СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работая программа по физике для 7-9 классов, УМК Н.С. Пурышева

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование. Пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Работая программа по физике для 7-9 классов, УМК Н.С. Пурышева»

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, учебно-методическое обеспечение.

Пояснительная записка

Рабочая программа базового курса по физике для 7 класса составлена на основе:

  • федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ;

  • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312»,

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312»,

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • «СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993;

  • Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 15 марта 2012г. № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;

  • Примерная программа основного общего образования (сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. – М.:Дрофа, 2008)

  • Программа основного общего образования по физике 7-9 класс. Авторы Н.С.Пурышева, Н.Е Важеевская (сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. – М.:Дрофа, 2008).

  • Приказ УО МО «Барышский район» №293 от 12.08.2014 года «Об организации образовательного процесса в образовательных организациях муниципального образования «Барышский район» в 2014-2015 учебном году»


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для учреждений Российской Федерации на изучение физики в 7 классе на ступени общего образования отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Настоящая рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.




Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.


Цели изучения физики:

освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.






Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о физической картине мира будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления физических процессов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. Для поддержки познавательной активности учащихся предусмотрено использование нетрадиционных форм уроков, в том числе организационно-деловых игр, исследовательских лабораторных работ, проблемных дискуссий, интегрированных уроков с историей и биологией, проектная деятельность и т. д.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Спецификой учебно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности: способности передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; проводить смысловой анализ текста; создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся должны более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы: текст, таблицу, схему, аудиовизуальный ряд и др.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.


Проверка знаний учащихся


Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.




Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.


Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы


Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.



Оценка лабораторных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.



Основное содержание

Введение (6 часов)

I уровень

Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы физических величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

II уровень

Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.


Лабораторные работы

1.Измерение длины, объема и температуры тела.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Измерение времени


Требования к знаниям и умениям дифференцированы по уровням подготовки школьников. При этом учащиеся, изучающие курс на повышенном уровне, должны овладеть знаниями первого уровня и дополнительными знаниями, соответствующими второго уровня.

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

- условные обозначения физических величин: длина (l), температура (t), время (t), масса (m);

- единицы физических величин: м, º С, с, кг;

- физические приборы: линейка, секундомер, термометр, рычажные весы;

- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.

Воспроизводить:

определения понятий: измерение физической величины, цена деления, шкалы измерительного прибора.

II уровень

Воспроизводить:

- определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;

- формулу относительной погрешности измерения.

На уровне понимания

I уровень

Приводить примеры:

Физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.

Объяснять:

Роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.

II уровень

Приводить примеры:

связи между физическими величинами, физических теорий.

Объяснять:

существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

- измерять длину, время, температуру;

- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;

- записывать результат измерений с учетом погрешности.

II уровень

Уметь:

- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;

- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

II уровень

Обобщать:

на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.


Механические явления (38 часов)

I уровень

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества. Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Центр тяжести. Вес.тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды сил трения. Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

II уровень

Мгновенная скорость. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении. Сложение сил, направленных под углом друг к другу .Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения.


Лабораторные работы

4. Изучение равномерного движения.

5. Измерение массы тела на рычажных весах.

6. Измерение плотности вещества твердого тела.

7. Градуировка динамометра и измерение сил.

8. Измерение силы трения скольжения.

9. Измерение коэффициента трения скольжения

10. Изучение условия равновесия рычага.

11. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Требования к знаниям и умениям

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

- условные обозначения физических величин: путь (s), время (t), скорость (υ), ускорение (а), масса (m), плотность (ρ), сила (F), давление (p), вес (P), энергия (Е);

- единицы перечисленных выше физических величин;

- физические приборы: спидометр, рычажные весы.

Воспроизводить:

- определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчета, траектория, пут, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;

- формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;

- графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;

- законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.

Описывать:

наблюдаемые механические явления.

II уровень

Воспроизводить:

- формулу пути при равноускоренном движении;

- законы: закон всемирного тяготения, законы Ньютона.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

- физические явления: взаимодействие тел, явление инерции;

- сложение сил, действующих на тело;

- превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;

- относительность механического движения;

- применение законов механики в технике.

Понимать:

- существование различных видов механического движения;

- векторный характер физических величин: скорости, ускорения, силы;

- возможность графической интерпретации механического движения;

- массу как меру инертности тела;

- силу как меру взаимодействия тела с другими телами;

- энергию как характеристику способности тела совершать работу;

- значение закона сохранения энергии в механике.

II уровень

Объяснять:

сложение сил, действующих на тело под углом 90º друг к другу.

Понимать:

- фундаментальную роль законов Ньютона в классической механике;

- роль гипотезы в процессе научного познания;

- роль опыта Кавендиша в становлении физического знания;

- существование границ применимости физических законов и теорий (на примере законов Ньютона).

