СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ради матери. (конспект урока в 7 классе по рассказу Амирхана Еники “Невысказанное завещание”)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “ Ради матери.”

(урок в 7 классе по рассказу А. Еники «Невысказанное завещание»)

Цели урока:

1. Повторение, обобщение и выявление уровня знаний по пройденной теме.

2. Воспитание любви, уважения, внимания по отношению к нашим дорогим матерям.

3. Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, выделять нужное.

4. Развитие активности, диалогической и монологической речи.

5. Воспитание уважения и любви к традициям и обрядам.

6. Воспитание внимательности, сообразительности, организованности, единства в достижении цели, чувства коллективизма; поддержание интереса к урокам татарского языка и литературы.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Форма урока: диалоговая с использованием мультимедийной презентации из 21 слайда с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Метод: Беседа, ответы на вопросы, технологии, направленные на личность, на критическое мышление.

Оборудование:презентация, выставка книг Амирхана Еники, раздаточный материал, проектор, сундук.

Просмотр содержимого документа
«Ради матери. (конспект урока в 7 классе по рассказу Амирхана Еники “Невысказанное завещание”)»










Ради матери.


(конспект урока в 7 классе по рассказу Амирхана Еники “Невысказанное завещание”)


















Гайсина Гузяль Абдулбариевна

учитель татарского языка и литературы













Тема урока: “ Ради матери.”

(урок в 7 классе по рассказу А. Еники «Невысказанное завещание»)

Цели урока:

1. Повторение, обобщение и выявление уровня знаний по пройденной теме.

2. Воспитание любви, уважения, внимания по отношению к нашим дорогим матерям.

3. Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, выделять нужное.

4. Развитие активности, диалогической и монологической речи.

5. Воспитание уважения и любви к традициям и обрядам.

6. Воспитание внимательности, сообразительности, организованности, единства в достижении цели, чувства коллективизма; поддержание интереса к урокам татарского языка и литературы.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Форма урока: диалоговая с использованием мультимедийной презентации из 21 слайда с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Метод: Беседа, ответы на вопросы, технологии, направленные на личность, на критическое мышление.

Оборудование:презентация, выставка книг Амирхана Еники, раздаточный материал, проектор, сундук.


Эпиграф: ”Ана - бөек исем,

Нәрсә җитә ана булуга;

Хатыннарның бөтен матурлыгы,

Бөтен күрке ана булуда...”

Һади Такташ.


Плакаты: 1. “Тел югалтса егет – ил югалткан,

Сүз югалтса – иле оялган” (Р.Әхмәтҗанов)

2. “Үзенең үткәнен оныткан халыкның киләчәге юк”

(Ш.Мәрҗани)

3. “Рәхәт булса да торган җир,

Сагындыра туган ил”(Җыр)

4. «Ә.Еники – күңел карурманының тургае”

Ход урока.

I.Вступление:

1. Добрый день, дорогие ученики!

2.Создать удобный психологический настрой.


Гомер – мизгел. Тормыш үзәненнән

Үтүләре ай-һай тиз икән.

Үтеп киткәч, сагынып сөйләр өчен

Түмгәгенә кадәр үз икән.

Слово учителя: Учащиеся, сегодня мы с вами продолжим разговор о маме, о завещании матери, о долге перед родителями. Это тема рассматривается всегда, на протяжении многих лет, но в последние годы возросло много жестокости и бессердечности.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение творчества А.Еники. Основная цель урока: анализ рассказа “Невысказанное завещание”. Изучим детали, символы, сделаем полный анализ произведения.

Мама – великое слово.

Мама – это самое великое слово в мире. В сердцах каждого хранятся самые искренние чувства к своей матери. Мы перед ними в неоплатном долгу. Мы говорим своим мамам самые искренние, красивые, нежные слова. Но в мире милосердие и злодеяние ходят рядом друг с другом.

(Звучит песня “Әнкәмнең догалары”)


Ана - бөек исем,

Нәрсә җитә ана булуга;

Хатыннарның бөтен матурлыгы,

Бөтен күрке ана булуда...”

Һади Такташ.

Наши местные писатели написали много стихов, посвященных маме. Давайте послушаем несколько стихотворений:

Ирек Маһиянов: “Әнкәй”

Булат Сөләйманов: “ Син кояшым минем”

Мама – море сочувствия.

"Ата-анагызга игелек итегез, сезгә дә балаларыгыз игелек итәр”.

Сез төндәге йолдыз сыман –СЕЗ ӘНИ....

II. Учитель:А сейчас вспомним сюжет рассказа “Невысказанное завещание”.

В сюжете рассказа есть 3 большие части и событие:

1. Жизнь Акъаби в деревне.

