Однажды в далекой –далекой галактике , на далекой-далекой планете жили – были альфики и бетики . Были они любознательны и очень любили историю . И вот однажды они решили отправиться на Землю и узнать историю населявших ее народов .
О какой цивилизации сегодня мы будем говорить?
Какие ассоциации она у вас вызывает?
Войны Рима
Юридическое право
Ораторы Рима
?
Римская республика
Творческие группы
- Для работы на уроке давайте разобьемся на творческие группы:
- Историки-практики №1-4
- Историки-теоретики №5
- Определим капитанов и группы с помощью игры в ассоциации «Животные и римская история»
Речь на уроке пойдет о жителях Рима , которых историк Варрон называл говорящими орудиями труда . О ком пойдет речь?
?
Какое определение слову «раб» вы можете дать?
?
Сами римляне полагали , что рабы должны быть довольны своим положением , ведь они часть их семьи
Как относились рабы к своему положению?
Рабство в Риме . Восстание Спартака
Нет ничего совершеннее , чем наше общество . У нас нет ничего , что противоречило бы справедливости . Что же касается рабов , то их не следует брать в расчет . Из речи в сенате
Все ли жители Рима имели права и были свободными?
Являлись ли рабы гражданами Рима?
Римляне считали свое государство самым свободным в мире
?
Из 120 миллионов населения Римской державы 60 миллионов составляли рабы
При этом из 5 млн . населения Италии
2 млн . составляли рабы
Проблема урока : Почему римляне считали такое положение законным и справедливым?
Рабство в Древнем Риме . Восстание Спартака .
- Имели ли права и свободы рабы? По римскому праву? На деле?
- Почему именно в Древнем Риме было самое большое количество рабов?
- Почему иметь такое количество рабов было опасно?
- Почему восстание Спартака имело такую мощь?
- Почему оно закончилось поражением?
- Почему общество , считающее себя демократическим , позволяло существовать рабству?
- Какие выгоды получало римское общество , угнетая рабов?
Маршрутная карта №5 Задание теоретикам Составьте обращение к римскому сенату , опираясь на факты из римской истории . Выразите свое отношение к рабству . Для того , чтобы ваша речь не была формальной , проанализируйте аспекты проблемы и заполненные маршрутные карты урока
Маршрутная карта №1 . 1 Почему именно в Древнем Риме было самое большое количество рабов? Каков был главный источник рабства
- Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. В период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала.
- Какие рабы ценились особенно дорого и почему?
Запоминаем… Маршрутная карта 1 . 2 «Рабство в Риме»
Источники рабства
Древний Рим
Источники рабства
Долги
Рожденные рабыней
Войны
За дезертирство
Пиратство
Маршрутная карта№1 . 3 . C оставьте рассказ , опираясь на картину и опорные слова (триумф , горе поверженным , рабы) Каков был главный источник рабства в Древнем Риме ?
Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов. Какие выводы можно сделать из этих данных?
Маршрутная карта №1 . 4
Где использовали труд рабов?
Маршрутная карта № 2. 1
Маршрутная карта №2 . 2
Марк Порций Катон. Земледелие
Марк Порций Катон
(234—149 гг. до н. э.) — видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание виллы, типичной для центральной Италии
Где применялся труд раб ов (докажите свое мнение строчками из документа)
Маршрутная карта №2 . 3 .
Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)
Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть долии (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, выре зать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту...
Содержание рабов: Паек рабам. Тем, кто работает в поле: зимой — по 4 модия (8,75 л) пше ницы, в летом — по 4,5.
Вино рабам. По окончании сбора винограда пусть они три месяца пьют ополоски, на четвертый месяц они получают по гемине (0,274 л) на день.
Приварок рабам. Заготовь впрок как можно больше палых маслин. По том заготовь зрелых — таких, откуда можно получить совсем мало масла. Береги их, чтобы они тянулись как можно дольше. Когда маслины будут : съедены, давай рыбный рассол и уксус. Масла давай на месяц каждому по секстарию (0,547 л), модия соли хватит каждому на год.
Одежда рабам. Туника (рубашка нательная) весом в 3,5 фунта и плащ через год. Всякий раз, когда будешь давать тунику или плащ, возьми сна чала старую одежду на лоскутные одеяла. Хорошие деревянные башмаки следует давать через год...
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987. — С. 194-196.
Вопросы к документам.
Где применялся труд раб ов (докажите свое мнение строчками из документа)
Как содержались рабы? (докажите свою мысль строчками из документа)
Римские политики о труде рабов
Владельцы имений считали, что не следует приобретать много рабов одной народности. Чем это можно объяснить?
Маршрутная карта№2 . 3
Маршрутная карта №2 . 4 Как римляне обращались с рабами ? Почему рабы плохо работали?
Почему рабы плохо работали?
Рабы приносят полям величайший вред . Они пасут скот плохо , дурно пашут землю , не заботятся о том , чтобы семена дали богатый урожай . Они и сами крадут зерно и от других воров плохо его оберегают»
Римский историк Колумелла «О рабах»
Маршрутная карта №3 . 1 Кто такие гладиаторы? Что такое школа гладиаторов?
Маршрутная карта№3 . 2 Расскажите о боях рабов в амфитеатре
Маршрутная карта№3 . 3 Как были вооружены гладиаторы?
Маршрутная карта№3 . 4 Каково было положение гладиаторов в римском обществе . Какие чувства вызывает у вас стихотворение М . Ю . Лермонтова?
Как обращались с рабами?
Маршрутная карта №4 Составьте рассказ о восстании Спартака по плану , опираясь на карту: 1-цели , ход-2 , итоги-3 , причины поражения-4 , историческое значение-5
Причины
Цель
Ход
Итоги
Историческое значение
Какими качествами обладал Спартак ? Почему он остался в памяти народа?
Почему рабы предпочли смерть неволи? Есть ли смысл в их героическом выступлении?
Красс . Разгромивший рабов
Римская рабовладельческая республика
Существует ли сегодня рабство?
Только то общество , в котором народ пользуется верховной властью , есть истинное вместилище свободы
Только то общество , в котором народ пользуется верховной властью , есть истинное вместилище свободы
Цицерон
Цицерон
Цицерон
В какой бы уголок мы бы ни заглянули , везде нам встретятся фигуры работающих
Это были люди , которые создали богатство Рима , все , чем гордилось римское общество
Альфики и бетики против римских рабовладельцев
- Исследовав проблему рабства , мы пришли к выводу , что это явление пример социального паразитизма
- Что в институте рабства был заложен смертный приговор Римской империи
- Что рабство –проявление низменных стремлений человека и желания жить за счет других
- Рабство не должно существовать ибо противоречит свободе человека как естественному праву
Наша позиция такова:
Рабству -нет!
Свободе –да !
Опорные понятия темы
- Раб , рабовладение , социальный паразитизм , вилла , права человека , гладиаторы , школы гладиаторов , сенаторы , граждане , угнетение
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Желаю удачи!
Домашнее задание