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

- определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закон Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;

- строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, скорости от времени при равноускоренном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;

- по графикам определять значения соответствующих величин.

Применять:

знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.

II уровень

Уметь:

записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления.

Применять:

изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Классифицировать: различные виды механического движения.

Обобщать: знания о законах динамики.

Применять: методы естественнонаучного познания при изучении механических явлений.

II уровень

Обобщать: знания на теоретическом уровне.

Интерпретировать: предполагаемые или полученные выводы.

Уметь:

- видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;

- отыскивать способы проверки решения проблемы;

- оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).


Звуковые явления (6 часов)

I уровень

Колебательное движение; основные характеристики: амплитуда, период, частота колебаний. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука. Эхо.

II уровень

Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятников. Тембр.

Требования к знаниям и умениям

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

- условные обозначения физических величин: смещение (x), амплитуда (А), период (Т), частота (ν), длина волны (λ), скорость волны (υ);

- единицы этих величин: м. с, Гц, м/с;

- диапазон частот звуковых колебаний.

Воспроизводить:

- определения понятий: механические колебания, смещение, амплитуда, частота, волновое движение, поперечная волна, продольная волна, длина волны;

- формулы связи частоты и периода колебаний, длины волны, скорости звука; закон отражения звука.

II уровень

Воспроизводить:

формулы периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

- процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника;

- процесс образования поперечной и продольной волн;

- процесс распространения звука в среде;

- происхождения эха.

Понимать:

- характер зависимости период колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити;

- характер зависимости длины волны в среде от частоты колебаний частиц среды и скорости распространения волны;

- источником звука является колеблющееся тело;

- характер зависимости скорости звука от свойств среды и температуры;

- зависимость громкости звука от амплитуды колебаний, высоты звука от частоты колебаний.

II уровень

Объяснять: превращения энергии при колебательном движении.

Понимать:

- характер зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити и от ускорения свободного падения;

- характер зависимости периода колебаний пружинного маятника и массы груза;

- характер зависимости скорости волны от свойств среды, в которой она распространяется.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

- вычислять частоту колебаний маятника по известному периоду, и наоборот;

- неизвестные величины, входящие в формулу длины волны;

- неизвестные величины, входящие в формулу скорости звука;

- определять экспериментально период колебаний груза, подвешенного на пружине.

II уровень

Уметь:

вычислять неизвестные величины, входящие в формулы периода колебаний математического и пружинного маятников.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Обобщать:

- знания о характеристиках колебательного движения;

- знания о свойствах звука.

Сравнивать:

- механические и звуковые колебания;

- механические и звуковые волны.



Световые явления (16часов)

I уровень

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени. Солнечные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы. Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

II уровень

Лунные затмения. Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал. Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы.


Лабораторные работы

12. Наблюдение прямолинейного распространения света.

13. Изучение явления отражения света.

14. Изучение явления преломления света.

15. Изучение изображения, даваемого линзой.


Требования к знаниям и умениям

На уровне запоминания

I уровень

Называть:

- условные обозначения физических величин: фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D), увеличение лупы;

- единицы этих физических величин: м, дптр;

- естественные и искусственные источники света;

- основные точки и линии линзы;

- оптические приборы: зеркало, линза, фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, очки;

- недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость;

- состав белого света;

- дополнительные и основные цвета.

Распознавать:

- естественные и искусственные источники света;

- лучи падающий, отраженный, преломленный;

- углы падения, отражения, преломления;

- зеркальное и диффузное отражение;

- сложение цветов и смешение красок.

Воспроизводить:

- определения понятий: источник света, световой пучок, световой луч, точечный источник света, мнимое изображение, предельный угол полного внутреннего отражения, линза, аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения, увеличение лупы;

- формулу оптической силы линзы;

- законы прямолинейного распространения света, отражения, преломления света;

- принцип обратимости световых лучей.

Описывать:

- наблюдаемые световые явления;

- особенности изображения предмета в плоском зеркале и в линзе;

- строение глаза и его оптическую систему.

II уровень

Называть:

- основные точки и линии вогнутого зеркала: полюс, оптический центр, главный фокус, радиус, главная оптическая ось;

- условия применимости закона прямолинейного распространения света.

Воспроизводить:

- определения понятий: увеличение вогнутого зеркала, увеличение линзы;

- формулу линзы.

Описывать: особенности изображения в вогнутом зеркале.

На уровне понимания

I уровень

Объяснять:

- физические явления: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения;

- ход лучей в призме;

- ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство;

- оптическую систему глаза;

- зависимость размеров изображения от угла зрения;

- причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции;

- увеличение угла зрения с помощью лупы;

- происхождение радуги.

Понимать:

- разницу между естественными и искусственными источниками света;

- разницу между световым пучком и световым лучом;

- точечный источник света и световой луч – идеальные модели;

- причину разложения белого света в спектр.


II уровень

Объяснять:

- применения вогнутого зеркала;

- ход лучей в световоде.

Понимать:

- границы применимости закона прямолинейного распространения света;

- зависимость числа изображений в двух зеркалах от угла между ними;

- принцип устройства калейдоскопа.

На уровне применения в типичных ситуациях

I уровень

Уметь:

- применять знания законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления к объяснению явлений;

- изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей;

- строить: изображение предмета в плоском зеркале, ход лучей в призме, ход лучей в линзе, изображение предметов, даваемых линзой, ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа);

- вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот.

II уровень

Уметь:

- строить изображение предмета в вогнутом зеркале;

- определять неизвестные величины, входящие в формулу тонкой линзы.

На уровне применения в нестандартных ситуациях

I уровень

Сравнивать: оптические приборы и ход лучей в них.

Устанавливать аналогию: между строением глаза и устройством фотоаппарата.

Использовать:

Методы научного познания при изучении явлений (прямолинейного распространения, отражения и преломления света).

II уровень

Устанавливать аналогию: между вогнутым зеркалом и линзой и ходом лучей в них.


Резерв учебного времени – 2 часа






Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений

основного общего образования по физике

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля–Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

• контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

• рационального применения простых механизмов;

• оценки безопасности радиационного фона.


Тематическое планирование

п/п

Тема

Общее количество часов

Кол-во часов на теорию

Кол-во часов на практику

Лабораторные работы

Решение задач

Контрольные и самостоятельные работы

1

Введение

6

4

2

2

Механические явления

38

26,5

7

0,5

4

3

Звуковые явления

6

4,5

0,5

1

4

Световые явления

16

9,5

4

0,5

2

5

Резервное время

2

-

-

-

1



Учебно-методическое обеспечение

  1. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2008. – 208 с.

  2. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь/ Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. - М.: Дрофа, 2011. – 174 с.

  3. Физика. 7 кл.: методическое пособие/Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2009. – 92 с.

  4. Физика. 7 кл. Проверочные и контрольные работы: учебно-методическое пособие /Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.

5. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение.




Календарно-тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе

(2 учебных часа в неделю, всего 68 ч)

п/п

Тема

учебного

занятия

Краткое содержание

Тип занятия

Что должны знать

Что должны уметь

Демонстрации

Домашнее задание

Дата

п

ф

Введение (6часов)

1/1

Что и как изучают физика и астрономия

Явления природы. Физические явления. Физические тела. Тело и вещество. Физика – наука о природе, изучающая физические явления и свойства веществ. Астрономия – одна из древнейших наук о природе. Связь физики и астрономии. Наблюдение и эксперимент. Научная гипотеза. Логика научного познания. Физические приборы. Роль наблюдений в изучении астрономических объектов.



изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: тело, вещество, гипотеза; методы изучения физических явлений. Что изучает физика и астрономия.

Приводить примеры физических и астрономических явлений, свойств тел и веществ, приборов; взаимосвязи физики и астрономии; объяснять роль и место эксперимента в процессе познания

Движение шарика по наклонной плоскости, разряд между кондукторами электрофорной машины, работа электрической лампочки.

§§1,2

задание 1 или р.т. №1-3, 6, 7



2/2

Физические величины. Единицы физических величин.

Физическая величина – количественная характеристика физических явлений и свойств тел и веществ. Значение физической величины. Числовой значение и единица физической величины.


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Условные обозначения величин: длина, температура, время, масса; единицы физических величин

Переводить единицы физических величин


§3

задание 2 или р.т. №9, 10, 13, 15



3/3

Измерение физических величин. Точность измерений.

Измерение физических величин. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Определение значения физической величины по шкале прибора. Погрешность измерений. Точность измерений и цена деления шкалы прибора. Запись результата измерений с учетом погрешности.


закрепление знаний и способов деятельности

Определения понятий: измерение физ.величины; цена деления, шкала измерительного прибора, погрешность

Определять цену деления шкалы физических приборов; измерять длину; вычислять погрешность измерений; записывать результат измерений с учётом погрешности

Демонстрационные приборы: метр, мензурка, термометр, секундомер; таблица «Нахождение цены деления»

§ 4,5

задание 3(3э), 4 или р.т. №18-21, 24



4/4

Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»

Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Запись результат измерений. Определение погрешности измерений.

закрепление знаний и способов деятельности

Правила пользования линейкой, мензуркой, термометром

Применять полученные знания для практических измерений величин; записывать результат измерений с учётом погрешности измерений

Оборудование: деревянный брусок, линейка с мм делениями, измерительный цилиндр, термометр, стакан с водой

задание 3(4э,5э); р.т. №25



5/5

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». Лабораторная работа №3 «Измерение времени»

Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин. Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера.