2. Болезнь в городе.

3. Смерть Акъаби.

Давайте, коротко рассмотрим каждую часть рассказа.


Ана – бик яшьли үлеп китсә дә ана, ә баласы – сакалы агарып бетсә дә бала – мәңге бурычлы бала.”


  1. Расскажите о жизни Акъәби в деревне.


Ученик. Акъаби почувствовала о своей болезни, когда в степи собирала кизяк. После возвращения домой она немного прилегла. Муж бабушки давно на том свете, дети разлетелись в разные стороны. Акъаби осталась одна дома. Каждый день ждет с нетерпением своих детей. Но они приезжают очень редко. Здоровье бабушки с каждым днем ухудшается. Соседи не оставляют ее одну, навещают, спрашивают о здоровье, кормят, смотрят за хозяйством. Деревенский народ не скупится на милосердие.


Учитель. Народ в деревне по правде отзывчивый. “Күңелең киң булса, бөтен илгә бер шырпы җитә”, - ди халык. В этом рассказе через чей образ мы это видим?


Ученик. Через образ молодой соседки Гарифы. Она ухаживает за Акъаби, готовит, убирает, всегда рядом. Все время интересуется состоянием здоровья бабушки. Когда бабушка совсем ослабела от болезни, она решила сообщить детям.

Учитель.Дети давайте будем милосердными, добрыми к старшим, таким бабушкам, как Акъаби. Будем делать добрые дела. Образ Гарифы же для нас будет образцом для подражания.

  1. Болезнь Акъаби в городе. “Дом останется одиноким...”

Дети узнав о болезни матери, сразу же приехали и решили забрать ее в город. Уезжать из родных мест, от односельчан ей было очень трудно.

Вот она в городе – рядом с детьми. Она лежит одна в своей комнате. Все чисто, кормят вкусно, но на душе у бабушки неспокойно. Жизнь дочери с зятем идет своим чередом. Часто приходят гости, родственники.Просто никто не обращает внимания на бабушку. Иногда заходит писатель , расспрашивает ее, вспоминает свою маму, и горит: “Мамы нужны не только маленьким детям , но и таким как я, людям, в возрасте.”


  1. Смерть Акъаби.

Учитель. Вот мы с вами подошли к самому волнительному моменту , которое оставляет в наших душах очень тяжелые чувства. Врачи сказали о скорейшей кончине матери. Что делать? Для объяснения этой ситуации учащиеся подготовили инсценировку отрывка. Творческое домашнее задание. После просмотра сделаем выводы.


Выступление группы. Участники: автор – Эльвина, зять – Артур, Гөлбикә (дочь) – Снежана, Суфиян – Ленар.

Автор. Врачлар кызы белән киявенә карчыкның тиздән үлеп китү ихтималын әйттеләр. Бу хәбәр аларда зур борчу тудырды. Мәетне юу бар, җыештыру, озату бар. Ә алар бу эшләрнең тәртибен белмиләр. Юарга, кәфенләргә карчыкларын да табар иде, бәлки мулласын да чакырыр иде, ләкин болар барысы да бик мәшәкатьле эш бит... Ахырда кияве әйтте:

Зять.. Гөлкәй бүтән чара юк, әбине больницага салырга кирәк. Нишлисең инде, үләргә булгач кайда да барыбер.... Аның каравы балалар кадерле әбиләренең үлемен күреп, куркып елашмаслар...

Сын Суфиян. Што сез, кадерле әниебезне өйдә үлмәсен өчен генә болницага илтеп салмакчы буласыз!? Оятын ничек күтәрерсез, хурлыгын кая куярсыз! Юк, мин риза түгел!

Зять. Каенагай, син безгә бер сүз әйтергә дә хакың юк! Без аны авылдан алып килеп, ай ярым өебездә карадык. Әгәр дә больницага саласың килми икән, үзегезгә аласың да кайтасың! Сиңа да ана бит ул! (Суфиян аптырап Гөлбикәгә карый)

Гөлбикә. Миңа карама, мин арыдым, мин берни эшли дә алмыйм (елый).

С каждым днем дыхание у Акъаби все затрудняется . Настают дни прощания с этим миром. Перед детьми настает хлопоты прощания в последнюю дорогу. Находя разные причины, против воли матери, они отправляют маму в больницу. По их мнению, в больнице она будет окружена вниманием и уважением. Но недолго, Акъаби навечно закрывает глаза.

Дети хоть и в возрасте, но завещание своей матери не выполняют.Они боятся, что их мать умрет дома, осознают, что похороны – это хлопотное дело и ложат свою больную мать в больницу, которой осталось всего жить три дня. В больнице бабушка умирает.

