к диалогу,

- установка на компромисс и позитивную самореализацию [6].















II Практическая часть

Для диагностики видов агрессии у школьников был использован тест эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной.

Шкалы:

  • физическая агрессия,

  • косвенная агрессия,

  • раздражительность,

  • негативизм,

  • обидчивость,

  • подозрительность,

  • вербальная агрессия.

В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация. Назначение теста - диагностика различных форм агрессивного поведения. (вопросы и интерпретация в приложении№1)

С целью определения преобладающих видов агрессии у школьников разных возрастов, было проведено тестирование учащихся МБОУ «Многопрофильная гимназия №38» в 2013-2014 учебном году. Всего в исследовании принимало участие 404 человек, из них 221 ученик 4-5 классов и 183 ученика 7-8 классов.

Результаты исследования приведены в таблице;

класс

Физ-я агр-я

Косв.

агр.

Раздраж-ение

Негати

визм

Обидчи

вость

Подозри

тельность

Вербальная а

4

35%

15%

8%

23%

27%

5%

68%

5

41%

23%

11%

18%

17%

7%

57%

7

60%

37%

28%

20%

20%

29%

77%

8

52%

35%

27%

44%

21%

32%

63%


Как мы можем видеть из приведенной диаграммы показатели вербальной агрессии являются самыми высокими во всех исследуемых параллелях.Т.е. вербальная агрессия есть самый распространенный способ выплеска накопившихся отрицательных эмоций.

Самые высокие показатели физической агрессии у учащихся седьмых и восьмых классов.

У восьмиклассников также четко выражен негативизм, что характерно для подросткового возраста.

Ученики 4-х классов чаще всего выражают агрессию вербально и физически, хотя показатель физической агрессии высок у относительно небольшого числа опрошенных-38%. В ходе дополнительно проведенных индивидуальных бесед выяснилось, что дети боятся показаться слабыми, готовы дать отпрор обидчику, даже если нет реальной угрозы.

Все испытуемые с высоким показателем физической агрессии в основном мальчики. У девочек, учавствовавших в исследовании чаще всего отмечаются высокие показатели по таким шкалам, как обидчивость, косвенная агрессия, вербальная агрессия, подозрительность, раздражение.



класс

Физ-я агр-я

Косв.

агр.

Раздраж-ение

Негати

визм

Обидчи

вость

Подозри

тельность

Вербальная а

41

27

12

6

22

25

3

74

42

32

10

5

18

25

3

65

43

55

23

10

24

19

7

67

44

24

18

7

19

24

5

65

45

40

12

12

25

26

9

69

46

33

15

6

23

33

2

66

51

41

29

12

15

18

4

55

52

46

22

9

10

12

7

59

53

61

17

7

23

14

10

61

54

32

28

10

29

20

5

63

55

30

21

15

8

15

6

54

56

54

24

19

21

25

6

53

57

38

19

18

26

21

8

56

58

26

22

6

15

25

12

52

71

55

33

27

14

16

26

73

72

56

38

25

22

27

25

72

73

73

42

20

21

21

27

79

74

47

29

26

17

23

35

80

75

57

35

36

20

25

24

75

76

74

37

31

26

20

26

86

81

58

26

24

48

22

37

64

82

61

37

22

42

21

41

67

83

54

35

29

35

25

28

72

84

39

34

21

39

24

26

63

85

47

36

35

41

19

30

61

Вышеприведенная таблица показывает что от класса к классу, даже в одной параллели, показатели того или иного вида агрессии могут отличаться. Т.е. если в одном классе учится большое количество учеников с выраженной физической агрессией, то в другом классе этот показатель относительно невысок. То же самое касается все шкал во всех классах.

Как мы видим из вышеизложенного, преобладающие виды агрессии зависят от половозрастных признаков, т.е. могут отличаться в зависимости от возраста и пола испытуемого и, кроме того, от коллектива одноклассников, т.е. от их темперамента, характера, пола, интересов, любимого занятия и вида спорта и т.д.


Сравнительная диаграмма 4 классы

На диаграмме можно четко наблюдать наиболее выраженные виды агрессии в каждом классе. Хорошо видно. Что наиболее высокий уровень физической агрессии в 41 классе. В этом классе преобладают мальчики, в большинстве своем они очень активны, посещают спортивные секции и «за словом в карман не полезут», т.к. достаточно высок и уровень вербальной агрессии.



Сравнительная диаграмма 5 классы

Во всех пятых классах мы можем наблюдать очень высокий уровень вербальной агрессии. Уровень физической агрессии отличается в зависимоти от класса. Самый высокий уровень физической агрессии в 53 ив 56 классах. Это классы на70% состоящие из мальчиков. Напротив, если обратить внимание на 58 класс, класс одаренных детей, в котором из 18 учеников, только 6 мальчиков, причем все они мотивированы на учебу, мы видим, что все показатели находятся на достаточно низком уровне, лишь, как это бывает в женском коллективе, наблюдается подозрительность, вербальная и косвенная агрессия.







