СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в группе младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа в группе младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций»

Работа в группе младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций

Г.Б.Осмонжанова студентка Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького ул. Урицкого 106, г. Красноярск, Российская Федерация

специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

Научный руководитель: Михеева Ольга Петровна


Ключевые слова: коммуникативные компетенции, групповая работа, младшие школьники.


«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». (Китайская пословица)  

Школа должна формировать систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, которые определяют современное качество образования. В структуре компетенций младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетенция. Нам нужно приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативными.  Психологи доказали, что самостоятельное мышление и полезная инициатива развивается не с помощью индивидуальной работы под руководством чуткого взрослого, а с деятельностью в группе совместно работающих учащихся. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Отсюда следует, что актуальная задача образовательного процесса начальной школы -  развитие коммуникативной компетенции ученика. Для этого в современной практике преподавания эффективно применяются различные варианты обучения, которые способствуют привлечению учащихся в интерактивную совместную деятельность на уроках.  

Совместная деятельность – деятельность, которая осуществляется несколькими людьми “вместе”. В структуре совместной деятельности выделяются следующие элементы: - общая цель как идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть группа совместно работающих людей; - общий мотив, побуждающий людей работать вместе; - совместные действия, которые обеспечиваются строгим согласованием и чётким распределением индивидуальных действий; - общий результат как совокупность индивидуальных вкладов каждого. Структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками. Без взаимодействия нет и совместной деятельности. Оптимальным типом взаимодействия является сотрудничество.  

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех  способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком. Можно выделить три формы учебного сотрудничества младшего школьника: обучение в коллективе,  взаимооценка, обучение в группах. Сегодня мы подробнее остановимся на групповой работе, как одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества учащихся начальных классов.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща. Групповая работа имеет ряд преимуществ таких, как увеличение объема усваиваемого материала, творческой и познавательной самостоятельности, изменение характера взаимоотношений между детьми, сплоченность класса. В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы: - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); - раздача дидактического материала; - планирование работы в группе; - индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов; - обсуждение общего задания группы- сообщения о результатах работы группы; - общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.  

Различные способы группового взаимодействия учащихся. Для этого используются следующие приёмы: • Предлагать учащимся такую работу, которая позволяет общаться; • Обеспечить положительный эмоциональный фон во время работы; • Стараться высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты; • Организовать самоконтроль и взаимоконтроль учащихся; • Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность;  

Правила организации групповой работы. Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Надо стараться устанавливать для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например: - убедись, что в разговоре участвует каждый; - говори спокойно и ясно; - говори только по делу. Можно использовать плакат с правилами перед тем, как дети начнут работать в группах. Во время групповой работы необходимо контролировать ход работы, отвечать на вопросы, регулировать порядок работы, в случае необходимости оказывать помощь отдельным ученикам или группе в целом. Также, при построении учебного сотрудничества нужно всегда учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.  

Обсуждение результатов групповой работы. Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп. Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенной мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный, т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?'' Подводя итог всего урока, стремиться прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.  

В заключение хочется сказать следующее: За последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы. Доказано, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность  обучающихся,  в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Партнеры контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и результаты использовать для решения ряда частных задач. Групповые виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у младших школьников сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, а также  позволяет детям стать активнее, повышая количество  их участие в олимпиадах, конкурсах, проектах, выставках. Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в современном обществе.  


Библиографический список

  1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Начальная школа,/Л.Дубина-2005.

  2. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе: Обучение младших школьников взаимодействию и сотрудничеству./О.И.Крушельницкая, А.Н.Третьякова-М.

  3. Максимова А.А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников. //



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!