Перед отправлением Акъаби в больницу у детей вышел спор, который оставил в душе тяжелые чувства.Не только образованный человек может быть человеком! Он в первую очередь должен быть человечным, милосердным.

Ко второй части урока сделаем краткий вывод строками из стихотворения Нажара Нажми.

Учитель. Амирхан Еники часто обращается к символам, психологическому диалогу, деталям, которые описывают внутренний мир человека. Именно в рассказе “Невысказанное завещание” мы это открыто видим.


  • Что такое деталь?

Слушаем мысли учащихся.


Деталь – әдәби әсәр тудыруда катнаша торган әйбер, сызык, хәрәкәт, күренеш.


Учитель: литературные детали активно используются в отражении души человека. Произведение начинается с пейзажа. Давайте еще раз прочитаем эти строки:

Йомшак кына җәйге җил исә... Дала буйлап кылганнар йөгерә, кылганнар йөгерә. Ефәк чукларын еш-еш селкеп, акрын гына кыштырдап, бик тырышып һәм бик кабаланып йөгерә кебек алар...”


С каким образом встречаемся?


Ученик. В этих строках описывается пейзаж.


Учитель. Да, в стиле писателя пейзаж степи – украшение национальных традиций. Күз күреме җитмәслек еракларга сузылган дала башкорт халкының хөрлек яраткан ашкынулы характерын, киң күкрәк авазы булып ишетелгән куәтле моңнарын бик тулы чагылдыра.

Таким образом, образ “степи” по вашему какой образ?

Образ “степи” – это родные места, пришедшие из далеких времен, образ жизни, истории народа.


Жизнь героя рассказа Акъаби невозможно представить без башкирской степи: Аксылу, Аккилен, Акҗиңгә, Акъәби, ее исторические лестницы, значимый мир, грустная природа, отражение полных обид в песнях, яростный героизм представляется в образе ковыль.


Учитель. А степь какая?


Ученик. Тихая, пустая, грустная.


Учитель. Мы говорим, литературный пейзаж играет роль узнавания. Что по вашему символизирует тихая, пустая, грустная степь?


Ученик. Из маленькой деревни Юлкотлы молодежь уезжает в город. Из слов старика Минлебай, понятно,поля Юлкотлы полностью вспаханы. Названия старых границ, старых ям остались там зарыты.

Учитель. Чей образ стоит в центре произведения?


Ученик. В центре произведения образ Акъаби. С ее мыслями, переживаниями. В этом образе отражены духовное богатство народа, традиции и обычаи.

Учитель. Еще что можете сказать об Акъаби?


Ученик. Несмотря на свои болезни Акъаби жила жизнерадостно, она была добрым и хорошим человеком. Очень любила своих детей, к мужу относилась с уважением. Старалась воспитать детей с умом и пользой.

Учитель. Акъаби гордится тем, что ее дети добились высоких званий. Но у нее на душе не все спокойно. Что ее волнует? Как вы думаете, что волнует Акъаби?


Ученик. У нее болит душа от того, что ее дети покинули родной край и приезжают очень редко.


Учитель.По вашему, бабушка волнуется ненапрасно?


Ученик. Как видно из произведения, Акъаби переносит очень тяжело, то что ее сын Суфиян женился на русской девушке. Она относится к этому, как к предательству, да еще и внуки не знают ни одного слово на башкирском языке.


Учитель. Вспомним традиции и обычаи, о которых в настоящее время неопытный народ почти совсем забыл. Что такое завещание?

Ученик. Завещание – передача хозяином, чего либо другому человеку после смерти.

Учитель. Почему произведение названо именно “Невысказанное завещание”?

Ученик. Акъаби хочет оставить завещание своим детям.


Учитель. О каком завещании она хочет сказать?

Ученик. Акъаби хочет сказать своим детям, что родной язык нужно любить, соблюдать традиции и обычаи, не забывать родной край.


Учитель. Из всех перечисленных завещаний Акъаби, какой наиболее нужный, как вы думаете?


Ученик. Акъаби хочет, чтобы ее похоронили по мусульмански. Но и это желание ее было не выполнено.

Учитель. Слова автора, когда ее провожали в последний путь были для всех уроком. Давайте еще раз вспомним эти строки. “Дорогие друзья, мы навсегда расстались с жизнерадостным, добрым человеком. Да, она была для всех нас родной. Не только родной, я бы даже назвал ее матерью башкирского народа. Но что мы знаем о ее правоте? Разве сумели разглядеть ее душу. Ее жизнерадостность и добрые мысли?

