СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабство в Древнем Риме"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в нетрадиционной форме, а в виде воображаемой экскурсии.  Урок  способствует развитию у учащихся умения творчески мыслить, рассуждать, давать собственную оценку историческим событиям, выделять общее и особенное в познавательной деятельности.  Воспитание у учащихся чувства возмущения и презрения к любым формам эксплуатации человека.

                                       

Просмотр содержимого документа
«"Рабство в Древнем Риме"»














































Провела: Титова О.В.

учитель истории МКОУ СОШ №3

г. Нововоронежа




Тема урока: «Рабство в Древнем Риме».

Цели урока.

Образовательные: 1. На основе сравнения с Древней Грецией показать источники рабства и пути использования рабов в Древнем Риме.

2. Выделить особенности римского рабовладения.

Развивающие: Способствовать развитию у учащихся умения творчески мыслить, рассуждать, давать собственную оценку историческим событиям, выделять общее и особенное в познавательной деятельности.

Воспитательные: 1. Воспитать у учащихся чувства возмущения и презрения к любым формам эксплуатации человека.

2. На основе развития эмоциональной сферы личности воспитывать уважение и пробуждение интереса учащихся к истории и культуре других стран.

Оборудование урока. Презентация, карта «Рост Римского государства в III-II веках до н. э», картины «Колизей», «В римском амфитеатре», «В имении римского землевладельца».

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Опрос учащихся (фронтальный).

Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили тему: «Римские завоевания в III-II веках до н. э.». Давайте вспомним некоторые события из этих завоевательных войн.

    1. С какими целями Рим вел войны в III-II веках до н. э.?

    2. Сколько было войн Рима с Карфагеном?

    3. Покажите на карте Рим и Карфаген.

    4. Чем 3 война отличалась от первых 2-х?

    5. Посмотрите на эти даты: 146г. до н. э., 168г. до н. э. 202г. до н. э., 148г. до н. э., 201г. до н. э., 218–201г.г. до н. э., 216г. до н. э.; 264–241г.г. до н. э.. Найдите даты, относящиеся к 1-й Пунической войне? Каковы причины этой войны, и чем она закончилась?

    6. Найдите даты, относящиеся ко 2-й Пунической войне? Каковы причины войны и ее результаты?

    7. Какие даты относятся к 3-й Пунической войне?

Т.о. победа Рима в Пунических войнах сделала его хозяином в Западном Средиземноморье и открыла ему путь к новым захватам на Балканах и в Восточном Средиземноморье.

    1. Какие государства были захвачены Римом во II веке до н. э. в Восточном Средиземноморье? Покажите их на карте.

    2. Найдите даты, которые соответствуют этим захватам?

Т.о. в результате захватнических войн Рима под его властью оказались многие народы Средиземноморья. Как складывалась судьба этих завоеванных народов, мы с вами узнаем сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала по плану.

1.Источники рабства и пути использования труда рабов в Риме.

2.Особенности римского рабовладения:

а) рабы-гладиаторы

б) широкое применение труда рабов в сельском хозяйстве

3. Оценка рабства.

1. Вопрос к классу. «Ребята, давайте с вами вспомним, как в Древней Греции люди становились рабами?» (Долговое рабство и пленные)

В Риме в результате завоевательных войн римские полководцы обращали в рабство сотни тысяч военнопленных и мирных жителей. Жителей провинций облагали огромными налогами, тех, кто не мог уплатить налог, продавали вместе с семьей в рабство. Только в 326 году н. э. долговое рабство было отменено. Т.о. в результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.

Вопрос к классу. «Какой труд выполняли рабы в Греции?» (Домашняя прислуга, труд в мастерских, в хозяйстве, на серебряных рудниках)

В Древнем Риме труд рабов использовали гораздо шире. Рабы использовались и в богатом доме (в качестве прислуги, раба-врача, раба-библиотекаря, раба-секретаря), в имении землевладельца, а также были специальные рабы-гладиаторы.

2. а) Это было особенностью римского рабовладения. Самых сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах строили амфитеатры– специальные сооружения для гладиаторских боев. Здесь умирали тысячи рабов.

Вопрос к классу. «Что обозначает слово “театр”?» (В переводе с греческого– это место для зрелищ.)

Амфитеатр в переводе с греческого обозначает «вокруг». Т.е. места для зрителей расположены вокруг арены. Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в I веке до н. э.. Назывался Колизеем и вмещал до 50 тысяч зрителей. Официальное наименование Колизея « Амфитеатр Флавиев». Это 3 римских императора из рода Флавиев, при которых шло строительство здания. А назван Колизеем потому, что рядом со зданием находилась 35 метровая статуя бога Солнца–Сола. В народе называли Колоссом. В переводе с латинского Колизей означает Колосс. В дни представлений Колизей был полон. В первых рядах сидели сенаторы, дамы, любившие не меньше мужчин кровавые развлечения. Сюда приводили и подростков, считая, что вид крови, раненых, умирающих воспитывает мужество и презрение к опасности. Верхние ряды занимали простые граждане, а еще выше– галерея, где зрители стояли. Гладиаторы сражались парами или целыми отрядами.

