РАБОТА В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА
5-7 КЛАССЫ
У.11. ДАТА -15.08.
ТЕМА. Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог.
«Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен...» (А.И. Куприн)
Цели: рассмотреть соотношение понятий «язык» и «речь», что такое «владение языком», какую речь можно считать правильной и выразительной; повторить виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо; в ходе орфографического и пунктуационного практикума повторить понятие об интонации и о выразительности речи; вспомнить признаки монолога и диалога; провести анализ своих речевых навыков в ходе речевого практикума; развивать связную речь, мышление; развивать бережное отношение к речи, языку; развивать навыки выразительного чтения; совершенствовать навыки владения средствами выразительности речи.
Работа над темой
ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ!
Язык – это средство общения, это весь запас слов и законы их изменения и соединения, это знаки, с помощью которых люди обмениваются сообщениями. Язык создан народом для выражения мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу. Язык находит свое проявление в речи.
Речь - это использование имеющихся языковых средств и правил в языковом общении людей, это функционирование языка. Речь –это язык в действии. Язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка.
Речь у всех людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания.
Владение речью – это умение говорить, читать, писать, слушать и понимать.
Речь - часть нашего мышления, потому что человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна: ее можно подразделить на четыре вида.
Четыре вида речевой деятельности
ГОВОРЕНИЕ | СЛУШАНИЕ | ПИСЬМО | ЧТЕНИЕ |
Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
Речь человека развивается вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.
Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.
В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.
Интонация — важное средство выразительности устной речи. Она является признаком предложения, противопоставляет предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные); участвует в выражении эмоций, чувств, мыслей людей; характеризует говорящего, участвует в выявлении смысла высказывания. В интонации важно всё: громкость речи, ритм, темп речи, соблюдение пауз между словами и предложениями, логическое ударение, тембр речи.
Громкость речи — это сила произнесения речи. Громкость речи будет разной в домашней обстановке, при ответе на уроке.
Ритм речи — это размеренность речи, которая проявляется в чередовании ударных и безударных слогов. Ритм речи соблюдается в стихотворных текстах.
Темп речи — это скорость говорения (речи). Чем больше звуков произнесено в минуту, тем быстрее темп речи. Речь бывает замедленная, быстрая, скороговоркой.
Тембр речи — это звуковая окраска, которой говорящий выражает чувства. Тембр речи может быть весёлым, грустным, осуждающим, угрожающим, игривым, торжественным, мрачным, спокойным и т. д.
Паузы — это перерывы в звучании между предложениями, словами.
Логическое ударение. С его помощью выделяются, «подчёркиваются» голосом наиболее важные слова в предложении. Например:
Сегодня пойдет дождь.(Именно сегодня!)
Сегодня пойдет дождь. (Не снег!)
Видеоурок о речи, интонации:
https://www.youtube.com/watch?v=-vtUzbS8gBo
РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ
Слушаем скороговорки и повторяем вместе:
https://yandex.fr/video/preview/?text=слушать%20скороговорки%20для%20развития%20речи%20и%20дикции&path=yandex_search&parent-reqid=1660544561635782-3443687631330638356-vla1-3402-vla-l7-balancer-8080-BAL-2383&from_type=vast&filmId=5157278657598964342
https://yandex.fr/video/preview/?filmId=13244334580757278001&suggest_reqid=904546033164861574943883281274525&text=слушать+скороговорки+для+развития+речи+и+дикции
Орфографический и пунктуационный практикум.
1.Запишите басню в тетрадь. Обратите внимание на правописание слов. Если правописание вызывает затруднения, напишите учителю.
2. Прочтите басню выразительно вслух. Если вам трудно выбрать интонацию, прослушайте аудиозапись басни.
3. Попробуйте объяснить устно знаки препинания в тексте. Почему автор именно такие знаки использует? Как знаки препинания подсказывают нам правильный выбор интонации?
4.Какая речь в басне: монологическая или диалогическая? Аргументируйте ответ.
5. Попробуйте придумать свой диалог о роли труда в жизни человека. Продумайте средства выразительности для такого диалога и аргументы.
6. Придумайте монолог на тему «Без труда не вытащить рыбку из пруда»; подберите убедительные средства выразительности, чтобы передать свою точку зрения.
Иван Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
Аудиозапись басни:
https://yandex.fr/video/preview/?text=басня%20крылова%20стрекоза%20и%20муравей%20текст&path=yandex_search&parent-reqid=1660545476678312-15671521874496969640-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-8590&from_type=vast&filmId=17222269609026350590
Как вы думаете: вам хорошо удалось выполнить задания практикума? Если возникли проблемы - обратитесь за индивидуальной консультацией к учителю.