Сравнительная диаграмма 7 классы

Общая картина в 7-х классах практически такая же как в 4 и 5-х. Т.е. высокие показатели физической и вербальной агрессии. Но уже в 7 классах мы можем наблюдать повышение уровня других состояний. В целом весь эмоциональный фон в 7-х классах находится на напряженном уровне, что вполне естественно связано с подростковым возрастом и гормональными перестройками организма подростков.

Для этого возраста характерны проявления косвенной агрессии, т.е. хлопнуть дверью, по столу и т. д.

Усиливается мнительность и подозрительность. Детям кажется, что они говорят, что –то не хорошее, шепчутся за спиной, отсюда и раздражение присутствием отдельных лиц. Обидчивость, как следствие особой легкоранимости и повышенной чувствительности.

Также повышается уровень негативизма, т.е. подросток пытается противостоять окружающим его людям, особенно взрослым. Ломает привычные нормы поведения, склонен к тихим или бурным протестам и неподчинениям, не потому что…. , а вопреки всему… только чтобы настоять на своем, даже если он не прав.

Сравнительная диаграмма 8 классы

В восьмых классах мы можем наблюдать значительное увеличение уровня агрессии по всем показателям. Продолжает увеличиваться уровень негативизма. Растет подозрительность и раздражение от присутствием некоторых людей. С уровнем негативизма растет и уровень скрытой агрессии. Т.е. существуют суицидальные предпосылки. Возникают мысли сделать себе плохо назло другим, особенно близким. Именно в этот период дети нуждаются в особом внимательном отношении, более демократичном стиле общения и воспитания и понимании и поддержке.


Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии:

  • посчитать до 10.

  • сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов (обязательно в доступной форме нужно объяснить механизм связи между выдохом и релаксацией). Подросткам, интересующимся различными восточными оздоровительными техниками или единоборствами, можно заметить взяты от туда.

  • походить, если это возможно взад- вперед по помещению в темпе, диктуемом внутреннем состоянием.

  • порвать не нужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать, то что вызывает агрессивную реакцию), такую бумагу можно не просто разорвать, но и торжественно сжечь, соблюдая конечно все правила пожарной безопасности.

  • выместить свои отрицательные эмоции на каком – нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши.

  • Самое конструктивное – разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой – уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом [7]

Рекомендации по осуществлению социально-педагогической работы с агрессивными детьми

Рекомендации социальному педагогу по работе с агрессивными детьми.

  • Ни в коем случае не забывать, что агрессивный ребенок – это особая категория детей, требующая пристального внимания со стороны социального педагога;

  • Изучить особенности и проблемы агрессивных детей и в соответствии с ними составлять индивидуальные программы работы и групповые;

  • Координировать действия психолога, учителей, классных руководителей по созданию условий для благоприятной социализации агрессивных детей;

  • Проводить тематические родительские собрания на темы: «Агрессивный ребенок», «Взаимодействие с агрессивным ребенком»;

  • Консультировать по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются родители агрессивных детей;

  • Проводить семинары-практикумы как отдельно для учителей и родителей, так и совместно;

  • Отслеживать занятость свободного времени агрессивных детей;

  • Не забывать отслеживать эффективность практической деятельности в данном направлении работы.[11]


Заключение

В данной работе был изучен теоретический материал о социально – педагогической деятельности по преодолению агрессивного поведения детей школьного возраста и реализован её диагностический этап.[7] Были рассмотрены определения агрессивного поведения, описаны сущность, виды и формы агрессивного поведения школьников. Кроме того, рассмотрена деятельность социального педагога в работе с агрессивными детьми кошльного возраста, рассмотрено содержание, методы, формы и средства по преодолению агрессивного поведения подростков и проведена диагностика, направленная на выявление агрессивного поведения подростков.

Подводя итоги диагностики можно сделать следующие выводы:

  1. преобладание тех или иных видов агрессивного поведения напрямую зависит от половозрастных особенностей школьников.

  2. От уровня учебной мотивации учащихся.

  3. От количественного соотношения в классе мальчиков и девочек

  4. От уровня воспитанности детей.

  5. От увлечений и интересов.

В любом возрасте каждый человек нуждается в понимании и поддержке. Особенно это необходимо школьникам. Период взросления и становления ребенка как личности очень сложный. И насколько безболезненно пройдет школьник этот путь, будет зависеть только от близких людей, находящихся рядом, от их тактичности, терпения и готовности принять ребенка таким, какой он есть.

В своей работе с агрессивными детьми социальный педагог может пользоваться большим инструментарием. Кроме того, необходимо координировать действия психолого-социальной службы, деятельность классного руководителя и проводить профилактическую работу с родителями, направляя все силы для помощи детям.



Литература

  1. Долгова Анна /Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция/; изд. Генезис. 2009г

  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В./Справочник психолога средней школы - Изд.6-е, Ростов –на-Дону: Феникс-2010

  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие.-М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1996

  4. Широкова Г.А. /Практикум для детского психолога – Изд.7-е, Ростов –на-Дону: Феникс-2010

  5. Агрессивность в младшем школьном возрасте http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/06/18/agressivnost-v-mladshem-shkolnom-vozraste

  6. Личный сайт Хабаровой Виктории Сергеевны; статья- Краткая характеристика младшего школьного возраста, информация для родителей http://khabarovavs.ucoz.ru

  7. Курсовая работа: Социально-педагогическая деятельность по преодолению агрессивности поведения подростковhttp://text.tr200.biz/referat_pedagogika/?referat=542851&page=1

  8. Персональный сайт педагога-психолога Гуреевой Ирины Витальевны; статья -детская агрессивность и ее последствия http://psichologia.edusite.ru/p64aa1.html

  9. Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста http://www.scienceforum.ru/2013/12/3869

  10. Причины детской агрессивности. Родительское собрание с предварительным тестированием http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/05/27/prichiny-agressii-podrostkov-roditelskoe-sobranie-s

  11. Причины возникновения подростковой агрессии у учащихся средней школы и пути ее преодоления. http://festival.1september.ru/articles/624381



Приложение 1

Тест агрессивных эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной). Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия. В данной модификации исключена шкала “Чувство вины“, убраны двойные отрицания, упрощены формулировки, дана текстовая (популярная) интерпретация. Назначение теста - диагностика различных форм агрессивного поведения. Инструкция к тесту - каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируете похожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте "Да" или "Нет" на следующие вопросы).

Тест

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.

8. Мне не раз приходилось драться.

9. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

10. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.

11. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.

12. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

13. Я думаю, что многие люди не любят меня.

14. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

15. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

16. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

17. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.

18. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю ему наперекор.

19. Меня легко обидеть.

20. Многие люди мне завидуют.

21. Если я злюсь, я могу выругаться.

22. Если не понимают слов, я применяю силу.

23. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

24. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

25. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

26. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

27. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

28. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.

29. На удар я отвечаю ударом.

30. В споре я часто повышаю голос.

31. Я раздражаюсь из-за мелочей.

32. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.

33. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

34. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

35. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

Обработка и интерпретация результатов теста.

Ключ к тесту:

Шкалы Вопросы

Ф 1 8 15 22 29

К 2 9 16 23 30

Р 3 10 17 24 31

Н 4 11 18 25 32

О 5 12 19 26 33

П 6 13 20 27 34

С 7 14 21 28 35

За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да” на вопросы, в вышеприведенной таблице.

Интерпретация результатов теста. Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:

• физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.

• Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

• Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется – см. «физическая и косвенная агрессия».

• Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

• Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

• Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

• Словесная агрессия (С): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности. Если у вас повышенный уровень агрессии, возможно, ваша энергия и пробивные способности помогают вам достигать своих целей. Но задумайтесь, какую цену вы платите за свои победы. Довольны ли вы своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между людьми и провоцирует конфликты. Вам необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, попробуйте направить их в мирное русло – спорт, творчество.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Низкие значения по этому тесту (точки расположены ниже пунктирной линии) свидетельствуют о вашей деликатности, уступчивости и бесконфликтности. Однако вам может не хватать упорства в достижении своих целей и отстаивании своей позиции.


Приложение 3

Рекомендации родителям при агрессивном поведении ребенка

1. Важно проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний типа: «Если ты себя так поведешь..., то мама с папой тебя больше любить не будут!» Можно проявлять недовольство по поводу действия, поступка, принимая личность ребенка в целом. Если ребенок просит вас пообщаться с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь, тем более не раздражайтесь за его назойливость. Лучше покажите, что вы понимаете просьбу ребенка, и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете. И еще один важный момент — не надо откупаться от ребенка дорогими вещами, подарками и т.п.

Для него гораздо важнее ваше непосредственное внимание.

2. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком. Подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите ребенка выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: не обидными словами, в рисунке, лепке, в спорте, при помощи игрушек

или действий безобидных для окружающих (можно завести специальную «сердитую подушку» для снятия стресса — если ребенок чувствует раздражение, пусть поколотит ее). Покажите, что о своих ощущениях можно говорить, не обязательно сразу драться. Ребенок постепенно освоит язык своих чувств и сможет на словах объяснить вам, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не станет пытаться привлечь ваше внимание «ужасным» поведением.

Помните: взрослый человек не всегда лучше знает, что испытывает ребенок. Он может лишь предполагать, основываясь на опыте наблюдений за собой и окружающими, что означает его поведение.

3. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны вынести его агрессию, следовательно, агрессия может быть сдержана, и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не читайте нравоучения, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

4. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (одноклассников, родственников, приятелей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше эмоциональных слов.

5. Покажите ребенку неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у товарища понравившуюся ему вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет общаться и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли ребенка прельстит такая перспектива.

6. Необходимо устанавливать правила поведения в доступной для ребенка форме. Например: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет».

7. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда он ведет себя должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Не стоит говорить: «Хороший мальчик (хорошая девочка)». Скажите: «Мне нравится, как ты поступил»,

9. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Дети учатся приемам общения с другими людьми, прежде всего путем наблюдения за поведением окружающих (в первую очередь родителей).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!