Посмотрите на картины. На одной из них изображена сцена гладиаторского боя «Рыбак и рыбка». Рыбак вооружен прочной сетью и трезубцем, а рыба имеет панцирь, шлем, щит и меч. Бой– рыбак стремиться набросить сеть на рыбу и пронзить ее трезубцем. Но если гладиатор-рыба сумеет разрезать мечом сеть, то рыбак окажется совершенно беззащитным. Что мы и видим на рисунке. Здесь решается судьба поверженного рыбака, но еще живого. Зрители опустили большой палец правой руки вниз, тем самым приговорили к смерти. Если же публика считала, что раненый храбро сражается, она разрешала сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене. Помимо боев гладиаторов друг с другом, еще устраивали бои гладиаторов с дикими животными и разыгрывали сухопутные и морские сражения. Такие гладиаторские бои римляне предпочитали всем остальным зрелищам.

б) Рабы в Риме, как и в остальных странах древности использовались на самых тяжелых и вредных работах. Новым в Риме было широкое использование труда рабов сельском хозяйстве.

Вопрос к классу. «Вспомните, кто обрабатывал землю в Аттике, Древнем Египте?» (свободные крестьяне)

В Италии во II веке до н. э. появились крупные имения, в которых применялся труд рабов. В таких имениях все меньше и меньше сеяли хлеб, так как им Италию снабжали Сицилия и другие провинции, а земли отводились под виноградники и оливковые рощи.

С имением римского рабовладельца и положением в нем рабов мы познакомимся в ходе воображаемой экскурсии.

– Представьте себе, что в начале осени мы приехали в имение римского богача, расположенного где-то в Италии, недалеко от берега моря. В таком имении работают 15-20 рабов, некоторые из них закованы в кандалы.

Посмотрите на картину и найдите управляющего имением.

Римлянин, одетый в белую тунику и тогу высокомерно говорит нам: «Идет уборка винограда и мне не до вас. Разрешаю осмотреть имение, но не отвлекайте рабов от их дела».

Мы входим внутрь сарая, где стоит пресс для выжимания виноградного сока. Несколько рабов, спины которых покрыты рубцами от плетей, обливаясь потом, нажимают на рычаг ручного пресса. Разговаривать с нами им некогда. Мы наблюдаем за изнурительной и однообразной работой, потом спрашиваем у управляющего: «А разве нельзя сделать так, чтобы быки, а не люди крутили тяжелый пресс?»

Вопрос к классу «Что ответит надсмотрщик на наш вопрос?» (дешевизна труда рабов)

Надсмотрщик скажет: «Говорят такое устройство кем-то придумано, но ни в нашем имении, да и нигде в округе его не увидишь. Господин считает, что труд раба обходится дешевле. За быком надо ухаживать, кормить его, пока он не станет сильным, а рабов после каждой победы римских войск можно купить почти даром».

Вопрос к классу. «Так почему же не используют труд быков если это возможно?»

–А теперь, представьте, что картина ожила и наполнилась звуками. Слышны рыдания, стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Прислушаемся, о чем говорят между собой управляющий и владелец имения.

Диалог.(инсценируется учащимися )

–Господин мой, что делать с этим стариком. Пять лет он в твоем имении. Он был лучшим рабом на прессе, а теперь ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.

– Он лодырь, – замечает рабовладелец, накажи его.

– Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.

– Попробуй продать его, говорит рабовладелец, лишний нахлебник нам не нужен.

– Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет.

– Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на реке Тибр,– отвечает рабовладелец. Туда свозят старых, никуда ни годных рабов, и они умирают там от голода и болезней.

Вопрос к классу. «Каким было отношение римских рабовладельцев к рабам на основании этого разговора?» (жестоким, бесчеловечным)

– Береги мое добро,– говорит рабовладелец управляющему, – знай, что у меня в имении 3 вида орудий труда: одни орудия немые – лопаты, вилы, другие мычащие – волы, третьи говорящие – это рабы. Волов жалей, они стоят дорого. А рабов заставляй работать и в праздники, даже, когда скот отдыхает.

Вопрос к классу. «Чем считались рабы для рабовладельца?» (говорящими орудиями труда)

Учитель. По представлениям римлян раб был вещью, которой рабовладелец полностью распоряжался, причем такой вещью, которую часто не берегли, так как стоила она дешево.

Продолжаем экскурсию.

– Чем заняты у тебя эти рабы? Спрашивает рабовладелец. ( на картине показываются 2 фигуры на переднем плане )

– Похвали меня, господин. Сбор оливок начнется только через месяц, а я уже приказал готовить сосуды для масла. Посмотри, раб поставил на огонь медный котел, в нем кипит смола. Другой раб налил кипящей смолы в сосуд и вращает его палкой. Сосуды надо хорошо обмазать смолой, иначе масло испортится и станет горчить.