Писатель, как и старуха носит разные мысли, для того, чтобы не забывать предков. На могиле у бабушки он хочет сказать самые правильные, последние слова. К сожалению, эти слова даже не дослушивают,наоборот ругает его. В конце произведения, как будто хочет сказать о завещании, которое не сказала Акъаби , откуда – то появляется ее сундук. Скажите, а что в нем есть?


Ученик. В сундуке Акъаби лежали белый бязевый верхний сафан. Чего только нет в этом сундуке: кнут с кистьями, чисто белый вырезной накосник и т.д. Здесь же у Акъаби переходящий из поколения в поколение накапливаются старые искусства. С “зеленым сундуком” мы еще здесь увидимся.


Учитель.Каждые предметы в сундуке выполняют свою задачу. Эти предметы – символы башкирского народа. Подумайте, что значит саван.


Саван - в глубоком смысле понятие символ. Народный давний обряд.

Учитель. У Акъаби зеленый сундук, заставляет задуматься и детей. Умершая мать раскрыла им глаза. Дорогие дети своей матери желали вечную жизнь. Но лишенные савана поняли. Поэтому они друг на друга не посмели смотреть. Таким образом, что означает деталь “зеленый сундук?”


Ученик. Духовное богатство народа.


Учитель. Снова вернемся к произведению: “Дала буйлап кылганнар йөгерә. Шул кылганнар арасыннан таякка таянган Миңлебай карт килә. Әйтерсең ул - безнең ерак бабаларыбыздан килгән илче, безне Акъәби васяте белән тоташтыручы үлмәс көч, арадашчы.

Аның :”Кайтыр, насыйп булса кайтыр... Ә син учагың карый тор, учагың... Учагыңда утың сүнмәсен”,- ди.

А почему старик Минлебай так сказал: “Учагыңда утың сүнмәсен”,- ди. ?


Ученик. Потому что старик Минлебай понимал одиночество Акъаби. Теперь если сможет,т.е. если Акъаби будет жить, то сохранит свой род. Детям своим Родину, чтобы возвращались в родные места, чтобы не забывали родительский дом,не оставляли его, не погасили семейный очаг, духовные ценности. Дает понят, чтобы они сохранили все это.


Учитель. После повторения, анализа произведения, какие поднятые проблемы можем перечислить.

Они: 1) достойная жизни личность.

2) не забыть прожитую жизнь.

3) не забывать родную землю, народ свой.

4)ради матерей, не обижать мам.

5)уважай живых, не забывай могилы умерших.



Метод “фишбоун”

Балык кылчыгы алымы ярдәмендә әлеге фикерләрне проблема итеп алып, факт һәм сәбәпләрне билгеләп, нәтиҗә ясыйк.



Учитель. Как раскрывается уважение к своим истокам в произведении.

Ученик. Нет уважения к традициям, обычаям. Их не признают. Взамен старшему поколению идет безжалостное, бессердечное поколение.


Вывод.


Учитель.

Акъаби - мать народа. Ее завещание – завещание народу. Если мы не услышим ее завещания, наш язык, народ, традиции просто исчезнут. Образ поэта в произведении именно об этом предупреждает.


(Звучит песня “Әнкәй бәгърем”)

Обратите внимание на эпиграф урока.

Ана - бөек исем,

Нәрсә җитә ана булуга;

Хатыннарның бөтен матурлыгы,

Бөтен күрке ана булуда...”

Һади Такташ.




Перед родителями мы все в долгу. Их молитвы и пожелания дают нам силу жить. Нужно беречь их, тогда когда они живы.

Елатмагыз әниләрегезне,

Төнге тәрәзәләргә каратып:

Догаларын, керсез теләкләрен

Биргән алар сезгә яратып.

Елатмагыз әниләрегезне,

Күз төбәтеп юллар чатына:

Онытмагыз – сезне төп нигездә

Әнкәегез йорты чакыра.


Рефлексия:

Дорогие учащиеся, давайте будем всегда милосердными к матерям. Гордиться традициями, обычаями, уважать старших. Не забывать свой родной край, своих предков.

Я думаю, это произведение, образ Акъаби сохранится в ваших душах на долгие годы. Я желаю вам, чтобы вы с уважением относились к старшим, родителям, бабушкам, дедушкам. Любите их, уважайте, не обижайте.Урок закончим словами Туфана Миннуллина “Әниләргә булган буручны КЕШЕ булып кына түләп була”.


Домашнее задание по выбору:

1.Опираясь на материалы урока составить презентацию о своих бабушках.

2.Собрать материал о традициях татарского народа.


Выставление оценок.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!