СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в классе аккомпанемента

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вкусы любителей музыки очень различны: одни посещают концерты  серьезной музыки (симфонические концерты, оперы), другие – знают наизусть все модные эстрадные песни, а кто-то поет романсы и народные песни.

Просмотр содержимого документа
«Работа в классе аккомпанемента»


МБОУ ДО «Красноуфимская РДШИ»











Методическая разработка


для преподавателей Детских музыкальных школ, Детских школ искусств

по теме:

«Работа в классе аккомпанемента»











Подготовила Новоселова Ю.С.


преподаватель по классу фортепиано





с. Криулино

2021г.


Методическая разработка


для преподавателей Детских музыкальных школ, Детских школ искусств

по теме:

«Работа в классе аккомпанемента»

Вкусы любителей музыки очень различны: одни посещают концерты серьезной музыки (симфонические концерты, оперы), другие – знают наизусть все модные эстрадные песни, а кто-то поет романсы и народные песни.

Часто между профессионалами идет спор, что важнее: умение исполнять самостоятельно произведения, концертные программы или умение исполнять песни и романсы под собственный аккомпанемент, умение аккомпанировать.

Важно знать и понять для себя, какую цель ты ставишь: быть профессиональным исполнителем или любителем музыки, это сразу приобретает различный смысл.

Задача музыкальной школы состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения, но и в активных пропагандистов музыкально-эстетических знаний, просто любителей музыки, которые умеют слушать и понимают ее.

Не все становятся профессиональными музыкантами, но умение музицировать – одна из составляющих в обучении музыкальной школы.

Одна из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся – занятия в классе ансамбля и аккомпанемента. Учащиеся, обучаясь с младших классов умению играть в ансамбле, закрепляют навыки коллективного музицирования на предмете – аккомпанемент, также навыки, приобретенные на специальности.

Одним из важных разделов в классе фортепиано является предмет чтение с листа, крайне необходимый для дальнейшей работы. Чтение с листа – это основной способ работы учащегося на этапе ознакомления с музыкальными произведениями. Умение свободно читать с листа нотный текст помогает передать эмоционально-образный смысл музыки, раскрыть содержание произведения.

Работы в классе аккомпанемента увеличивает требование к ученику, так как внимание ученика должно концентрироваться на нотный текст и литературный(слова народных песен и романсов). Поскольку в нашем классе иллюстратор-вокалист будем говорить о вокальной музыке.

Вокальная музыка – это музыка для пения как с сопровождением, так без него. Сюда относятся песни, романсы, хоры, оперы, оратории, кантаты и т.д. Вокальная музыка приобрела самостоятельное значение в результате длительного процесса превращения устного народного творчества, охватывающего музыку и поэзию как единое целое. Первая половина XIX столетия – период высокого расцвета русской романсовой лирики. В романсе наглядно проявляется связь профессиональной народной музыки. Многие романсы, написанные в духе русских песен, были подхвачены народом и получили распространение наравне с произведениями народного творчества(«Соловей» Алябьева, «Красный сарафан» Варламова и др.) очень важно начинать воспитание учеников на традициях народной песни, городского романса, лучших образцов национальной русской культуры. Класс аккомпанемента дает такую возможность для изучения.

Предмет аккомпанемент увлекает и радует учащихся своими новыми возможностями, тембровыми красками, динамикой, захватывает общей творческой задачей. Часто предмет аккомпанемента стимулирует интерес учащихся к инструменту, к урокам по специальности и коллективному творчеству. Чувство ответственности перед солистом, результат общей работы, радость публичного выступления – все это стимулирует занятия. Понимание исполняемого произведения создает атмосферу творчества, умение музицировать. Так как наши задачи – класс аккомпанемента в музыкальной школе – мы будем говорить о народных песнях и романсах. Передай стихи пением – звучит эпическая поэзия.

«Независимо от сущности того, что излагается в форме стиха, в его звуковой последовательности, есть еще «что-то» проникающее в самую глубь души. Это «что-то» и есть музыка» - П.И. Чайковский

В работе класса аккомпанемента приходится большое внимание уделять репертуару, исходя из индивидуальности учащегося. Необходимо научить ученика точно исполнять текст, выполнять все указания автора и педагогические пожелания, научить точному исполнению штрихов, изменению темпов, ощущению общего исполнительского дыхания.

