Работа социального педагога с учащимися, не соблюдающими дисциплину.
Каждый ребенок в раннем возрасте ищет предел дозволенного, ему необходимо не столько услышать, сколько почувствовать границы разрешенного. Со временем у большинства детей это действие совершается в «уме», но у детей , воспитанных неправильно, на всю жизнь остается потребность «искать предел дозволенного».
Требования родителей к ребенку-это стены комнаты. Комната может быть маленькой(требования жесткими) и большой (когда ребенку многое разрешается), главное, чтобы ребенок находил стены (границы дозволенного) всегда на своем месте. Когда он их находит и может опереться на них, он чувствует себя спокойно и уверенно. Когда стены ходят ходуном (родители то жестко наказывают, то многое разрешают), ребенок вырастает тревожным, и уже учителя в школе становятся участниками «поисков предела дозволенного», о какой ценой им это дается…
Учителя предъявляют к ученику свои требования и ожидают, что поведение учащихся будет им соответствовать. Об этом ребенку внушают с детского сада и родители дома. Но ведь ребенок тоже чего-то ожидает от учителя. Но чего? Вот это и необходимо понять, в случае часто повторяющегося плохого поведения и нарушения дисциплины учащимися. Итак, алгоритм таков:
1) Во-первых, нужно распознать цель поступка
2) Во-вторых, выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку
3) В-третьих, разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у учеников.
Существуют три основных закона, которым подчинено поведение наших учеников
1 Закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных условиях
2 Закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели-чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни
3 Закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:
привлечение внимания
власть
месть
избегание неудачи
Каждый ученик хочет чувствовать свою принадлежность к школьной жизни и неважно какими методами, т.е. чувствовать свою значимость и важность.
Эта потребность есть у каждого человека, т.к. человек-существо социальное.
Уильям Грассер в своей работе «Психология неудачника» говорил, что «Если личностные потребности ребенка не реализуются дома, то они должны реализоваться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им не достает дома, внимание, добрые взаимоотношения и не только со сверстниками, но и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу. Именно она должна открыть в ребенке путь к реализации главной жизненной потребности-осознание себя полноценной личностью»
Как правило, на выбор учащимися приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия как:
Качество отношений между ним и учителями
Классная атмосфера, направленная на успех или наоборот деструктивная
Соответствующая этому структура классного коллектива
Каковы бы ни были цели плохих поступков, мы должны научиться взаимодействовать с ними. Правильная стратегия приведет к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения.
Наше педагогическое вмешательство- это только создание условий, в которых дети смогут принять решение изменить поведение.
В своей работе, мне, как социальному педагогу и психологу, приходится сталкиваться с нарушителями дисциплины.
Система работы с ним больше сводится к проведения профилактических бесед, если поступки были не серьезные или однократные.
В некоторых случаях есть необходимость встретиться с родителями, побывать дома у ученика, чтоб полнее представить себе картину его быта и лучше понять цели и мотивы неприемлемого поведения.
Часто беседы проводятся неоднократно, и приходится ставить перед ребенком «Стены или границы» дозволенного и четко отслеживать соблюдения ими этих границ.
За первое полугодие учебного года, на учет в социально-психологическую службу были поставлены 8 учащихся как младшей школы, так старшего и среднего звена.
Основной причиной нарушения дисциплины били привлечение внимания любой ценой и достижение коммуникативных потребностей учащихся.
За первое полугодие 2017-2018 учебного года было проведено 3 ученических собрания, 3 родительских и 3 внеочередных Совета Профилактики.
Ученики высказывали свое мнение очнь активно и это в некотором смысле повлияло положительно на нарушителей дисциплины.
Родители, на «специальных родительских собраниях», старались поговорить с родителями учеников, мешающим их детям и учителям и срывающим учебный процесс.
Работа в этих классах ведется и в 2-х классах есть положительная динамика в сторону уменьшения частоты жалоб на дисциплину.
В случае когда классный руководитель и соц-психологичекая служба использовала весь имеющийся иструментарий воздействия на ученика, подключается к работе инспектор ПДН, проводит профилактические беседы с учеником и берет его на «карандаш».
МБОУ «Многопрофильная гимназия №38» г. Махачкала
Выступление на МО классных руководителей
Тема:
Работа социального педагога с учащимися, не соблюдающими дисциплину.
подготовила и выступила:
Социальный педагог Изергина М.Н.
Махачкала, январь 2018г.