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Способы уменьшения погрешностей; правило пользования секундомером

Измерять размеры малых тел, время движения шарика с помощью секундомера

Оборудование: линейка, 10-20 горошин; секундомер, шарик, штатив, шарик на нити

задания 5,6 или р.т. №28-31.



6/6

Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

Связи между физическими величинами. Физический закон. Объяснение физических явлений и связей между величинами. Физическая теория. Взаимосвязь физики и техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение»

Обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Связь между физическими величинами; понятия: физ.закон, теория; взаимосвязь физики и техники

Объяснять существование связей и закономерностей между физ.величинами; обобщать полученные знания, представлять их в структурированном виде

Связь между временем движения и пройденным путём. Технические устройства: модель ДВС, модель ракеты, осциллограф

§ 6-8



Глава 1 «Механические явления» (38 часов)

7/1

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения

Механическое движение. Поступательное, вращательное, колебательное движение. Относительность механического движения. Тело отсчета.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий6 механическое движение, тело отсчёта

Приводить примеры поступательного движения, вращательного движения, колебательного; объяснять относительность механического движения

Относительность движения(с помощью тележки, детской заводной машинки и флажков-указателе)

§9,10

задание 7(1-3) или р.т. №32-35



8/2

Траектории. Путь. Равномерное движение.

Траектория движения. Пройденный путь. Единица пути. Равномерное движение.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: траектория, пройденный путь, единица пути, равномерное движение

Приводить примеры равномерного движения

Траектории движения шарика на нити, кусочка мела на доске; равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой.

§11, 12(п.1)

задание 7 (4э ); р.т. № 37-39, 41, 43



9/3

Скорость равномерного движения

Скорость равномерного движения. Определение и формула для расчета скорости. Единицы скорости. Скорость – векторная величина.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: скорость равномерного движения; формулу для расчёта скорости, единицы скорости, прибор для измерения скорости

Понимать векторный характер скорости; воспроизводить график зависимости V(t) и S(t) равномерного движения

Определение скорости движения пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой

§12

задание8 (1, 2, 6) или р.т. №44, 45, 48, 51



10/4

Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.


Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени.

закрепление знаний и способов деятельности

Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени

По графику S(t) находить скорость равномерного движения; строить графики


задание 8(4,5,7*- по желанию) или р.т. №52-55



11/5

Неравномерное движение. Средняя скорость

Неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности




Физ.смысл понятий: неравномерное движение, средняя скорость; формулу для расчёта средней скорости

Определять неизвестные величины, входящие в формулу средней скорости; решать задачи: Л.№133,135,137

Движение шарика по наклонной плоскости

§13

задание 9 или р.т. №59-61, 64*



12/6

Проверочнаяработа «Равномерное и неравномерное движение». Равноускоренное движение. Ускорение.

Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение – векторная величина. Расчет скорости равноускоренного движения.

комбинированный урок

Физ.смысл понятий: равноускоренное движение, ускорение; формулу для вычисления ускорения; единицу ускорения; формулу для расчёта скорости равноускоренного движения



Объяснять векторный характер ускорения, рассчитывать скорость равноускоренного движения


§14 задание10 (1-3); р.т. №66, 67, 73



13/7

Решение задач по теме «Равноускоренное движение. Ускорение». Путь, пройденным телом при равноускоренном движении*

Расчет скорости равноускоренного движения (с начальной скоростью, равной υ0 и равной нулю). Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени. Формула пути при равноускоренном движении.*

закрепление знаний и способов деятельности


Формулы равноускоренного движения

Решать графические задачи


задание 10(4,5) или р.т. №75, 76, §15*, задание 11*(1,2) или р.т. 78, 80, 83



14/8

Кратковременная контрольная работа №1 «Равноускоренное движение». Инерция.

Проверка усвоения материала по кинематике и умения применять его при решении задач.

Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции.

закрепление знаний и способов деятельности

Материал по кинематике; причину изменения скорости тел; смысл явления инерции; закон инерции

Решать расчётные и графические задачи; объяснять явление инерции

Изменение скорости тела при действии на него другого тела

§ 16, р.т. № 85, 86, 88



15/9

Масса.

Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл массы тела, инертности, устройство и принцип действия рычажных весов

Объяснять явление взаимодействия тел; понимать массу как меру инертности тел

Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами; движение тел разной массы

§17 ,

задание 12(1-4э, 5*–по желанию) или р.т. №89-93



16/10

Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Масса – физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы.

закрепление знаний и способов деятельности

правила взвешивания

Измерять массу твёрдых тел с помощью рычажных весов

Оборудование: весы, разновес, тела

§ 18, р.т. № 94, 95



17/11

Плотность вещества.

Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности



Физ.смысл плотности вещества; формулу для вычисления; единицы плотности

По таблицам №7-9 называть значения плотностей твёрдых, жидких и газообразных веществ

Сравнение плотностей различных веществ

§ 19 задание 13(2,3,5), р.т. №96, 98, 100



18/12

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

Плотность – физическая величина. Измерение плотности вещества твердого тела.

