СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОТА В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ТИПА. Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Повторение основных   понятий о  речи и языке, средствах выразительности речи,  формах речевой деятельности. Материалы  можно использовать для разных возрастных категорий (5-11 классы). 

Просмотр содержимого документа
«РАБОТА В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ. УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ФАКУЛЬТАТИВНОГО ТИПА. Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог.»

РАБОТА В ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА

5-7 КЛАССЫ

У.11. ДАТА -15.08.

ТЕМА. Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Формы речи: монолог и диалог.

  «Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен,   послушен, ловок и вместителен...» (А.И. Куприн)

Цели: рассмотреть соотношение понятий «язык» и «речь», что такое «владение языком», какую речь можно считать правильной и выразительной; повторить виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо; в ходе орфографического и пунктуационного практикума повторить понятие об интонации и о выразительности речи; вспомнить признаки монолога и диалога; провести анализ своих речевых навыков в ходе речевого практикума; развивать связную речь, мышление; развивать бережное отношение к речи, языку; развивать навыки выразительного чтения; совершенствовать навыки владения средствами выразительности речи.

Работа над темой

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ!

Язык – это средство общения, это весь запас слов и законы их изменения и соединения, это знаки, с помощью которых люди обмениваются сообщениями.  Язык создан народом для выражения мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу. Язык  находит свое проявление в речи. 

Речь - это использование имеющихся языковых средств и правил в языковом общении людей, это функционирование языка. Речь –это язык в действии. Язык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка.

Речь у всех людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания.

Владение речью – это умение говорить, читать, писать, слушать и понимать.

Речь - часть нашего мышления, потому что человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна: ее можно подразделить на четыре вида.

Четыре вида речевой деятельности

ГОВОРЕНИЕ

СЛУШАНИЕ

ПИСЬМО

ЧТЕНИЕ


Устная речь — основная разновидность речи. Это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.

Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.

Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.

Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.

Речь человека развивается вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Интонация — важное средство выразительности устной речи. Она является признаком предложения, противопоставляет предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные); участвует в выражении эмоций, чувств, мыслей людей; характеризует говорящего, участвует в выявлении смысла высказывания. В интонации важно всё: громкость речи, ритм, темп речи, соблюдение пауз между словами и предложениями, логическое ударение, тембр речи.

Громкость речи — это сила произнесения речи. Громкость речи будет разной в домашней обстановке, при ответе на уроке.

Ритм речи — это размеренность речи, которая проявляется в чередовании ударных и безударных слогов. Ритм речи соблюдается в стихотворных текстах.

Темп речи — это скорость говорения (речи). Чем больше звуков произнесено в минуту, тем быстрее темп речи. Речь бывает замедленная, быстрая, скороговоркой.

Тембр речи — это звуковая окраска, которой говорящий выражает чувства. Тембр речи может быть весёлым, грустным, осуждающим, угрожающим, игривым, торжественным, мрачным, спокойным и т. д.

Паузы — это перерывы в звучании между предложениями, словами.

Логическое ударение. С его помощью выделяются, «подчёркиваются» голосом наиболее важные слова в предложении. Например:

Сегодня пойдет дождь.(Именно сегодня!)

Сегодня пойдет дождь. (Не снег!)


Видеоурок о речи, интонации:

https://www.youtube.com/watch?v=-vtUzbS8gBo


РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКУМ

Слушаем скороговорки и повторяем вместе:

https://yandex.fr/video/preview/?text=слушать%20скороговорки%20для%20развития%20речи%20и%20дикции&path=yandex_search&parent-reqid=1660544561635782-3443687631330638356-vla1-3402-vla-l7-balancer-8080-BAL-2383&from_type=vast&filmId=5157278657598964342


https://yandex.fr/video/preview/?filmId=13244334580757278001&suggest_reqid=904546033164861574943883281274525&text=слушать+скороговорки+для+развития+речи+и+дикции


Орфографический и пунктуационный практикум.

1.Запишите басню в тетрадь. Обратите внимание на правописание слов. Если правописание вызывает затруднения, напишите учителю.

2. Прочтите басню выразительно вслух. Если вам трудно выбрать интонацию, прослушайте аудиозапись басни.

3. Попробуйте объяснить устно знаки препинания в тексте. Почему автор именно такие знаки использует? Как знаки препинания подсказывают нам правильный выбор интонации?

4.Какая речь в басне: монологическая или диалогическая? Аргументируйте ответ.

5. Попробуйте придумать свой диалог о роли труда в жизни человека. Продумайте средства выразительности для такого диалога и аргументы.

6. Придумайте монолог на тему «Без труда не вытащить рыбку из пруда»; подберите убедительные средства выразительности, чтобы передать свою точку зрения.


Иван Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»-
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

Аудиозапись басни:

https://yandex.fr/video/preview/?text=басня%20крылова%20стрекоза%20и%20муравей%20текст&path=yandex_search&parent-reqid=1660545476678312-15671521874496969640-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-8590&from_type=vast&filmId=17222269609026350590

Как вы думаете: вам хорошо удалось выполнить задания практикума? Если возникли проблемы - обратитесь за индивидуальной консультацией к учителю.



 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!