От почему умению аккомпанировать нужно обучать специально, как одному из видов музыкального искусства.


Работа над произведением.

Работая с учеником в классе аккомпанемента нужно как можно больше музицировать, это будет способствовать расширению его музыкального кругозора. После беглого ознакомления с нотным текстом, словами, очень важно проделать следующую работу с последующим направлением:

  • Общий анализ (сведения об авторе музыки и текста, ознакомления с творчеством композитора) – самостоятельная работа ученика;

  • Музыкально-теоретический анализ (разбор формы произведения, ладо-тонального плана, мелодии, метро-ритмики, гармонии, фактуры, педали) – совместная работа педагога и ученика;

  • Раскрытие идейного содержания и выявление художественного образа произведения, особенности его драматургии и исполнительского плана.

Главное место в песенно-романсовом творчестве принадлежит мелодии. Задушевная лирика, эмоциональность, песенная культура и импровизационная свобода мелодического развития никого не оставляет равнодушным. «Из всех наслаждений жизни одной любви лишь музыка уступает, но и любовь – мелодия» - А.С. Пушкин.

Мелодия - основное мелодическое средство музыки, в которой объединяются музыкальные элементы: высотные и ритмические соотношения звуков, тембр, динамика и артикуляция. В мелодии важно добиться певучести в соединении с текстом, ощутить интонационную выразительность, правильно распределить динамику, умело применить агогические оттенки, выявить движения и кульминации, придавая законченность мелодическим построениям.

На уроках мы имеем дело с песнями и романсами (т.е. с литературными произведениями) поэтому текст несет главную составляющую. Стихотворная речь особенно близка музыке, так как в ней имеет значение не только мысль выраженная в словах и образах, но и само значение стиха, поэтический ритм, иногда мерный, спокойный, иногда взволнованный или радостный. В вокальной музыке фразировка определяется содержанием литературного текста. Учащийся должен ориентироваться на логические ударения в тексте, соотносить силу звука мелодии и аккомпанемента. Частой ошибкой является механическая взаимосвязь динамики и темпа: при «крещендо» - ускорение темпа, при «диминуэндо» - замедление. При изучении песенно-романсового репертуара важно помнить, что «крещендо» часто связано с повышением вокальной партии перед динамической кульминацией, в этом случае темп нужно расширить, а не ускорить. Динамика отражает характер музыкального произведения. Неточное исполнение штрихов наносит ущерб выразительности исполнения, так как штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Штрихи подчеркивают литературный текст, помогают передать, подчеркнуть главную фразу, мелодический оборот. Подчеркиваю текст и ритмические средства – синкопы, акценты. Важный момент – умелое использование педали, синхронность в снятии рук и педали, цезуры. Пауза – неотъемлемая часть музыкальной ткани. Моменты молчания (паузы, цезуры) столь же значимы, как и само звучание. Меры пауз, фермат и цезур во многом определяет законченность и убедительность исполнения, поэтому учащийся должен с особым вниманием относиться к этим деталям произведения. Проигрыши, как и вступления (если оно есть), должно быть исполнено безукоризненно, так как оно вводит, раскрывает характер будущего романса, народной или эстрадной песни.

Предмет аккомпанемента является дополнительным предметом на отделе фортепиано. По учебному плану предпочтительна система зачета или контрольного урока в конце года с оценкой за исполнение. В зависимости от умения и способности ученика система зачета может проводиться в другой форме (на концерте перед одноклассниками, в классном порядке или в форме викторины). Контроль проводится в течение всего учебного периода.

Раскрыть ученика, привить комплекс умения и навыков, научить достаточно свободно музицировать, исполняя эстрадные песни или романсы под собственный аккомпанемент – главная задача с в обучении учащихся в классе аккомпанемента отдела фортепиано. Способность эмоционально-образного переживания музыки, освоения произведений, умение исполнять выученное на сцене – главная задача педагога, которое требует большого и кропотливого труда, терпения и различного педагогического подхода.