закрепление знаний и способов деятельности

Формулу для расчёта плотности вещества и единицы измерения; правила взвешивания

Измерять плотность вещества при помощи весов и мензурки

Оборудование: весы, разновес, мензурка, твёрдое тело на нити

задание 13(4-6), р.т. №103, 104*, 107



19|13

Решение задач по теме «Масса. Плотность». Кратковременная контрольная работа №2 «Масса. Плотность»

Решение задач на расчет массы, объема и плотности тела.

Проверка усвоения материала по теме и умения применять его при решении задач.


комплексного применения знаний и способов деятельности

Формулы для расчёта массы, объёма и плотности тела

Решать задачи


повторить §2, 3, р.т. №108, 109, 111



20/14

Сила.

Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Единица силы. Сила - векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл силы; зависимость ускорения от массы и действующей на него силы; формулу F=mа

Понимать силу как меру взаимодействия тел, причину возникновения ускорения; решать задачи

Опыты по рисунку 54 и 45 учебника

§ 20 задание 14(2, 3) или р.т. №112, 113, 115, 116




21/15


Измерение силы. Международная система единиц.


Деформация – результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы.




закрепление знаний и способов деятельности


Физ.смысл понятий: деформация, упругая деформация; устройство и принцип действия динамометра


Измерять силу с помощью динамометра; выражать единицы величин через основные единицы


Взаимодействие двух тележек. Динамометр


§21,22 , р.т. №118 или Л. №319, 320



22/16

Сложение сил

Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл равнодействующей силы; правила сложения двух сил, направленных вдоль одной прямой и под углом 900

Графически изображать силы; объяснять сложение сил, действующих на тело; решать задачи Л.№365,366

Действие сил, приложенных в одном направлении; в противоположных направлениях



§ 23 задание 15(1-3) или р.т. №120, 121, 123*



23/17

Сила упругости

Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: сила упругости, жёсткость пружины; закон Гука; формулу силы упругости

Строить график зависимости силы упругости от деформации; по графику определять значения соответствующих величин

Деформация линейки под действием груза; упругая деформация пружин с разной жесткость

ю




§24 задание 16(1,3,4) или р.т. №124. 126, 129



24/18

Сила тяжести

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и высоты подъема над поверхностью Земли. Ускорение свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: сила тяжести, ускорение свободного падения; формулу силы тяжести; зависимость g от географической широты

Определять неизвестные величины, входящие в формулу силы тяжести; приводить примеры g на других планетах Солнечной системы

Падение тел на землю; движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту

§25 задание 17 или р.т. №132. 133, 135, 136



25/19

Решение задач по теме «Сила». Закон всемирного тяготения.*

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл закона всемирного тяготения, гравитационной постоянной. Опыт Кавендиша

Решать задачи на расчёт сил упругости и тяжести; объяснять роль опыта Кавендиша в истории физики


§26 задание 18(2,4). Р.т. №140-142, 145.



26/20

Вес тела. Невесомость.

Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: вес тела, невесомость; изменение веса тела при ускоренном движении вверх и вниз

Графически изображать вес тела; отличать вес тела от силы тяжести

Падение тела, прикрепленного к упругой пружине;

§27 задание 19 или р.т. №147, 149



27/21

.Лабораторная работа№7 «Градуировка динамометра и измерение сил». Решение задач по теме «Вес тела».

Динамометр – прибор для измерение силы. Градуировка динамометра. Измерение сил динамометром.

Решение задач на нахождение веса тела, на применение закона всемирного тяготения

комплексного применения знаний и способов деятельности

Правила нахождения цены деления

Градуировать пружину с заданной ценой деления и с ее помощью измерять силы

Оборудование: набор грузов, динамометр, штатив с лапкой, цилиндры-3шт., линейка



р.т. №151, 152



28/22

Кратковременная контрольная работа №3 «Сила».

Давление.

Проверка усвоения материала по теме и умения применять его при решении задач.

Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике.

комбинированный урок

Физ.смысл давления; формулу давления, её единицу

Решать задачи по теме «Сила»; приводить примеры давления в природе и технике

Давление твёрдого тела на опору

§28 задание 20(4-6) или р.т. №153, 156, 160-162



29/23

Сила трения

Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения. Формула для нахождения силы трения. Виды трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: сила трения, трение покоя, трение качения, трение скольжение, коэффициент трения; формулу силы трения

Графически изображать силу трения; называть способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнивать силу трения скольжения и силу трения качения

Измерение силы трения; способы уменьшения и увеличения силы трения; сравнение сил трения скольжение и качения

§29, п 1-5

задание 21(2,3,5) или р.т. №165, 168, 169, 172



30/24

Лабораторная работа№8 «Измерение силы трения скольжения». Трение в природе и технике.



Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.

закрепление знаний и способов деятельности

Зависимость силы трения от силы нормального давления

Измерять силу трения скольжения; приводить примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка

§29, п.6,7

задание 21 (1, 6, 7*) или р.т. №171, 173-175*,пов. § 24-28



31/25

Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала по теме «Сила. Давление».

Решение задач на расчет силы тяжести, трения, упругости, нахождение давления.

Законы Ньютона*


комплексного применения знаний и способов деятельности

Зависимость силы трения от силы нормального давления; материал §24-29

Измерять коэффициент трения скольжения; обобщать материал по теме «Силы»

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка

§30*, повт. §20, р.т. №166, 167, 176; задание 22*



32/26

Механическая работа

Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единица работы.


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл механической работы; единицы работы; формулу работы

Решать качественные и расчётные задачи по нахождению работы при подъёме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности

Измерение работы при подъёме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности

§31, задание 23 (1-3) или р.т. №177, 179, 180, 185



33/27

Мощность

Мощность. Единица мощности.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Физ.смысл мощности; единицы мощности; формулу мощности

Решать задачи на расчёт мощности Л.№706,707,710,717


§32 задание 24(2-4) или р.т. № 188, 191



34/28

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»

Решение задач на вычисление механической работы и мощности

закрепление знаний и способов деятельности

Материал темы «Работа. Мощность»

Решать задачи: рабочая тетрадь: №184 стр.81; №193,194 стр.84-85; Л.№609,718


Повт.§23,24, задание 23(4), 24 (5*, 6*); р.т. №182, 189




35/29

Кратковременная контрольная работа№4 «Работа. Мощность». Простые механизмы.

Проверка усвоения материала по теме и умения применять его при решении задач.

Простые механизмы. Виды простых механизмов.

комбинированный урок

Понятия: простые механизмы; виды простых механизмов

Решать задачи на расчёт механической работы и мощности

Различные простые механизмы

§ 33, р.т. №196



36/30

Правило равновесия рычага.

Рычаг. Плечо силы. Правило равновесия рычага. Применение рычагов в природе, технике, быту

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности


Понятия: рычаг, плечо силы; правило равновесия рычага; формула равновесия рычага

Называть применение рычагов в природе, технике, быту

Равновесие сил на рычаге

§34, задание 25 (1-3), р.т. №197, 199 или Л. №729, 733



37/31

Лабораторная работа№10 «Изучение условия равновесия рычага»


Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага.

закрепление знаний и способов деятельности

Правило равновесия рычага

Проверять на опыте правило равновесия рычага

Оборудование: рычаг, штатив, набор грузов, динамометр, линейка

задание 25 (4, 5, 6* ), р.т. №201-203



38/32

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Понятия: блок, подвижный и неподвижный блоки, «золотое» правило механики

Объяснять: назначение подвижного и неподвижного блоков, равенство работ при использовании простых механизмов

Изменение направления силы с помощью неподвижного блока; действие подвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии)

§35 задание 26(1-3,6) или р.т. №205, 207, 211



39/33

Коэффициент полезного действия

Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Понятия: полезная работа, полная работа, коэффициент полезного действия; формулу КПД

Решать задачи на расчёт КПД механизмов: Л.№788,792,797


§36 задание 27(1-4)



40/34

Лабораторная работа№11 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»

Расчет КПД при подъеме тела по наклонной плоскости

закрепление знаний и способов деятельности

Алгоритм расчета КПД наклонной плоскости

Измерять КПД при подъёме тела по наклонной плоскости

Оборудование: брусок, динамометр, доска, штатив, измерительная лента

подготовится к к/р , повт. §33-36, задание 26(4, 5), 27(5)



41/35

Кратковременная контрольная работа №5 «Простые механизмы. КПД».

Энергия


Проверка усвоения материала по теме и умения применять его при решении задач.

Понятие энергии. Энергия – физическая величина. Единица энергии.

проверка и оценка знаний и способов деятельности

Материал темы «Простые механизмы. КПД»

Решать задачи на правило равновесия рычага и расчёт КПД


§37, р.т. №215



42/36

Кинетическая и потенциальная энергия.

Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Потенциальная энергия деформированного тела. Относительность значения кинетической и потенциальной энергии.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: энергия, кинетическая, потенциальная энергии; единицу энергии; формулы для расчёта Ек и Еп

Понимать энергию как характеристику способности тела совершать работу

Изменение энергии тела при выполнении работы; Еп поднятого над землёй тела и деформированной пружины;

§38 задание 28 (1,2,4,5) или р.т. №216, 217, 222, 223



43/37

Закон сохранения энергии в механике

Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Несохранение механической энергии в случаях действия сил трения.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл закона сохранения энергии в механике

Понимать значение закона сохранения энергии в механике; объяснять превращение Еп и Ек из одного вида в другой

Превращение энергии при колебаниях маятника, груза на пружине. Маятник Максвелла

§ 39, задание 29,р.т. №218, 221, 224, 225, повторить весь материал с § 9



44/38

Повторение и обобщение темы «Механические явления»

Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления»


урок-соревнование

Основные законы, понятия, величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления»

Применять знания при ответах в конкурсах


Итоги главы 1




Глава 2 «Звуковые явления» (6 часов)


45/1

Колебательное движение. Период колебаний маятника*.

Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний. Период колебаний математического маятника*. Период колебаний пружинного маятника*


изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: колебательное движение, смещение, амплитуда, период, частота, математический маятник; условные обозначения, единицы измерения величин; формулы частоты, периода математического и пружинного маятника

Приводить примеры колебательного движения; понимать характер зависимости периода колебаний груза, подвешенного на нити, от длины нити; объяснять процесс установления колебаний груза, подвешенного на нити, и пружинного маятника

Различные колебательные движения

§40,41* задания 30 (1,2), 31* или р.т. №228-231



46/2

Звук. Источники звука.

Колеблющееся тело - источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Источник звука; прибор для изучения звуковых явлений; строение голосового аппарата человека; частоту звуковых колебаний

Приводить примеры различных звуков; понимать, что источником звука является колеблющееся тело

Звучание колеблющейся металлической линейки; звучание натянутой струны, камертона

§42, р.т. №242-244, по желанию - задание 32



47/3

Волновое движение. Длина волны.

Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн.Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волн.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: волновое движение, поперечная и продольная волны, длина волны, скорость волны; формулы

Называть условия возникновения и распространения волн; объяснять процесс образования поперечной и продольной волны

Волны на поверхности воды; волны в шнуре и пружине;

§43, 44, задание 33 или р.т. №245-249



48/4

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Строение уха человека*. Хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Особенности распространения звуковых волн в различных средах; значение скорости звука в воздухе

доказывать, что звук распространяется в твердых, жидких и газообразных телах

Электрический звонок под колоколом воздушного насоса

§45,46.задание 34, 35 или р.т. №252, 254, 256



49/5

Громкость и высота звука. Отражение звука

Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Характеристики звука: громкость, высота, тембр;

объяснять особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред; условия образования эхо; решать задачи

Зависимость высоты тона от частоты колебаний; зависимось громкости звука от амплитуды колебаний

§47, 48 задание 36, 37 или р.т. №258, 259, 263, 264



50/6

Контрольная работа№6 «Звуковые явления»

Проверка усвоения материала по теме и умения применять его при решении задач.


проверка и оценка знаний и способов деятельности



Материал темы «Звуковые явления»

Применять знания при решении задач


Итоги главы 2




Глава 3 «Световые явления» (16 часов)


51/1

Источники света

Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл источников света; естественные и искусственные источники света

Распознавать естественные и искусственные источники света

Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, свеча



§ 49, задание 38(1), р.т. №266, 267



52/2

Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа№12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград очень малых размеров*. Применение явления прямолинейного распространения света на практике.

закрепление знаний и способов деятельности

Как распространяется свет в однородной прозрачной среде

Делать выводы о прямолинейном распространении света; называть условия применимости закона прямолинейного распространения света

Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана



§ 50, задание 39, Л. №1498, 1500



53/3

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.

Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: световой пучок, световой луч, точечный источник, тень, полутень;

Объяснять явления образования тени и полутени, солнечные и лунные затмения; понимать разницу между световым пучком и световым лучом; изображать на чертеже световые пучки с помощью световых лучей

Световые пучки разной формы; изменение формы светового пучка с помощью диафрагм; образование тени и полутени;


§51, 52, задания 40 (2э), 41(1,4э, по желанию – 2*, 3*) или р.т. №271, 274, 275



54/4

Отражение света. Лабораторная работа№13 «Изучение явления отражения света»

Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света.

изучение и закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл понятий: отражение света, зеркальное и рассеянное отражение, угол падения, угол отражения; закон отражения света

Распознавать лучи падающий и отраженный; угол падения и угол отражения; зеркальное и диффузное отражение

Явление отражения света с помощью оптической шайбы; модельный эксперимент по изучению закона отражения света


§53, задание 42 или р.т. №279-282



55/5

Изображение предмета в плоском зеркале

Получение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение. Перископ.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Понятия: плоское зеркало, мнимое изображение; устройство и назначение перископа

Описывать особенности изображения предмета в плоском зеркале

Получение изображения свечи с помощью стеклянной пластины


§ 54, задание 43(3,4, по желанию 1,2*э) или р.т. №285-288




56/6

Решение задач по теме «Отражение света. Плоское зеркало». Самостоятельная работа «Отражение света. Плоское зеркало».

Решение задач на нахождение угла падения, угла отражения, построение лучей, построение изображений предметов в плоском зеркале.

Вогнутое зеркало. * Применение вогнутых зеркал*.

закрепление знаний и способов деятельности

Материал §49-54

Решать задачи типа Л.№1538-1539, 1547-1549



§55*, 56*,

повт. §49-54, задание 44*, р.т. №290-293



57/7

Преломление света. Лабораторная работа №14 «Изучение явления преломления света»

Явление преломления света. Соотношение между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Физ.смысл: явления преломления света, преломлённый луч, оптическая плотность среды, явление полного внутреннего отражения, предельный угол полного отражения; соотношение между углами падения и преломления

Распознавать лучи падающий и преломлённый, угол падения и угол преломления; строить примерный ход преломлённого луча при переходе света из одной среды в другую; строить ход лучей в призме

Преломление света с помощью стакана с водой и линейки, с помощью оптической шайбы;

§ 57 задание47 или р.т. №299-303



58/8

Полное внутреннее отражение.

Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего отражения. Ход лучей в призмах. Волоконная оптика*.

комбинированный урок

Примерный ход преломлённого луча на границе раздела двух сред, ход лучей в призме.

Строить ход лучей в призмах


§ 58, 59* задания 48, р.т. 306



59/9

Линза, ход лучей в линзе. Самостоятельная работа «Преломление света»

Линза. Собирающая и рассеивающая линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

закрепление знаний и способов деятельности

Понятия: линза, главный фокус линзы, фокусное расстояние, оптическая сила линзы Ход лучей в линзах, формулу оптической силы линзы, единицу оптической силы

Строить изображения предметов, даваемых линзой; вычислять оптическую силу линзы по известному фокусному расстоянию, и наоборот. Рабочая тетрадь №316

Различные виды линз, получение изображений с помощью линз

§60, задание 50 или р. т. №309-311



60/10

Лабораторная работа№15 «Изучение изображения, даваемого линзой»



Получение изображения, даваемого линзой

закрепление знаний и способов деятельности

построение изображения предмета в собирающих и рассеивающих линзах

получать изображения, даваемые линзой, определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы

оборудование: собирающая линза, свеча, измерительная лента экран


задание 51, §61*, задание 52*, р.т. №315, 320*



61/11

Фотоаппарат. Проекционный аппарат

Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Устройство фотоаппарата и проекционного аппарата, ход лучей в них

Характеризовать изображение, полученное на плёнке фотоаппарата; объяснять ход лучей в фотоаппарате и проекционном аппарате и их устройство


Модели фотоаппарата и проекционного аппарата с помощью набора по оптике

§62 задание 53 или р.т. №323, 327*-329



62/12

Глаз как оптическая система. Очки, лупа

Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Очки. Правила гигиены зрения. Лупа. Увеличение лупы.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Строение глаза человека и его оптическую систему. Понятия: аккомодация глаза, угол зрения, расстояние наилучшего видения. Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Правила гигиены зрения.

Объяснять оптическую систему глаза; устанавливать аналогию между строением глаза и устройством фотоаппарата .Объяснять причины близорукости и дальнозоркости и роль очков в их коррекции; увеличение угла зрения с помощью лупы; строить ход лучей в приборах, вооружающих глаз (очки, лупа)



Модель глаза .Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы.; получение изображения с помощью лупы

§ 63, задание 54 или р.т. №332- 334, 336

§ 64, задание 55 или р.т. №341-344



63/13

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов

Спектр белого цвета. Спектральные цвета. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра.

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Состав белого света; дополнительные и основные цвета; образование радуги; сложение спектральных цветов

Объяснять происхождение радуги; понимать причину разложения белого света в спектр

Разложение белого света в спектр с помощью призмы прямого зрения;

§ 65,6,6 задания 56,57 или р.т. №346, 350



64/14

Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления»

Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета.

обобщение и систематизация знаний

Поглощение света средой; рассеивание света; смешение красок; насыщенность цвета

Распознавать сложение цветов и смешение красок;

Презентация «Дисперсия света»

§67, задание 58



65/16

Контрольная работа №7 «Световые явления»


Проверка усвоения материала по теме и умения применять его при решении задач

проверка и оценка знаний и способов деятельности

Материал темы «Световые явления»

Решать графические и расчётные задачи


Итоги главы 3 повторить §9-19



66

Повторение

Систематизация основных знаний по теме, решение задач данной темы

повторение и обобщение знаний

Материал по кинематике

Решать графические и расчётные задачи


Повторить §20-39 Обобщающие таблицы глав 1-3



67

Итоговая контрольная работа

Проверка усвоения материала по теме и умения применять его при решении задач

проверка и оценка знаний и способов деятельности

Материал за весь учебный год

Применять знания при решении задач


Обобщающие таблицы глав 1-3



68

Обобщающий урок за курс 7 класса


обобщение и систематизация знаний и способов деятельности











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!