– Молодец! За усердную работу я прибавлю тебе жалованье.

Учитель. Каждый из рабов, изображенных на картине, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Давайте послушаем одного из них.

– Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей–римлян. Многие из сирийцев, как и я попали в плен. Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину. Мы все ненавидим нашего господина и как можем вредим ему.

Учитель. В самом деле рабы в имении портят орудия труда, калечат хозяйский скот. Вот например этот (показывается на картине) три дня назад подпилил ось у телеги. Телегу потом тряхнуло на ухабе, ось сломалась и все хозяйское добро оказалось в пыли. Кто-то донес на этого человека управляющему, и теперь его каждый день истязают и ставят на самую тяжелую работу.

Продолжаем экскурсию.

Вечером мы получаем разрешение побывать в жилище рабов. Несколько ступенек ведут нас вниз. Полуподвальное помещение, маленькие оконца под самым потолком закрыты решетками, дотянуться до них невозможно. Сыро и холодно на земляном полу, кое-где лежит солома.

Разыгрывается сценка.

– «До каких пор мы будем задыхаться в этой темнице», –говорят рабы. Нет сил терпеть самодура управляющего, работать без единого дня отдыха, вечно недосыпать!

– А наша одежда! Хозяин выдает одну рубашку на год, к концу года она превращается в тряпье. Но и тряпки нам не принадлежат, из них делают лоскутные одеяла. Приближается зима, но кроме жалких лохмотьев у нас ничего нет. Ходят слухи, что в Сицилии восстали рабы, они расправились с рабовладельцами и стали свободными.

– Мы знаем, побег в горы труден,. но возможен. А если удастся бежать, кто знает может быть доберемся до Сицилии. Лучше быть убитым в бою, сражаясь за свободу, чем умирать здесь медленной смертью.

Учитель. Да, действительно, положение рабов в Риме было очень тяжелым. Они должны были трудиться от зари до зари. Боясь, что рабы могут сговориться между собой о борьбе, хозяева старались покупать из разных стран, не понимавших языка. Непокорные рабы работали и спали в железных оковах, на лице им ставили клеймо. Владелец мог поступить с рабом как пожелает, даже осудить его на смерть. Ни в одной стране древнего мира не было такого числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Поэтому и их борьба со своими эксплуататорами была особенно упорной, ожесточенной и массовой. На следующих уроках мы познакомимся с одним из восстанием рабов в Римском государстве– восстанием Спартака.

Вопрос к классу. Каковы особенности римского рабовладения?

4. Вопрос к классу. Какую вы можете дать оценку рабства вообще?

Рабство– это очень жестокая форма эксплуатации человека человеком, когда к человеку относятся как к предмету, вещи и поступить с этим предметом можно как захочется владельцу. Это очень унизительное положение. И к рабству мы должны относиться с возмущением, презрением. Человек должен быть свободным, иметь свои гражданские права. Но, к сожалению, рабство на земном шаре длилось довольно таки долго и прекратило свое существование только в XX веке.

  1. Закрепление материала.

Итак, мы на уроке познакомились с источниками рабства в Риме, путями использования труда рабов и особенностями римского рабовладения. А теперь для закрепления материала работа с тестами по вариантам.

Вариант 1
  1. Римский ученый Варрон утверждал, что занятые в сельском хозяйстве рабы– это орудия труда:

а) молчащие;

б) немые;

в) говорящие;

г) божественные.

  1. Во времена завоевательных войн рабы в Риме продавались по цене:

а) высокой;

б) умеренной;

в) низкой.

  1. Рабы, обученные сражаться друг с другом в вооруженном поединке на арене, назывались:

а) арендаторами;

б) ветеранами;

в) ликторами;

г) гладиаторами.

  1. Каковы были источники рабства:

а) плен;

б) продажа за долги;

в) дети рабыни;

г) верны все ответы.

5 Какую оценку вы можете дать рабству:

а) это жестокая форма эксплуатации человека человеком;

б) это унизительное положение, когда человек не имеет никаких прав;

в) это обычное положение человека в обществе.

Вариант 2.

  1. «В душе раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам…» – так утверждал философ и ученый:

а) Сенека;

б) Кантон;

в) Киней;

г) Тацит.

  1. Не иметь римлянину в доме раба считалось признаком:

а) богатства;

б) благородства;

в) нищеты.

  1. Во времена Римской республики для гладиаторских боев специально сооружали:

а) театры;

б) амфитеатры;

в) форумы.

  1. Что являлось особенностью римского рабовладения:

а) труд рабов в рудниках;

б) домашняя прислуга;

в) рабы-гладиаторы.

  1. Где использовался труд рабов в Древнем Риме:

а) домашняя прислуга;

б) сельское хозяйство;

в) ремесло;

г) верны все ответы.

V. Домашнее задание: параграф № 49.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!