I год обучения.

1. Чтение с листа:

  • Быстро опознавать тональность, зная буквенное обозначение;

  • Иметь представление о кадансах, умение играть обороты в различных тональностях (Т-S, Т-Д);

  • Видеть и слышать секвенции.

2. Транспонирование - умение развить навыки игры в разных тональностях.

3. Репертуар – начинать изучение с народных песен, обработок народных песен, городского романса, затем повышение сложности, исходя из индивидуальности учащегося.

В первом полугодии педагог должен проработать 10-15 произведений (народные песни, старинные романсы, городской романс) в размере 2/4; 3/4; 4/4 с аккомпанементом в виде «бас – трезвучие» в тональностях до 3-х знаков.

Следует заниматься чтением с листа, игрой различных функциональных оборотов ТSДТ, ТSДТ –SК64ДТ в тональностях от всех белых клавиш. Транспонировать начинать в тональности на м2; б2(умение развития навыков транспозиции, научить как именно подходить к ней и проблеме облегчения фортепианной фактуры).

Во втором полугодии – проработать 10-15 аккомпанементов (городской романс, песни из мультфильмов, популярные песни и романсы на смешанные виды техники. 2 произведения выносятся на зачет по аккомпанементу. Знать буквенные обозначения нот и тональностей, уметь исполнять легкие песни. Функциональные обороты можно усложнять ТSДТ – IIIVIДТ, вводить отклонения и модуляции (параллельный мажор – минор). Транспонирование на кварту, квинту.

II год обучения.

1. Чтение с листа.

2. Транспонирование.

3. Элементы гармонизации, импровизации.

4. Работа над произведением:

  • Музыкальное мышление;

  • Формирование зрительно-слуховых и ритмических представлений (штрихи, динамика - все вместе);

  • Ритмико – интонационные особенности (слова), роль и значение пауз, окраска, отклонение;

  • Важнейшие условия – синхронность исполнения, единство ритмического пульса, темпа – дыхание, контакт с вокалистом.

  • Проигрыши;

  • Педаль

В течение года - ознакомление 15-20 романсов (2-3 романса для концертного выступления: Гурилев, Варламов, Дюбюк и др.) В выборе репертуара необходимо руководствоваться принципами дифференцированного подхода, скоростью усвоения материала каждым конкретным учеником. Чтение с листа по сборнику Милич «Фортепиано» 3-4 класс, и сборник «Чтение с листа» фортепиано 3-4 класс, А. Николаев «Школа игры на фортепиано» - раздел «Ансамбли»(2-я партия), «Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей» - раздел «Ансамбли» (составители С.Ляховицкая, Л.Баренбойм), Функциональные обороты – простейшие способы варьирования (смена лада, тональности, смена регистра, смена размера), различные варианты ритмической фигурации, (гармонической, мелодической, смешанной фигурации). Транспонирование (народные песни в обработке Варламова).



С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.Народные песни в обработке А.Варламова

  • «Во саду ли, в огороде»

  • «По улице мостовой»

  • «Как у наших у ворот»

  • «Во поле береза стояла»

  • «Улица широкая»

  • «Белолица, круглолица»

  • «Мне моркотно, молоденьке»

  • «Ой, гай, гай зелененький»

  • «Ехал казак за Дунай»

  • «Вдоль по улице метелица метет»


2. А. Варламов

  • «Разочарование»

  • «Ненаглядная»

  • «Ненаглядный ты, мой»

  • «Вдоль по улице метелица метет»

  • «На заре ты ее не буди»

  • «Горные вершины»


3. А. Гурилев


  • «Вьется ласточка сизокрылая»


4. А. Дюбюк


  • «Не брони меня, родная»

  • «Поцелуй же меня, моя душечка»


5. А. Даргомыжский

  • «Юноша и дева»


6. М. Глинка (по выбору)


7. А. Петров «Песни и романсы из кинофильмов»

8. «Русский шлягер» (ред. Финкельштейн)


9. В. Шаинский «Песни из мультфильмов»









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!