Работы с одарёнными детьми на уроках математики.
Моя система работы с одаренными детьми вначале включает в себя изучение индивидуальных особенностей учеников в классе. Наличие математических способностей у ребенка выявляю по следующим признакам:
Быстрое овладение математическими знаниями, умениями и навыками.
Быстрота понимания объяснения учителя.
Логичность, самостоятельность мышления.
Находчивость и сообразительность при изучении математики.
Быстрое и прочное запоминание материала.
Высокая степень развития способности к обобщению, анализу и синтезу математического материала.
Пониженная утомляемость при занятиях математикой.
Я использую в своей деятельности следующие формы работы с одаренными детьми:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, создание проектов;
дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, консультации по возникшим проблемам;
участие в школьных, муниципальных и дистанционных олимпиадах по математике.
Стараюсь на уроках использовать из имеющихся учебников наборы задач, направленных на развитие одаренных обучающихся, т.е. задач на развитие различных познавательных процессов. А также в урочной деятельности развивать математические способности мне помогают разноуровневые домашние задания, индивидуальные карточки, занимательные задачи, задачи повышенной сложности, загадки, ребусы, кроссворды.
В целях поддержки интереса к предмету использую на своих уроках занимательные вопросы; задачи – шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности; развивающие задачи – минутки, которые предлагаются учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут, и я требую подробное объяснение хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки и затем все вместе разбираем решение. Также мною используются упражнения на развитие мышления. Учащимся предлагается ряд, состоящий из 4 слов, три из которых объединены общим родовым понятием, а четвертое к ним не относится. Необходимо найти это лишнее слово.
Примеры упражнений:
луч, интервал, отрезок, прямая;
умножение, квадрат, деление, сложение;
одночлен, многочлен, модель, множитель;
функция, уравнение, корень, неизвестная.
Такие упражнения предназначены для развития способности к классификации, анализу, синтезу, обобщению, сравнению. Они требуют от ребят гибкости, умственного поиска, понимания сущности математических понятий и законов.
На своих уроках использую интересные софизмы. Софизмы, прежде всего, развивают логическое мышление, помогают сознательному усвоению изучаемого материала, развивают наблюдательность, вдумчивость, критическое отношение к изучаемому. Очень увлекателен для учеников разбор софизмов: обнаружив ошибку, они получают большое удовлетворение.
Также на уроках проводятся беседы по математике, во время которых рассматриваются некоторые свойства чисел и действий и их применения, сообщаются некоторые сведения из истории математики. Используются анаграммы (коодиртнаняа ьос; еоньланоицар олсич; зоибраниеже); головоломки. Используемый ею прием «Лови ошибку!» приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность обучающихся. Систематически провожу уроки с практической направленностью.
Систематически провожу внеклассные мероприятия по математике в конце четверти, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, математическом бое.
В течение всего учебного года веду работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней. Для подготовки обучающихся к участию в таких олимпиадах рассматриваю на дополнительных занятиях, факультативах или предлагаю для самостоятельного обучения различные типы олимпиадных задач: логические задачи, математические ребусы, геометрические задачи (на разрезание и др.), арифметические задачи, текстовые задачи на переливание, взвешивание, на движение, выигрышные ситуации.
Также во внеурочное время идет работа над исследовательскими проектами. Тема проекта подбирается так, чтобы она была интересной ученикам, доступной и проблема проекта соответствовала возрастным особенностям детей. В ходе работы над проектом дети учатся, как проанализировать полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное, в каком виде представить результат. Это и электронная презентация или документ, макет, книжка-раскладушка и т.д. В ходе публичной защиты в классе ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию и различные конкурсы.
Участие одаренных детей в олимпиадах, конкурсах и исследовательской работе помогает мне показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка