СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Рабство в древнем Риме"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке по ФГОС есть парная, групповая работы, работа над проблемой и т.д.

Просмотр содержимого документа
«"Рабство в древнем Риме"»

Открытый урок по истории в 5 классе по теме «Рабство в древнем Риме».

Учитель истории: Гассиева М.С.

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.

Задачи урока:

Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.

Развивающая: Развитие умений работать в паре, в группе. Делать несложные выводы при работе с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Сегодня у нас очень интересный урок, в течение которого мы узнаем много нового и интересного. Учитывая то, что вы у меня большие молодцы я нисколько не сомневаюсь в том, что вы справитесь со всеми заданиями легко. Желаю вам удачи!

II. Актуализация опорных знаний.

На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима (вызвать к карте, чтобы показали) А сейчас давайте вспомним страницы истории этого замечательного государства.

Мы уже знаем о Риме много чего; время основания, географическое положение, занятия римлян, завоевательные войны и т.д. (Карта)

  1. Переход к изучению новой темы.

Прежде чем начнем изучение новой темы, я хочу зачитать вам письмо Теренция Варрона (читать письмо), спросить у детей, кому могли принадлежать «присланные им» вещи (меч, цепь, дер. гребень). Возможны ошибки, не исправлять их. Вернуться к этому вопросу в конце урока.

Мы с вами изучали и знаем, что Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов. Итак, мы сегодня будем знакомиться с жизнью рабов, кто и где применял их труд и способности.., и я думаю, что вы уже могли бы сказать как будет называться тема нашего урока… (дети пробуют назвать тему)

Безусловно, тема нашего урока “Рабство в древнем Риме”.

III. Изучение новой темы.

План.

  1. Письмо Варрона.

  2. Источники рабства.

  3. Труд рабов в сельском хозяйстве.

  4. Труд рабов в доме рабовладельца.

  5. Гладиаторы.

  6. Обсуждение высказывания неизвестного римского

сенатора и ученого Варрона.

Работа с понятийным аппаратом.

На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? (дети пытаются давать ответы).

Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.

Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.

  • 1 вид работы - парная работа.

А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Будем с вами работать с историческими документами - парно.(5 мин.) Поделитесь информацией и свои выводы об источниках рабства занесите в кластер, помните, вам нужно подумать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме?

(Сообщение) Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в са­мом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

Даже у бедных римлян было по нескольку рабов, а их отсутствие говорило о крайней нищете.

Источники рабства.

1 пара.  «Покоряя  ту  или  иную  страну, римские  полководцы  обращали  в  рабство  десятки  тысяч  военнопленных  и  мирных  жителей. В  результате  завоеваний  в  Римском  государстве  появилось  большое  количество  дешевых  рабов»



Назовите  источник  рабства?

2  пара.  «В  неурожайный  год  приходилось  брать  земледельцам  в  долг  зерно  или  серебро  у  знатного  соседа. На  участке  земледельца  ставили  долговой  камень, и бедняк  лишался  покоя  и  сна. Не  отдаст  он  в  срок  долг – отберут  у  него  участок. И  если  такой  несчастный  снова  не  мог  вернуть  долг, то  был  вынужден  отдавать  жену, детей, а  то  и  самого  себя  в  рабство»

Назовите  источник  рабства?

3 и 4  пара.  «После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул  продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала.  В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности»

Назовите  источник  рабства?

5 пара.  «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами  становились  дети  рабов, то  есть  распространилось  наследственное  рабство»

Назовите  источник  рабства?

- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?

Источники рабства в Древнем Риме

пленники дети рабов

пиратство продажа детей в рабство


Физминутка :

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!


  • 2 вид работы - групповой

А сейчас перейдем к следующему виду работы. Я попрошу вас разделиться на 3 группы. Каждой группе я задаю индивидуальное задание: 1-ая гр.- пункт 2 учебника, 2-ая - пункт 3, 3-я гр. – пункт 4.(5мин. на чтение), затем вы должны вписать в текст пропущенные слова и выступить с устной презентацией. Удачи! (раздать листки устн. презентации)

2. Труд рабов в сельском хозяйстве.

Труд рабов применялся в различных областях жизни римского общества: в сельском хозяйстве, в имении римских землевладельцев, на рудниках и каменоломнях, в домах богатых и знатных римлян, часть рабов становилась гладиаторами.



Труд рабов в доме рабовладельца.

А сейчас мы с вами узнаем, как жилось рабам в богатом доме

Гладиаторы.

В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем (Колоссеум) и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.

Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Гладиатор», в котором представлена битва Максимуса с другим гладиатором.

Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы

Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?

Представители от групп читают свои презентации. Спросить правы ли они остальных. Исправить вместе ошибки.

  • 3-й вид работы – обсуждение проблемы

  1. Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».

- Вы как думаете, справедливо ли общество, в котором «рабов не следует брать в расчет»? (ответы детей, всем желающим высказаться).

- Обратить внимание на то, что существование рабства уже несправедливость, а не то, брать их в расчет или нет.

А теперь вернемся к нашим вещам. Возможно ваше мнение изменилось, кому они могли принадлежать в Древнем Риме? (ответы детей - рабам в имении, в богатом доме и гладиатору).

IV - Закрепление изученного.

Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди. Итак, сегодня на уроке я

- узнал(а)…

- выяснил(а)…

- понял(а)…

(Раздаются карточки для самооценки)- 2 мин.

- выставление оценок.

V. Домашнее задание: пар. 49, задания в рабочей тетради №

Большое вам спасибо за активную работу. Думаю, урок был интересен и понравился вам. Отдыхайте!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!